kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "ь знак на конце имён существительных после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий урок в 3 классе. Программа "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "ь знак на конце имён существительных после шипящих"»

Автор разработки:

Камышева Оксана Викторовна

учитель начальных классов

Предмет, класс: Русский язык, 3 класс

Раздел программы: Имя существительное

Тема урока: «Снова о Ь» (Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих).

Цели урока:

  1. Обучающая:

  • познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

  • проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;

  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

  1. Развивающая:

  • развивать память, мышление, внимание;

  • развивать познавательный интерес;

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

3. Воспитывающая:

  • воспитывать уважение к родному языку;

  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, к труду.





Задачи:

  1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

  2. Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.



Тип урока: объяснение нового материала.



Технологии: проблемно-поисковые, групповые, работа в парах.



Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.



Оборудование:

  • Учебник «Русский  язык. К тайнам нашего языка.», 3 класс часть 2, (автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленск, «Ассоциация XXIвек», 2009);

  • карточки с заданием  для работы в группе, в паре, индивидуально;

  • индивидуальная карточка с алгоритмом работы;

  • клей –карандаш;

  • маркер (у учителя)

  • печатные карточки для демонстрации с доски.



Литература:

  • Учебник «Русский  язык. К тайнам нашего языка.», 3 класс часть 2, (автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленск, «Ассоциация XXIвек», 2009);

  • Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.» – М.: ВЛАДОС, 2003.

  • Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «И учёба, и игра: русский язык» - М.: Валдос,2003.

  • Е.А.Нефедова, О.В.Узорова Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: АСТ: Астель, 2007.

  • Программно - методические материалы. Русский язык.

  • Е.Ф.Макашова, Н.С. Жидкова Русский язык. 3 класс. Поурочные планы по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.II полугодие. Волгоград. 2008

  • Интернет: http://posobiya.ru/SREDN SKOOL/RUSSK/

  • Интернет: http://school-collection.edu.ru/



























Ход урока.

I. Организационный момент.

   - Быстренько проверь, дружок,

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте, всё ль в порядке:

      Ручки, книжки и тетрадки?



II. Чистописание.

– Догадайтесь, о секретах какой буквы мы сегодня будем говорить?

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.

(мягкий знак)

- Пропишите по образцу строчку буквы ьь

- В чём особенность этой буквы?

( Буква мягкий знак есть, а звука у неё – нет. Ь [--])



III. Орфографическая минутка.

(повторение знаний о написании Ь в словах)



Запись под диктовку:

Осень, льёт, маленький, течь, Илья, бежишь, умыться .



Самопроверка:

сверяют запись с записью на карточках и объясняют написание слов(учитель вставляет буквы маркером): ОС..Н…, Л…ЁТ, МАЛ…Н…КИЙ, ТЕЧ…, …Л…Я, Б…Ж…Ш.., УМЫ….



- Укажите к каким частям речи они относятся?

– Что общего во всех словах? (в их написании есть Ь.)

- Подумайте и объясните, а какую роль играет в этих словах Ь? Какова его работа?

(смягчает согласный, разделяет согласный и гласный звук, указывает на неопр. ф гл. или на 2л. ед.ч.гл)

- Найдите схемы, которые подходят для объяснения написания Ь.

( ____Ь; ____Ь_; __Ь__; Неопр. ф. гл.  тЬ, чЬ, тЬся; 2л. ед.ч. гл. -ешЬ или – ишЬ)



Вывод: в русском языке Ь может указывать на мягкость согласных, а может указывать на форму слова.



IV. Изучение нового материала.



  1. Постановка проблемы.



На доске записаны слова:

Столы, вещи, ерши, караси, мелочи, чертежи.

- Что общего у данных слов? (сущ, мн. ч.)

- Поставьте эти слова в единственное число.

( на доске: стол ,вещ?- Ь….)



- А теперь давайте посмотрим, с написанием каких слов мы легко справились? (стол, карась)

Объясните, почему в одном слове мы написали Ь, а в другом слове – нет? ([л]-звучит твёрдо, Ь не нужен, [с']- звучит мягко, Ь нужен)

- А что же с другими словами? Задание было одно, а вариантов написания - два? Почему же так вышло? (Мы не знаем, как правильно).

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (новая работа Ь).



  1. Поиск решения.

- Вам сейчас нужно будет провести наблюдения и сделать вывод о новой работе Ь.

Работа в группах:

-У вас карточки с правильно написанными словами и вопросник. Ваша задача провести исследования написания этих слов и сделать вывод.

РОЖЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ, МОЛОДЁЖЬ,

КАЛАЧ, ВРАЧ, МАЛЫШ, ГАРАЖ, ГРАЧ.

Задания для исследования:

  1. К какой части речи относятся слова? __________

  2. Можно ли сказать, что эти слова стоят в начальной форме (в ед.ч., И.п.)?_______

  3. Каким звуком заканчиваются слова?

