Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "ь знак на конце имён существительных после шипящих"»
Автор разработки:
Камышева Оксана Викторовна
учитель начальных классов
Предмет, класс: Русский язык, 3 класс
Раздел программы: Имя существительное
Тема урока: «Снова о Ь» (Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих).
Цели урока:
Обучающая:
познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая:
развивать память, мышление, внимание;
развивать познавательный интерес;
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
3. Воспитывающая:
воспитывать уважение к родному языку;
воспитывать ответственное отношение к учёбе, к труду.
Задачи:
Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
сверяют запись с записью на карточках и объясняют написание слов(учитель вставляет буквы маркером): ОС..Н…, Л…ЁТ, МАЛ…Н…КИЙ, ТЕЧ…, …Л…Я, Б…Ж…Ш.., УМЫ….
- Укажите к каким частям речи они относятся?
– Что общего во всех словах? (в их написании есть Ь.)
- Подумайте и объясните, а какую роль играет в этих словах Ь? Какова его работа?
(смягчает согласный, разделяет согласный и гласный звук, указывает на неопр. ф гл. или на 2л. ед.ч.гл)
- Найдите схемы, которые подходят для объяснения написания Ь.
( ____Ь; ____Ь_; __Ь__; Неопр. ф. гл. тЬ, чЬ, тЬся; 2л. ед.ч. гл. -ешЬ или – ишЬ)
Вывод: в русском языке Ь может указывать на мягкость согласных, а может указывать на форму слова.
IV. Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
На доске записаны слова:
Столы, вещи, ерши, караси, мелочи, чертежи.
- Что общего у данных слов? (сущ, мн. ч.)
- Поставьте эти слова в единственное число.
( на доске: стол ,вещ?- Ь….)
- А теперь давайте посмотрим, с написанием каких слов мы легко справились? (стол, карась)
Объясните, почему в одном слове мы написали Ь, а в другом слове – нет? ([л]-звучит твёрдо, Ь не нужен, [с']- звучит мягко, Ь нужен)
- А что же с другими словами? Задание было одно, а вариантов написания - два? Почему же так вышло? (Мы не знаем, как правильно).
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (новая работа Ь).
Поиск решения.
- Вам сейчас нужно будет провести наблюдения и сделать вывод о новой работе Ь.
Работа в группах:
-У вас карточки с правильно написанными словами и вопросник. Ваша задача провести исследования написания этих слов и сделать вывод.
РОЖЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ, МОЛОДЁЖЬ,
КАЛАЧ, ВРАЧ, МАЛЫШ, ГАРАЖ, ГРАЧ.
Задания для исследования:
К какой части речи относятся слова? __________
Можно ли сказать, что эти слова стоят в начальной форме (в ед.ч., И.п.)?_______
- Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)
VI. Итог урока.
– О каком секрете мягкого знака вы узнали?
- На что указывает Ь на конце существительных после шипящих – на мягкость согласного или на форму слова?
-На какую форму? (на Ж.Р. им сущ)
– Как применять этот секрет при письме?
Ж.Р. Ь
ШИП. СУЩ., ? НАЧ. ФОРМА (ед. ч. И. п) РОД
М.Р. _
- На следующем уроке русского языка мы продолжим работу над этим правилом.
Домашнее задание: с. 64 – правило.
Рефлексия.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – синюю.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную.
Особенности местоимения как часть речи, написание и употребление в речи личных местоимений.
Цель урока: обобщить знания о местоимениях,
научиться правильно употреблять в
речи личные местоимения
Задачи: расширить и углубить знания учащихся
о личном местоимении как части речи, активно
используемой в общении;
учить детей лаконично аргументировать
свой ответ;
воспитывать в учениках средствами урока
уверенность в своих силах.
Личностные УУД:осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
Регулятивные УУД: (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные УУД: читать, понимать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение
классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;Технология: развитие критического мышления.Приемы:
Организационный момент
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал
.Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Психологический настрой на урок:
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания.
-Прочитайте предложения с измененными числительными. В какой форме вы их употребили?
-Прочитайте числительные, записанные в форме творительного падежа.
- Сколько числительных вы обнаружили в словаре?(4)
2 чистописание
Записываем число, классную работу
.Чистописание потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом:
МЕСТОИМЕНИЕ разберите слово местоимение по составу.(разбирают два ученика, современный и исторический).МЕСТ – О - ИМЕНИЕ- Почему же эта часть речи получила такое название? Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание
Как выдумаете о чём мы будем говорить на уроке.
