Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО на тему "Праздник в городе"»
План урока ИЗО в 3 классе
Подготовила: учитель начальных классов Шитикова Ольга Владимировна
Тема : Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику Мвасленица.
Цель:
Познакомить детей с историческими корнями празднования Масленицы и его символическим значением.
Задачи:
1.Познакомить детей с народным праздником масленица, обычаями и фольклором наших предков. 2.Воспитывать интерес к традициям русского народа. 3.Развивать композиционные навыки учащихся.
Оборудование урока: Презентация «Широкая Масленица», таблицы с пословицами, подборка слайдов с репродукциями картин русских художников о Масленице, музыкальное оформление - русская народная песня «Ой, блины, блины, блины…»
На столах у учащихся краски, кисти, фломастеры, клей, ножницы.
Ход урока:
На слайде таблицы с пословицами:
На горах покататься, в блинах поваляться.Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны. Маслёна не на век дается.
1.Организационный момент. Проверка подготовки к уроку.
2.Постановка цели урока.
На доске вы видите пословицы о празднике, который очень любили наши предки. Какой это праздник?
Беседа с учащимися ,в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о Масленице.
Да, действительно, Масленица - один из старейших праздников, который пришёл к нам из языческой Руси.
3.Объяснение нового материала.
Песня «Ой, блины, блины, блины…» и открывается презентация. Далее идёт работа с презентацией.
Масленица в России еще с давних времен является самым веселым, шумным народным праздником. Каждый день этой недели имеет собственное название, которое говорит о том, что в этот день надо делать.
Масленица по традиции это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. Предназначение Масленицы это помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции этого замечательного праздника.
В некоторых регионах России, к Масленице готовились заранее еще с субботы предыдущей недели, в которую отмечали «малую Масленку». Это происходило так: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города или с базара, спрашивая: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того лупили этими лаптями.
В воскресенье перед Масленицей на Руси ходили в гости к родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали к себе. Так как в масленичную неделю не разрешалось есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, носило название «мясного воскресенья», в которое тестю было принято звать зятя «доедать мясо».
Понедельник Масленицы в России— это «встреча» праздника. В этот день по традиции устраивали и раскатывали ледяные горки. По русской примете, чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям раскачиваться на качелях, причем, чем выше, тем больше счастья.
Вторник Масленицы в России — это по традиции «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции кормят блинами.
Масленичная среда — это «лакомка». Название этого дня все объясняет. В среду принято поступать прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, естественно, блины.
Четверг— это день «разгуляй». В этот день люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг города или деревни. Главное мужское занятие в четверг — оборона или взятие снежного городка.
Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, безусловно, зятя встречает, и угощает блинами.
Суббота— традиционные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.
Последний день Масленицы в России по традиции – Прощеное воскресенье. Это красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста необходимо очистить душу, повиниться, попросить у всех прощения. А главное – простить всех самим.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.
2)Многие художники запечатлели празднование Масленицы на своих полотнах. – А какие дни празднования Масленицы показаны на их картинах? Рассматривают картины художников.
3)Сегодня мы создадим работы, которые покажут, как готовятся к Масленице. Как украшают свои площади, улицы для встречи этого необычно красивой традиции.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Ребята распределяют кто что будет рисовать, задача учителя им в этом помочь.
Для создания более комфортной атмосферы во время работы можно показывать фрагмент мультфильма «Ишь ты, Масленица!»
5. Выставка и анализ работ.
6. Подведение итога урока.
- О каком празднике говорили на уроке?
- Что вы о нем запомнили?
- Отмечается ли Масленица в вашем городе, в вашей школе? Как?