2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Учитель: Проверим Д.З. Назовите жанр произведения «Картинки в лужах»? Кто его написал? Ученики: стихотворение В.Берестов. Что значит читать выразительно? Проверка выразительного чтения стихотворения. Оценка учителя. Учитель: -Какое главный признак стихотворений? (Рифма) Учитель: О чём-то скрипит половица, И спицам опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка. -Скажите, зачем мы читаем сказки? (В них вековая мудрость народная, которая нас чему-то учит.) Слайд 1 «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А.Пушкин - Как вы понимаете смысл этого выражения? -Что такое сказка? (Это устный или письменный рассказ с вымышленными героями.) Слайд 2 -Перед вами выставка книг. Прочитайте их названия. Какие названия показывают, что эти книги имеют сказочный сюжет? -Скажите, что общего у всех этих книг? -У всех сказок в названии есть слово лиса. (Повесить картинку лисы.) Учитель: -Прочитайте на обложках, кто автор этих сказок? (Русские народные сказки.) -По каким признакам мы отличаем народные сказки от авторских? Учитель: Я думаю, вам нетрудно будет предположить, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Ученики: - Сказка о лисе. Учитель: - Я уточню тему нашего урока. Это русская народная сказка «Лиса и журавль» и Н.Сладков «Лиса и мышь». (Повесить листы-тему урока на доску). - Какую главную цель мы поставим перед собой? (Понять, какие мудрые мысли хотел передать нам народ. Чему хотел научить нас народ и автор?) -Какие личностно-значимые цели помогут добыть, почерпнуть мудрость народную из сказок? Ученики: Учиться правильному и выразительному чтению. Различать характеры героев. Давать оценку поступкам героев. Учиться слышать и договариваться при работе в парах. Найти главную мысль – мудрость чему учит произведение? | Познавательные УУД (логические). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные УУД самоопределение (позволяют сделать обучение осмысленным) |
3. Этап построения плана действий. Работа над новым материалом. 4. Первичное закрепление. Задания на развитие речи и умение работать с текстом. | 1) Учитель: -Давайте вместе составим план наших действий на уроке. Ученики расставляют по порядку условные знаки. Познакомиться с новыми сказками, прочитать их. Определить героев и тему произведения. Различать характеры героев. Давать оценку поступкам героев. Обратить внимание на языковые средства и обогатить словарь. Учиться взаимодействовать в парах. Научиться передавать интонацией характер и поступки героев при чтении по лицам. Сделать выводы. Найти главную мысль. 2) Работа над новым материалом. Учитель: – Заглянем в волшебный мир сказки. Откройте Букварь с.94. - Какую сказку мы будем сейчас читать? - Кто её автор? -Народные сказки люди передавали веками друг другу из уст в уста. -Что такое уста? (Так назывался в старину рот). -Каждый рассказчик что-то придумывал, добавлял от себя. А люди-собиратели сказок их записали и напечатали в книгах. -Я прочитаю вам сказку. А вы следите за моим чтением и подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Возьмите карандаши. Слайд 3-5 3) Словарная работа. Учитель: - Какие слова вы подчеркнули? – Объясните значения слов: Званый (обед)- на который приходят по приглашению. Потчевать – угощать. Стряпать – готовить пищу. Окрошка – смесь мелко нарезанных овощей, заправляют квасом или кефиром. Несолоно хлебавши – обманулась в ожидании. – Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить. 4) Работа с текстом сказки Учитель: - Прочитайте сказку сами. Какую интонацию будете использовать для чтения слов лисы, журавля? Оцените своё чтение. Работа с иллюстрацией. Учитель: Рассмотрите иллюстрацию на с.94. Найдите точные слова к этой иллюстрации. Выявление первичного восприятия. Беседа по содержанию сказки. Анализ произведения. Учитель: – Какие жанровые особенности помогли понять вам, что это сказка? - Скажите, а в природе журавль и лиса живут вместе? - Кто журавль? (птица) - Кто лиса? (животное) - Какова тема этой сказки? - Дайте характеристику лисе. Какая она в этой сказке? - Дайте характеристику журавлю. - Какие чувства вы пережили вместе с героями сказки? − Почему дружба лисы и журавля кончилась? - Значит нехорошая лиса обидела хорошего журавля и он ей отплатил? - Так? Или не так? (Предположения детей.) - Давайте разберёмся. Выборочное чтение. Учитель: Прочитайте первое предложение. (С журавлём подружилась, зовёт его к себе в гости.) - Что же тут плохого? (Ничего.) - Как лиса приглашала журавля? Прочитайте. (Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!) - Это добрые приветливые слова? (Да.) (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила , каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась. И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. Тарелку на стол подала) С какими словами? (Кушай, дорогой, кушай, голубчик! Сама стряпала.) - Плохие ли это слова и дела? (Нет.) - Значит лиса задумала хорошее дело? (Да) - Так где же, в чём, допустила лиса промашку? (Она поставила ему неудобную посуду, не учла, что, журавлю неудобно есть из тарелки. Сама увлёклась приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”) и не заметила, что кашки ему при этом не достаётся.) - А как повёл при этом себя журавль? Что сказал? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.) Прочитайте это предложение. - Как же принял лису журавль? Прочитайте предложение. (Журавль наготовил окрошки, налил (!) её в высокий кувшин с узким горлышком…) - Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить лисе.) - Как вы думаете, заметил ли журавль, что лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.) - Что почувствовала лиса? ( Лиса обиделась такому приёму) (Неприятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.) - Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. А журавль умышленно). -Ответьте на вопрос 1 с.95 -1. Объясни, как вы понимаете смысл этих пословиц? (Ответы детей.) -2. Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки? (Как аукнется, так и откликнется.) - Почему? Слайд 6. -Чему же учит нас сказка. Какова главная мысль сказки? Прочитайте её ещё раз. Как аукнется, так и откликнется. Ученики: (Не делай другому человеку плохо, даже случайно. Потому что, обиженный непременно отплатит тебе ещё большей обидой.) Учитель: Вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.) | Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным) Личностное УУД (жизненное самоопределение) Познавательные УУД (информационные: использование знаково-символических средств.). Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, умение ориентироваться в тексте). Метапредметные УУД: Овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие, пополнение сло- варного запаса новыми словами. Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Личностные УУД самооценка чтения. Коммуникативные УУД: речевая деятельность, чтение по лицам, навыки сотрудничества.
Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей, работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, подведение под понятие. Личностные УУД: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, Личностные УУД: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка поступков) Личностные УУД: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка поступков) |
Задания на развитие воображения и речи. | Резерв Творческое задание. – Подумайте, как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть. - Как должен вести себя журавль? (Журавль мог бы тактично намекнуть лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.) - Как мог бы поступить журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать лисе, как надо встречать гостей.) - Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям. − А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина? (Нет.) | Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей, работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, подведение под понятие. Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей, работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, подведение под понятие. |