Выбери (нужное подчеркни):

    • Гласным  ударным, безударным

    • Согласным  сонорным, звонким, глухим, шипящим, парным



  1. Прочитай слова с мягким знаком. Что их объединяет?

Они стоят в ______________

  1. Прочитай слова без мягкого знака. Что их объединяет?

Они стоят в _____________

  1. Сделай вывод: когда пишем Ь? А когда нет?




– Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64(выделенное).

- К правильному выводу иы пришли? (да)



Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова -

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!


- На что указывает Ь в этих слова: на мягкость согласного или на форму слова? (на форму слова)

- Проверим себя: правило с 64 первый абзац.


ТАК ЗАПОМНИ:

РОД МУЖСКОЙ ГОНИТ Ь МЕТЛОЙ.

ЖЕНСКИЙ РОД – НАОБОРОТ

Ь – В ДРУЗЬЯ БЕРЁТ.


- А как обозначать эту орфограмму? Прочитайте с. 64 третий абзац.

- А как нам действовать, чтобы не ошибиться в написании таких слов? Прочитаем памятку–совет наших друзей, авторов нашего учебника. С. 65.

Ж.Р.  Ь

ШИП. СУЩ., ?  НАЧ. ФОРМА (ед. ч. И. п)  РОД

 М.Р. _

-Слушай слова: если есть Ь – хлопни вверху, если нет – внизу.



НОЧЬ, ГРАЧ, ПЛАЩ, МАЛЫШ, ЛОЖЬ, РОЖЬ, ЛАНДЫШ, КЛЮЧ, ДОЧЬ, МУЖ, РЕЧЬ, МОРЖ, ЁЖ, ТУШЬ, НОЖ, ГЛУШЬ, МЫШЬ.



V. Закрепление изученного материала.

1.с.65 упр.506 – запись слов в тетрадь с комментированием.



2. «Четвертое лишнее». Запиши «лишнее» слово.

плащ, плющ, помощь, лещ

мышь, тишь, ерш, тушь

луч, дочь, мяч, грач



3. Образуйте от данных слов имена существительные с ь после шипящих на конце.

вещица –

брошка –

ночной –

ржаной –

4. Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  • близкий приятель, друг (товарищ)

  • человек, лечащий больных (врач)

  • мелкие деньги (мелочь)

  • часть суток от вечера до утра (ночь)

  • молодые люди (молодёжь)

  • непромокаемая легкая одежда от дождя (плащ)

5. Работа в парах.

–Реши орфографические задачи. Соедините начало и конец пословиц.

Луна и ноч..

И год хорош,

День и ноч..

Хорошую реч..

Лучше горькая правда,

чем сладкая лож..

сутки проч..

хорошо и слушат..

что мат.. и доч..

что мат.. и доч..


6. Самостоятельная работа.

– Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных.

I вариант – записывает слова без ь.

II вариант – записывает слова с ь.



Шалаш.., багаж.., тиш.., ерш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..

(Взаимопроверка.)



7. Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).




1





2





3




4




Загадки.

  1. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. ( Нож).

  1. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

  2. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

  3. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).



- Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)



VI. Итог урока.

– О каком секрете мягкого знака вы узнали?

- На что указывает Ь на конце существительных после шипящих – на мягкость согласного или на форму слова?

-На какую форму? (на Ж.Р. им сущ)

– Как применять этот секрет при письме?

Ж.Р.  Ь

ШИП. СУЩ., ?  НАЧ. ФОРМА (ед. ч. И. п)  РОД

 М.Р. _

- На следующем уроке русского языка мы продолжим работу над этим правилом.

Домашнее задание: с. 64 – правило.





Рефлексия.



Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.



Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – синюю.

  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную.



Особенности местоимения как часть речи, написание и употребление в речи личных местоимений.

Цель урока: обобщить знания о местоимениях,

научиться правильно употреблять в

речи личные местоимения

Задачи: расширить и углубить знания учащихся

о личном местоимении как части речи, активно

используемой в общении;

  • учить детей лаконично аргументировать

свой ответ;

  • воспитывать в учениках средствами урока

уверенность в своих силах.

  • Личностные УУД: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

  • Регулятивные УУД: (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

  • Познавательные УУД: читать, понимать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение

  • классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

  • Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;Технология: развитие критического мышления.Приемы:



Организационный момент

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Русский наш язык настал

.Время нам нельзя терять,

Новую часть речи начнем мы изучать.

Психологический настрой на урок:

Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.

Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания.

-Прочитайте предложения с измененными числительными. В какой форме вы их употребили?

-Прочитайте числительные, записанные в форме творительного падежа.

- Сколько числительных вы обнаружили в словаре?(4)

2 чистописание

Записываем число, классную работу

.Чистописание потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом:

«Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ

(доска)

Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ разберите слово местоимение по составу.(разбирают два ученика, современный и исторический).МЕСТ – О - ИМЕНИЕ- Почему же эта часть речи получила такое название? Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание


Как выдумаете о чём мы будем говорить на уроке.

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего 69но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.


