Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка "Лиса и журавль"»
Особенности класса: в классе учатся дети с диагнозом ПМПК «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.»
Класс: 2 класс.
Тема урока:Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательная технология : информационно – коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, развивающая технология, технология развития критического мышления.
Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»,
учить анализировать и оценивать прочитанное,
научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Планируемый результат:
Предметные умения:
Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием текста сказки.
Читать сказку по ролям.
Инсценировать сказку.
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям;
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные умения
ПознавательныеУУД:
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание в соответствие с целью;
осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Оборудование урока: Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.В.Голованова, костюмы или маски героев сказки, разноцветные кружки (красный, зеленый, синий, желтый), таблица со значением кружков, презентация.
Список использованных источников:
- Литературное чтение. 2 класс, Авторы Особенности класса: в классе учатся дети с диагнозом ПМПК «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.»
Класс: 2 класс.
Тема урока:Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательная технология : информационно – коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, развивающая технология, технология развития критического мышления.
Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»,
учить анализировать и оценивать прочитанное,
научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Планируемый результат:
Предметные умения:
Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием текста сказки.
Читать сказку по ролям.
Инсценировать сказку.
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям;
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные умения
ПознавательныеУУД:
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание в соответствие с целью;
осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Оборудование урока: Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.В.Голованова, костюмы или маски героев сказки, разноцветные кружки (красный, зеленый, синий, желтый), таблица со значением кружков, презентация.
Список использованных источников:
- Литературное чтение. 2 класс, Авторы: О. В. кубасова
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс
Ход урока
I. Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности)
Здравствуй все то,
Что растёт и цветёт!
Здравствуйте все,
Кто на свете живет!
Пойте, гоните
усталость и лень!
Будет счастливым
Сегодняшний день!
II. Речевая разминка.
а) Наберём в лёгкие воздух и позовём кошку: кис - кис-кис - кис…
б) Разыгрывание диалога в паре:
-Здравствуй, киска.
Как дела?
Что же ты от нас ушла?
-Не могу я с вами жить,
хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!
-Прочитайте просебя. Прочитайте вслух. Кто участники диалога?
-Что чувствует ребёнок, встретивший свою киску? Каким тоном нужно читать слова ребёнка?
-Что чувствует киска? Каким тоном нужно читать ее слова?
- Разыграйте диалог в парах. ( заслушиваются несколько пар, выбирается победитель)
III. Актуализация знаний.
- Может ли на самом деле кошка разговаривать? В каких произведениях этот возможно?
- В сказках.
- Кто из вас догадался, каким произведениям будет посвящен наш сегодняшний урок?
-Сказкам.
-На какие группы можно разделить все сказки?
- Народные и авторские, волшебные, о животных, о богатырях, бытовые
- А вот о каких сказках мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Я буду зачитывать вам отрывок из сказки, вы называть мне сказку и ее автора ( Дети с ОВЗ получили это задание, как домашнее, поэтому активно участвовали в работе):
4. «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка»
5. «Нет, твой голос нехорош, слишком тихо ты поешь…»
- Кто герои этих сказок?
- Животные.
-Так о каких сказках пойдет разговор на уроке?
- О сказках про животных.
IV. Проверка домашнего задания.
- Дома вы читали сказки о животных. Кто из вас желает рассказать нам о прочитанном? (Дети выходят к доске, демонстрируют книгу и рассказывают сказку. После рассказа, книга выставляется на выставку книг. Дети с ОВЗ рассказывают обязательно).
V. Формулирование темы урока, постановка цели.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой о животных. Называется она «Лиса и журавль». (Учитель демонстрирует книгу и ставит ее на выставку книг). Сейчас ребята нам ее расскажут и покажут.
VI. Изучение нового
Подготовка к восприятию сказки.
- Прежде чем мы начнем слушать сказку, ответьте мне на вопрос. Что вы знаете о журавле?
(Выслушиваются ответы детей, дети с ОВЗ заранее получили задание подготовить рассказ о журавле и лисе)
- А теперь послушаем, что нам расскажут ребята, которые готовились дома.
- Что вам известно о лисе?
Инсценирование сказки, подготовленными учащимися
- Понравилась ли вам сказка?
- Чему дает объяснение русский народ в сказке «Лиса и журавль»?
-Давайте еще раз прочитаем сказку и разберемся в ее содержании.
Но прежде мне хочется выяснить значение некоторых непонятных для меня слов.
Словарная работа.
(дети с ОВЗ заранее получили домашнее задание поработать с толковым словарем)
Физминутка.
Повторное чтение и анализ сказки
- Сказка находится в книге, которая лежит у вас на парте. Как же найти в такой большой книге нужное нам произведение.
