Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Как живут растения?"»
Конспект урока окружающего мира по теме «Как живут растения?»
УМК «Школа России»
Цели: познакомить с условиями жизни растений; -расширять представления о жизни и росте растений; -показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; -воспитывать бережное отношение к растениям.
Формирование УУД: -регулятивные: умение различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. -познавательные: умение использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; -коммуникативные: умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание. -личностные: формирование нравственного аспекта поведения(бережного отношения к растениям); способность к самооценке.
Планируемые результаты:
Предметные: • знания-узнают общие условия ,необходимые для жизни растений. • умения-научатся грамотно стоить свои высказывания. • навыки-соблюдать правила ухода за комнатными растениями. Метапредметные: а) личностные: • уметь проводить самооценку; • бережно относиться к растениям. б) регулятивные: • уметь различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. в) познавательные: • уметь использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; • искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах г) коммуникативные: • уметь определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
1.Ход урока
I. Организационный момент.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
2. Повторение.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами проводили практические работы по изучению свойств снега и льда. Давайте проверим, как вы их усвоили. Проведем тест-игру «Согласен- не согласен». Если вы с моим высказыванием согласны и считаете его верным, то ставите в первой клетке карточки для теста знак «+», в противном случае – «-» .
1.Снег при таянии превращается в воду.
2. Если вода замерзнет, она превращается в лед.
3. Снег бесцветный.
4. Лед прозрачный.
5. У снежинки пять лучей.
6. Снег рыхлый.
7. Лед рыхлый.
8. Снег непрозрачный.
9. Все снежинки одинаковые.
10. Снег белый.
Учитель: - Хорошо, закрасьте все клеточки со знаком «+» красным карандашом. У вас получится узор в виде ковровой дорожки. Сравните его с моим. У кого получился такой же узор – встаньте. Молодцы.
3. Работа над новой темой.
Беседа.
Учитель: - О чем пойдет сегодня разговор, вы мне попробуйте сказать сами.
- Отгадайте загадки:
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель)
(Стоит Алёнка: платок зелёный, Тонкий стан, и белый сарафан. (Береза)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)
Учитель:
- Береза и ель – это что? Как одним словом сказать? (Деревья).
- А малина? (Кустарник).
- К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава).
- Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения).
- К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные).
- О чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.
- Назовите, какие еще растения вы знаете? (ответы детей)
- Посмотрите, какое многообразие растений нас с вами окружает в природе и дома.
4.Физкультминутка.
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроения
Делаем мы упражнения:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись,
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли, к знаниям стремясь.
5.Продолжение работы над темой.
Учитель: - Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Имея столько общего, как живут эти прекрасные создания природы? Давайте найдем ответы на два вопроса: можно ли назвать растения живыми и какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?
- Как вы думаете, растения – живые? Обоснуйте свою точку зрения, почему вы та считаете. (Ответы детей).
Вывод: все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые.
6.Работа по учебнику.
Учитель:
- Кто знает, с чего начинается жизнь растений? (Ответы детей)
- Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(желудь)
_ Желудь – это плод дуба. В нем спрятано семя.
- Откроем учебники . Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре.
(Заслушивается рассказ ученика у доски)
- Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло? (Ответы детей).
- Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.
7.Работа в «Рабочей тетради» (стр. 21)
- Как из зернышка появляется колосок? Расположите и приклейте картинки в правильном порядке. Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
8.Физкультминутка.
Хомка, Хомка, хомячок –
Хома-кругленький бочок,
Хома рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хома хатку
И встает он на зарядку,
Раз-два – выше голова.
Три-четыре – руки шире.
Пять-шесть – тихо сесть.
Семь-восемь –лень отбросим.
9.Продолжение работы по теме урока.
Учитель:
- Дома вы проращивали семена гороха, фасоли в двух баночках. Расскажите о своих результатах. (Эксперимент. Наблюдения детей)
Беседа.
- Что повлияло на то, чтобы семена проросли? (Вода и тепло)
- Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца)
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться дальше?
- Почему?
- Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда его нужно поставить? (На подоконник)
- Почему?
- Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет).
Учитель:
- Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны растениям для жизни, чтобы жить и радовать человека?
- Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?
- Почему их ставят близко к окну?
- Что делает девочка на следующем рисунке?
- Что произошло с этим растением и почему?
Вывод:
- И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).
10. Итог урока:
- Мы проследили, как живут растения и какие условия необходимы для жизни. Вспомните, какие выводы мы сделали на протяжении урока? Принимать их будет Мудрая черепаха.
11. Рефлексия.
- Наш урок заканчивается. За что вы себя можете сегодня похвалить или своего одноклассника.