Краткие сведения о местоимении:
Местоимений в русском языке немного, всего 69но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.
Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
3.Словарно-орфографическая работа:
Ворона, язык, коровы, вагон, граммы, агроном, салюты, кони.(найдите лишнее слово. почему?). В каждом слове спрятано местоимение, найдите их.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они
все слова отличные
важные и личные,
Это без сомнения-
Все местоимения
На какие группы можно разбить личные местоимения? ( на единственное и множественное числа, на 3 лица)
Целеполагание
1. поиск ответа на проблемный вопрос.
В русском языке несколько групп местоимений. Данная группа указывает на лица, поэтому местоимения называют личными .Делятся на 3 лица.Это мы уже с вами изучали. Итак, это для нас не открытие, значит мы с вами не все знаем о местоимениях.
2. формирование темы и постановка целей урока
Какова же будет наша цель и тема?
Особенности местоимения как часть речи, написание и употребление в речи личных местоимений.
Целью нашего урока: научиться правильно употреблять в речи местоимение, обобщить знания о местоимениях.
Начнем наше исследование.Докажем или опровергнем ваши
утверждения.
Будем действовать по плану: (план на доске)
1.Местоимение
2.Употребляется вместо
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Не называют предмет, а
5.Личные местоимения
Изложение нового материала
Новая тема
Работа по учебнику
с.15 упр 347(задание в учебнике)
- Значение какого слова вам непонятно? (Прикорнуть)
- В каком словаре мы можем это узнать?(с.142)
-О ком говорится в первом отрывке? а во втором?
-А может ли разговор касаться другого животного?
- Почему во втором отрывке неясно, о ком говорится? Каких слов не хватает?
- Какие слова в тексте говорят о предмете, но не называют его?
- запишите второе предложение из первого текста, найдите грамматическую основу, обозначьте части речи.
- Что вы знаете о местоимении?
Какой вывод можно сделать прочитав эти 2 текста.
1. формулирование вывода
Местоимение -это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Работа в парах
упр.349 в рабочей тетради.
Нам нужно из отрывков выписать местоимения и распределить их в таблицы.
- Как нам нужно действовать?
1. найти в тексте местоимение.
2. определить его лицо
3. по вопросу определить падеж
4. у форм 3 лица определить род. (2 человека работают возле доски).
- Почему в тексте не встретились местоимения 2-го лица?
-Местоимением 3-го лица в дательном падеже ответь на вопрос к кому? Что произошло?
- Что нужно делать, чтобы местоимения 3-го лица творительного падежа не стало буквы н?
- Заполните пустые клетки в таблицах.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.
Тренировочные упражнения.
Физкультминутка
А теперь тихонько встали,
руки медленно подняли,
пальцы сжать,
потом разжать,
наклониться вправо, влево,
и садиться вновь за дело.
Первичная проверка понимания
2.Работа в группах:
Игра "ты - редактор" Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс "Самый внимательный редактор" (Чья группа быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях и назовет автора и произведение).
1 группа:
Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.
Мартышка к старости слаба глазами стала:
А у людей Мартышка слыхала.
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести очки.
2 группа:
Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать рассеянный стал пальто-
Говорят рассеянному : "Не то!"
3 группа:
Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.
Добрый доктор Айболит!
Айболит под деревом сидит.
Приходи к Айболиту лечиться
И корова и волчица..
4 группа:
Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.
Свет наш солнышко!
Солнышко ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплую весной,
Всех солнышко видишь под собой.
5 группа:
Найти и исправить ошибки в предложениях. Назвать автора и произведение.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет Стрекоза:
"Не оставь Стрекозу, кум милый!"
Вывод: Местоимения - это часть речи, которая употребляется вместо существительного.
1. Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных;
б) отвечает на вопросы глаголов;
в) нельзя задать вопрос.
3. Местоимение:
а) обозначает предмет;
б) признак предмета;
в) Указывает на предмет.
4. Укажите местоимение:
а) ем;
б) ел;
в) ты.
5. Найди слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы;
б) она, он;
в) в, но.
Дайте определение местоимению, пользуясь ответами на 1,2,3 вопросы теста.
Местоимение - это часть речи, которая употребляется вместо существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не обозначает предмет, а указывает на него.