- Посмотрите в содержании, на какой странице находится сказка?
Чтение сказки по логически законченным частям.
- Кому первому пришла в голову мысль, ходить друг к другу в гости?
- Лисе
- От чистого ли сердца пригласила лиса журавля в гости?
- С какой целью она его пригласила ?
-Хотела посмеяться.
- У вас на партах лежат кружки красного, зеленого, желтого и синего цветов. Вот что они обозначают.
- не одобряю
- одобряю
- мне жалко
- хочу помочь
- Покажите с помощью кружка, как вы относитесь к поступку лисы. Объясните свой выбор.
- Чем угощала лиса журавля?
- Почему журавлю так и не удалось попробовать манной каши?
-Удалось ли лисе посмеяться над журавлем?
- Как вы относитесь к этому? Покажите кружок, объясните выбор.
- Чувствуется ли уже в этот момент, что дружба у лисы и журавля разладится?
- Чем заканчивается обед у лисы?
-Как вы относитесь к поступку журавля? Покажите кружок.
-Я поднимаю, зеленый и красный кружок, как вы думаете, почему?
-Журавль приглашает лису в гости с ответным визитом. Это радует. Он вежлив. Но мне кажется что что –то здесь не так?
- Он хочет отомстить, посмеяться в ответ.
- Как отомстил журавль лисе? Почему лисе не удалось попробовать окрошку? Кто съел окрошку?
- Для чего журавлю такой нос?
- Как вы относитесь к происходящему? Продемонстрируйте свой выбор, объясните.
- как бы вы поступили на месте журавля?
-Почему лису взяла досада?
- Как понимаете выражение «Как аукнется, так и откликнется»?
- Поднимите кружки, объясните выбор.
-А я подниму желтый кружок. Мне очень хочется помочь. Кому, догадайтесь?
- Что вы могли бы сказать лисе? Журавлю? Какой совет дать?
-Приходилось ли вам бывать в похожей ситуации? Расскажите.
- С кем из своих друзей вам захотелось помириться после чтения этой сказки?
Физминутка для глаз.
VII.Работа с текстом после чтения
Работа в группах.
Предлагаю вам поработать в группах. Вспомним правила работы в группе.
Изменение ситуации в сказке
- А теперь давайте пофантазируем. Мы выяснили, что лиса и журавль оба не правы. Лиса не права в том, что решила посмеяться над журавлем, а журавль в том, что решил отомстить.
- А как развивались бы события, если бы журавль не стал мстить лисе, а наоборот. Приготовил бы окрошки, красиво накрыл стол, лисе налил бы окрошку в тарелку, себе – в кувшин. Угостил бы лису по всем правилам хорошего тона.
(В каждой группе по 1 ребенку с ОВЗ) после обсуждения, заслушиваются представители групп.
VIII. Домашнее задание
- Сказка называется «Лиса и журавль». Я придумала еще несколько названий. Какое из них не подходит к этой сказке?
«Как лиса с журавлем поссорились».
«Как аукнется, так и откликнется».
« Как лиса с журавлем подружились».
- Представьте, что сказка на этом не закончилась, она прдолжается. Придумайте продолжение с названием « Как лиса с журавлем подружились».
IX. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал (а), что…
Я научился (научилась) …
Меня удивило…
Мне было трудно …
Еще я хотел(а) бы узнать…
Урок дал мне для жизни…
Самоанализ
При планировании и проведении урока учитывались следующие особенности: данный урок тесно связан с предыдущими уроками своей развивающей целью, так как на каждом уроке мы развиваем умение читать бегло, правильно и выразительно, развиваем устную речь, умение выражать и отстаивать свою позицию, анализировать и оценивать поступки героев произведения. Речь второклассников развита слабо, младший школьник не готов к тому, чтобы высказывать собственное мнение и отстаивать свое. Многие дети в ходе беседы стараются молчать, проявляют низкую активность.
Так же учитывалось, что в классе обучаются дети с ОВЗ. Урок был построен таким образом, чтобы дети максимально говорили, спорили, доказывали, не боялись выражать свое мнение. Данная категория учащихся была включена в работу на протяжении всего урока, начиная с подготовки домашнего задания и до рефлексии. Прием с цветными кружками позволил учителю на протяжении всего урока отслеживать работоспособность, умозаключения этих детей. Ребята активно объясняли свой выбор, вступали в дискуссию с одноклассниками. Сообщения, подготовленные дома, создали ситуацию успеха на уроке. Ребята остались довольны своей работой.
Этот урок позволит сформировать морально-этические качества ребёнка, которые являются важной проблемой современного общества.
Урок получился живым, энергичным, поставленных целей достиг. Получил высокие оценки присутствующих коллег и родителей.