Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир "По равнинам и горам" 4 класс»
Урок по окружающему миру на тему « Равнины и горы России.» (4класс)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – путешествие.
Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова, перфокарты по теме « Горы».
1.Организационный момент.(слайд)
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас,
Чтобы что-то создать ,надо многое знать,
Уметь думать и рассуждать.
Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.
Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.
Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.
Ход урока.
1.Организационный момент. Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас,
Чтобы что-то создать ,надо многое знать,
Уметь думать и рассуждать.
2. Проверка домашнего задания.
Игра « Да и нет»
- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.
Я читаю утверждения, а вы , если согласны со мной , ставите знак «+», и ,
если не согласны, то «-«.
Астрономия – это наука изучающая поверхность Земли. (-)
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - это карта. ( +)
В Солнечной системе 8 планет. (+)
Глобус - планета Солнечной системы. ( -)
Самая яркая звезда Сириус в созвездии Большого Пса. ( +)
Археология – это наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. (+)
История – это наука изучающая , жизнь людей в далеком, и не далеком прошлом, их занятия, обычаи , верования. (+)
2. Самопроверка.
- Я читаю правильные ответы. Посчитайте количество баллов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. 7 баллов – «5», 6 баллов – «4», 5 баллов – «3». Поставьте себе оценку.
Постановка проблемы - находим объект изучения.
Прослушайте небольшой текст и догадайтесь о чем он.
То, что нам предстоит сегодня исследовать, является одной из форм поверхности земли. В отличие от равнин, они очень высокие. Ещё древние люди, наблюдая за строением и красотой этого, стали использовать вид этой земной поверхности для строительства пирамид.(слайд)
Вопрос: Что будет являться объектом изучения? (ответы детей).
Каждый член вашей экспедиции будет вести свой отчёт о проделанной работе. (заполнение первых строк отчёта (приложение 2))
II. Работа по теме.
Итак, объект изучения – горы.
Что такое горы? Составление ассоциаций
1 задание: из предложенных слов ассоциаций группам составить определение.
Примечание: опираясь на ответы детей составить научное определение.
Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами.
(записываем определение в отчёт)
2. Определение цели исследования.
Горы, в зависимости от высоты, делятся на 2 вида: высокие и низкие (заполнение отчета).
Цель: найти основные различия между высокими и низкими горами.(слайд)
3. Приступаем к важному моменту – исследованию.(слайд)
2 задание: работа с текстом, основные понятия заносятся в сводную таблицу.
Примечание: дети работают над текстом (приложение 1), в группах, находя основные отличия высоких и низких гор. Результаты заносятся в отчёт. Один представитель от группы доводит данные исследования до других групп. Таблица заполняется полностью с пояснением учителем отдельных факторов. Данные оформляются на специальном макете гор ( данные расположены в дополнительных ресурсах в файле «Карточки для макета»).
Наименование
Высокие горы
Низкие горы
1.
Высота
5000-7000 метров
1000-2000 метров
2.
Форма склонов
крутые
пологие
3
Наличие вечных льдов и снегов
есть
нет
4.
Названия
Алтай, Тянь-Шань
Сарыарка
Цвет на физической карте
Темно-коричневый цвет
Светло-коричневый
5.
Общее:
Вершины выстраиваются в виде горных гребней. Гребни образуют горные хребты.
Туризм, альпинизм, экстремизм, спорт, отдых, лечение, полезные ископаемые, охота, создание заповедников и национальных парков, выпас скота
Задания карты для групп.
Итог исследования: различие между высокими и низкими горами заключается в:
1 группа даёт различие гор по следующим принципам:
1. Высота
2. Форма склонов
3. Наличие вечных льдов и снегов
4. Названия
5. Цвет на физической карте
6. Растительность
7. Животный мир
3 группа
Общее: это роль гор для человека и человека для гор.
Проведение физминутки (на различие между высокими и низкими горами)
III. Закрепление материала.
Ваша экспедиция успешно провела исследования. Теперь нам необходимо получить результат. Как вы думаете, что является результатом вашей работы? (ответы детей)
Примечание: подвести детей к тому, что результатом любой работы являются знания, которые в дальнейшем можно применять на практике.
3 задание. Расположить элементы живой и неживой природы на макете горы и сделать вывод, к какому из видов гор относится предложенный вариант.
Примечание: детям предлагаются фотографии (формат А 4) форм земной поверхности – высокие горы, низкие горы и равнины. Также детям даются мини – карточки с данными (расположены в дополнительных ресурсах в файле «Раздаточные карты для проекта»).
Группам необходимо определить форму поверхности и выбрать те элементы, которые соответствуют данной форме.
Защита мини проектов.
4 задание. Заполнение карточек выхода
Физминутка. ( Музыкальная)
5. Закрепление.Рефлексия.
1) — Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?
- Что такое равнина?
- Что вы можете сказать о горах?
2) Работа у интерактивной доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)
3) Групповая работа.
Тест «Равнины и горы России»
А1. Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской»?
1) Саяны 2) Уральские 3) Кавказские 4) Алтай
А2.Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов.
1) Ямал 2) Кольский 3) Камчатка 4) Чукотский
А3. Отметь самую высокую гору России.
1) Казбек 2) Белуха 3) Эльбрус 4) Народная
А 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
В 1. Обозначь горы, которые отделяют европейскую часть страны от азиатской
1) Саяны 2) Уральские 3) Кавказские 4) Алтай
В 2. Найди неверное высказывание
1) Равнины с низменностями и возвышенностями называются холмистыми.
2) Саяны включены в список Всемирного наследия.
3) В Ильменском заповеднике охраняют минералы Урала.
4) Русская равнина – величайшая в мире.
С 1. Отметь горы, располагающиеся на юге Сибири.
1) Кавказские 2) Уральские 3) Саяны 4) Алтай
6. Подведение итога урока.
- Был ли этот урок интересным для вас?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания вызвали трудность?
- С какими равнинами познакомились на уроке?
- Назовите виды равнин.
- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.