повторить и закрепить знания предыдущего урока по теме «…»;
выяснить, чем человек отличается от других живых существ;
расширить знания детей о человеке. Познакомить с некоторыми понятиями, относящимися к внутреннему миру человека: восприятие, память, мышление, воображение;
развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Человек – часть природы"»
Тема: «Человек – часть природы»
Цели и задачи урока:
повторить и закрепить знания предыдущего урока по теме «…»;
выяснить, чем человек отличается от других живых существ;
расширить знания детей о человеке. Познакомить с некоторыми понятиями, относящимися к внутреннему миру человека: восприятие, память, мышление, воображение;
развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Оборудование:карточки для индивидуальной работы учащихся (повторение), презентация к уроку, аудиозапись звуков животных, кусочек лимона, сыра, яблока, духи, картинки с предметами., раздаточный материал
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Работа по карточкам для индивидуального устного опроса.
Проведение устного фронтального опроса
Проверка работ по карточкам
Сообщение темы и целей урока
Работа над новой темой
Физкультминутка
Продолжение развития темы
Закрепление изученного материала
Итог урока
I. Организационный момент. (2 мин)
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем.
II. Проверка домашнего задания. ( 10мин)
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке. Для этого ответим на несколько вопросов. И я раздам карточки с индивидуальным заданием.
1.Работа по карточкам для индивидуального устного опроса
А)какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?
Б)в чем были трудности учебы в то время?
В)каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?
2.Проведение устного фронтального опроса по следующим вопросам:
Кто такой М.В. Ломоносов? В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова? Какие научные открытия он сделал? Что создал М,В. Ломоносов?
А теперь заслушаем подготовленные сообщения о Ломоносова.
3.Проверка работ по карточкам.
Давайте посмотрим, как справились с индивидуальным заданием ребята.
Молодцы, вы хорошо усвоили этот материал.
III. Сообщение темы и целей урока.(3мин)
Назовите царства живой природы? Кто знает, что такое природа?
(Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.) На какие две группы делят природу? (на живую и неживую). Чем отличается живая природа от неживой? ( Признаки живой природы:
*живые организмы рождаются.
*питаются
*дышат
*растут
*развиваются
*размножаются (оставляют потомство))
На сегодняшнем уроке мы поведем разговор о царстве животных, а именно о человеке как части природы.
IV. Работа над новой темой. (8мин)
А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)
А чем же человек отличается от животных? (мышление, речь)
Итак, мы с вами выяснили, что человек отличается от животных наличием разума. А где «живет», где «помещается» разум человека? (В головном мозге)
Верно. Мозг человека – очень сложный и удивительный орган. Именно благодаря мозгу мы с вами мыслим, чувствуем запахи, звуки, запоминаем, может представить воображаемые и реальные картинки. Мозг имеет свойство отражать реальную действительность, которую вы или видите, или слышите, или читаете о ней. Человек полон переживаний, чувств, эмоций. Если человеку хорошо – он радуется. Если плохо – горюет. Даже поведение человек может регулировать сам. Все это – составляет наш внутренний мир. Еще его называют «душевный мир». А изучает душевный мир наука «психология».
К душевному миру относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающим мир. Некоторые из них мы с вами сегодня исследуем.
Человек воспринимает мир через органы чувств.
Давайте проведем эксперимент.
1. Восприятие через органы слуха.
- Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. По сигналу учителя кто-то из учеников произносит какие-либо звуки. Ученик у доски отгадывает, кто произнес звук.
-Учитель включает аудиозапись со звуками животных, ученики угадывают, какое это животное.
2. Восприятие через орган обоняния.
Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и подносят к носу кусочек лимона, сыра, духи. Ученик отгадывает предметы.
3. Восприятие через орган осязания.
-Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и дают в руки карандаш, ручку, линейку, треугольник. Ученик отгадывает предметы.
-Выполняется в парах. На спине своего партнера рисуют пальцем, не отрываясь, что-нибудь простое: букву, цифру, знак, несложную фигуру (солнышко, цветок). Надо угадать, что нарисовано. Затем поменяйтесь ролями.
4. Восприятие через орган вкуса.
Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и кладут в ром кусочек сыра, яблока. Ученик отгадывает предметы.
5. Восприятие через орган зрения.
Задание: посмотрите на шкаф, посмотрите на доску, посмотрите на учителя. Ученики следят глазами. (можно предложить находить предметы в классе глазами).
Микро вывод:вот мы с вами и доказали, что действительно человек воспринимает окружающий мир через органы чувств. Перечислите их.
А чтобы наши органы нам долго служили, им необходим уход и забота. Сегодня мы разучим зарядку для глаз.
VII. Физкультминутка.(3 мин)
Давайте с вами немного отдохнем. Все тихо встали.
Вытяните вперед руку (кисть сжата в кулак, большой палец вытянут). Посмотрите на кончик пальца. Делайте движение рукой по указанным траекториям, следя глазами за кончиком пальца.
- Кулачком потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
- Потереть по часовой стрелке кулачком поясницу.
VIII. Продолжение развития темы. (10мин)
6. Память
- Ребята, а какое сегодня число? Когда у вас День рождения? Сколько будет семью восемь? Какого цвета рябина? Где ты живешь? В какой школе вы учились?
- Откуда вы это знаете? Мы сегодня об этом не говорили (запомнили).
- Отлично. И все это совершается с помощью памяти.
Давайте проведем эксперимент.
Выбирается экспериментуемый. Задание: посмотреть на расположенные предметы на парте и выйти за дверь. В это время предметы меняют местами. Задача экспериментуемого вспомнить, как все было, и вернуть всё на свои места.
Микро вывод:человек запоминает и накапливает информацию в мозгу.
7. Мышление
- Давайте исследуем еще один психический процесс. Упражнение составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например "озеро", "карандаш", и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").
Микровывод. С помощью мышления мы получаем сведения об окружающем мире, решаем задачи, отвечаем на вопросы, обдумываем, сравниваем, делаем выводы.
8. Воображение
- Еще один эксперимент. Тест на креативность воображения.
Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:
Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:
Микровывод: восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. С их помощью мы познаем окружающий мир, трудимся и творим.
IХ. Закрепление изученного материала. (5мин)
Дети читают учебник с. 10 - 14
Работа с рабочей тетрадью
- Делаем 1 и 2 упражнение
ХII. Итог урока.(4мин)
- Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?
Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?
(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)
Наш урок подходит к концу. Надеюсь он вам понравился, вы хорошо усвоили материал. Оцените свою работу на уроке:
Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
Красный – я работал не достаточно хорошо.
Нарисовать человечка выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»