Тема. Степи. Растительный мир.
Задачи:
Предметные.
1. Формировать представления о степи.
2. Познакомить с местонахождением степей на территории нашей страны, с особенностями данной зоны, растительностью.
3. Устанавливать связи между живой и неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой и неживой природе в степи.
Личностные УУД:
1. Интерес к познанию окружающего мира.
2. Понимание чувств одноклассников.
3. Принятие ценностей природного мира.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Контролировать и оценивать свои действия при работе с картой, схемой.
Познавательные:
1. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
2. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
1. Договариваться, приходить к общему решению.
2. Учитывать другие мнения.
Оборудование. 1. Карта природных зон
2. Иллюстрации с изображением раннецветущих и засухоустойчивых рас-
тений
3. Презентация
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1. Работа по схеме.
- Рассмотрите схему.
климат + почва --------- растительность + животные
природные зоны ----------- условия жизни человека
- Дайте название данной схеме.
( Природные связи Земли)
- Что в природных связях является причиной, а что следствием?
-Сколько природных зон вы знаете?
(Пустыня, тундра, лес, степь)
II. Работа по теме.
1.Введение в тему.
« Она находится в умеренном климатическом поясе. Лето здесь длинное, жаркое, очень сухое. Почва – чернозем».
2.Формулировка темы урока.
- О какой природной зоне сегодня пойдет речь? (Слайд 1)
( Степь.)
3.Определение понятия «степь».
- Что вы представляете, когда слышите слово «степь»?
4. Составление плана изучения природной зоны. Работа в группах.
- По какому плану будем знакомиться с данной зоной? (Слайд 3)
1.Географическое положение.
2. Климат.
3. Почвы.
4. Растительность
5. Животные.
6. Занятия людей.
5. Знакомство с природной зоной.
- Что может рассказать о природной зоне географическая карта? (Слайд 4
(Расположена к югу от лесной зоны, в умеренном поясе, небольшая зона – меньше зоны тундры и зоны лесов).
- Почему зона степей не доходит до побережья Атлантического побережья?
- Какой климат свойственен данной зоне? Какие почвы?
- Ранней весной, когда только-только сошел снег, появляется гусиный лук. За ними начинают цвести тюльпаны, ирисы, адонисы, пионы. (Слайды 5-12)
И все это цветение исчезает в течение одной-двух недель. Остаются лишь злаки, ковыли, типчак, тонконог. (Слайды 13-19)
А потом и они пропадают, а к середине лета степь выгорает так, что трудно представить, какой она была весной. (Слайды 20)
6. Практическая работа. (Слайд 21)
- Сравните. Чем отличаются?
( Разные корни, разное строение листьев и цветов)
- Попробуйте объяснить, почему такое строение у растений? (Слайд 22, 23)
7. Классификация растений. Работа в парах. (Слайд 24)
- На какие группы можно разделить все растения степи?
III. Обобщение.
- Что нового узнали о степи?