Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Наша речь"»
Конспект урока
по русскому языку для 1 класса
Тема урока: «Наша речь»
Дата: 11.03.2020г.
Тип урока: ОНЗ
Цели: познакомиться со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом и новым учебником.
Планируемые результаты:
Предметные: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; понимать условные обозначения учебника.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового предмета; проявлять уважительное отношение в родному языку.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
Мотивация к деятельности.
- Ребята, у Вас на партах лежат значки: тучки, и солнышки. Если вас ничего не беспокоит, и вы чувствуйте уверенность в себе, то поднимите солнце. Если же у вас плохое настроение, или вас что - то беспокоит, поднимите тучку.
- Проверьте порядок на столах.
- Улыбнитесь друг другу. Желаю Вам успехов!
Актуализация имеющихся знаний.
Минутка чистописания
- Начнём наш урок с красивого письма. Откройте тетрадочки. Сядьте правильно. Запишите число 11 марта. Классная работа.
я ля ня
яблоко яма Яна
Велик и могуч русский язык.
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
Постановка проблемы.
- Ребята, на сегодняшнем уроке, Вы переходите на следующую ступень.
И как называется этот предмет мы с вами узнаем, после того как вы разгадайте кроссворд. А для это вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника.
1. Долговязый Тимошка. Бежит по узенькой дорожке. Его следы – твои труды. (Карандаш)
2. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)
3. Чтоб на праздник сделать маски,
Нам потребуются краски. (Краски)
4.Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
5. Аз+буки. (Азбука)
6. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
7. Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
- Какое слово у Вас получилось (русский)
1. К
А
Р
А
Н
Д
А
Ш
2. Р
У
Ч
К
А
3. К
Р
А
С
К
И
4. К
И
С
Т
О
Ч
К
А
5. А
З
Б
У
К
А
6. К
Н
И
Г
А
7. Л
И
Н
Е
Й
К
А
(На доске написаны слова)
Пенал, тетрадь, язык, портфель.
- Найдите лишнее слово. (Язык, т.к. остальные слова обозначают школьные предметы).
- Правильно. Если соединить два слова русский и язык, то что получится? (Русский язык)
- Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: «Здравствуй, русский язык». Это название нового предмета, который мы начинаем изучать.
Совместное открытие новых знаний
- Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович)
- Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы)
- Прочитайте, что написано под названием книги.
- Почему эта книга называется учебником? (Эта книги для обучения)
- Полистайте учебник. Что вы видите на стр.3? (Обращение авторов к первоклассникам)
- Какие тайны хранит эта книга? Что мы можем узнать на уроках русского языка? (Как правильно говорить и писать на русском языке)
- На уроках вы будете открывать тайны русского языка: узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.
- А что Вы видите на стр.4? (Условные обозначения) Давайте с ними познакомимся.
- Откройте стр.134. Что там находится? (Справочные материалы)
- Рассмотрите рисунки на стр. 5 .
- Прочитайте название раздела. Выскажите свои предложения о том, что такое речь.
- Прочитайте, что мы узнаем и чему мы научимся, изучая этот раздел.
- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, для чего нужна речь.
- Откройте учебник на стр.6. Прочитайте тему урока. (Язык и речь)
- Что такое речь? (Речь - это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)
Упр. 1 (с.6)
- Рассмотрите рисунок. Прочитайте. О чем сообщает автор? (Только человек обладает даром речи)
- А как общаются животные?
- А человек может сказать, что говорят животные?
- Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Первичное закрепление во внешней речи
Упр. 2(стр.6) с опорой на схему и рисунки (с. 5).
- Рассмотрите схему на рисунке на с.5
- Что делает мальчик вверху слева? (Слушает)
- Какой это вид речи? (Слушание)
- А что делает девочка вверху с права? (Говорит.)
- А какой это вид речи? (Говорение).
- А что делает девочка внизу слева? (Читает).
- Какой это вид речи? (Чтение)
- Что делает мальчик внизу слева? (Пишет)
- Какой это вид речи? (Письмо)
Сделайте вывод: для чего нужна речь?
Прочитайте сведение о языке.
- Что такое речь?
- Приведите пример такого вида речи, как письмо. (Ученики записывают предложение)
- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение и письмо - это наша речь.) Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.)
Самостоятельная работа
Знакомство с рабочей тетрадью.
Выполнение задания в рабочей тетради, упр. 1.
- Какие виды речи иллюстрируют рисунки? Перенесите к рисунку нужную подпись.
- Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?
Включение в систему знаний и повторение
- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение и письмо - это наша речь.) Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.)
Рефлексия
- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться
между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)
- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)
- В начале урока вы выбирали картинку для своего настроения. Сейчас сделайте тоже самое.
- Добились ли поставленной цели? Почему?
- Что было для вас сложным на уроке? Почему?
Домашняя работа
- Выучить текст в рубрике «Сведения о языке» (учебник, с. 6). Молодцы! Спасибо за урок!