3.Словарно-орфографическая работа:

Ворона, язык, коровы, вагон, граммы, агроном, салюты, кони.(найдите лишнее слово. почему?). В каждом слове спрятано местоимение, найдите их.

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они

все слова отличные

важные и личные,

Это без сомнения-

Все местоимения

На какие группы можно разбить личные местоимения? ( на единственное и множественное числа, на 3 лица)

Целеполагание

1. поиск ответа на проблемный вопрос.

В русском языке несколько групп местоимений. Данная группа указывает на лица, поэтому местоимения называют личными .Делятся на 3 лица.Это мы уже с вами изучали. Итак, это для нас не открытие, значит мы с вами не все знаем о местоимениях.


2. формирование темы и постановка целей урока

Какова же будет наша цель и тема?

Особенности местоимения как часть речи, написание и употребление в речи личных местоимений.

Целью нашего урока: научиться правильно употреблять в речи местоимение, обобщить знания о местоимениях.

Начнем наше исследование.Докажем или опровергнем ваши

утверждения.

Будем действовать по плану: (план на доске)

1.Местоимение

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5.Личные местоимения

Изложение нового материала

Новая тема

Работа по учебнику

с.15 упр 347(задание в учебнике)

- Значение какого слова вам непонятно? (Прикорнуть)

- В каком словаре мы можем это узнать?(с.142)

-О ком говорится в первом отрывке? а во втором?

-А может ли разговор касаться другого животного?

- Почему во втором отрывке неясно, о ком говорится? Каких слов не хватает?

- Какие слова в тексте говорят о предмете, но не называют его?

- запишите второе предложение из первого текста, найдите грамматическую основу, обозначьте части речи.

- Что вы знаете о местоимении?

Какой вывод можно сделать прочитав эти 2 текста.

1. формулирование вывода

Местоимение -это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Работа в парах

упр.349 в рабочей тетради.

Нам нужно из отрывков выписать местоимения и распределить их в таблицы.

- Как нам нужно действовать?


1. найти в тексте местоимение.

2. определить его лицо

3. по вопросу определить падеж

4. у форм 3 лица определить род. (2 человека работают возле доски).

- Почему в тексте не встретились местоимения 2-го лица?

-Местоимением 3-го лица в дательном падеже ответь на вопрос к кому? Что произошло?

- Что нужно делать, чтобы местоимения 3-го лица творительного падежа не стало буквы н?

- Заполните пустые клетки в таблицах.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

Тренировочные упражнения.


Физкультминутка

А теперь тихонько встали,

руки медленно подняли,

пальцы сжать,

потом разжать,

наклониться вправо, влево,

и садиться вновь за дело.

Первичная проверка понимания



2.Работа в группах:

Игра "ты - редактор" Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс "Самый внимательный редактор" (Чья группа быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях и назовет автора и произведение).


1 группа:

Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.


Мартышка к старости слаба глазами стала:

А у людей Мартышка слыхала.

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести очки.


2 группа:


Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.


Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Надевать рассеянный стал пальто-

Говорят рассеянному : "Не то!"




3 группа:


Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.

Добрый доктор Айболит!

Айболит под деревом сидит.

Приходи к Айболиту лечиться

И корова и волчица..




4 группа:


Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.


Свет наш солнышко!

Солнышко ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплую весной,

Всех солнышко видишь под собой.




5 группа:

Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.


Злой тоской удручена,

К Муравью ползет Стрекоза:

"Не оставь Стрекозу, кум милый!"




Вывод: Местоимения - это часть речи, которая употребляется вместо существительного.



1. Местоимение:

а) это слово

б) часть речи

в) член предложения

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных;

б) отвечает на вопросы глаголов;

в) нельзя задать вопрос.

3. Местоимение:

а) обозначает предмет;

б) признак предмета;

в) Указывает на предмет.

4. Укажите местоимение:

а) ем;

б) ел;

в) ты.

5. Найди слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы;

б) она, он;

в) в, но.

Дайте определение местоимению, пользуясь ответами на 1,2,3 вопросы теста.

Местоимение - это часть речи, которая употребляется вместо существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не обозначает предмет, а указывает на него.

Рефлексия:

- Урок полезен все понятно.

- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

- Еще придется потрудиться.

- Да, трудно все-таки учится.

Домашнее задание:

упражнение 351 (на доске).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "ь знак на конце имён существительных после шипящих"

Автор: Камышева Оксана Викторовна

Дата: 05.02.2021

Номер свидетельства: 572290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока  "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "214857"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432492902"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект урока по русскому языку.Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "220529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434685709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Урок русского языка в технологии «Дидактический цикл» в 3 классе  Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных                         после шипящих. "
    ["seo_title"] => string(157) "urok-russkogho-iazyka-v-tiekhnologhii-didaktichieskii-tsikl-v-3-klassie-tiema-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "181303"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425317102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока по русскому языку во 3 классе по теме: " Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих".""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_3_klasse_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imi"
    ["file_id"] => string(6) "576840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616759332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства