kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Литературное чтение» в 1 классе по программе Л.Л. Ефросининой. Тема «Лиса и журавль» (русская народная сказка), Н.Сладков «Лиса и мышь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на основе анализа и читательских компетенций выделять главную мысль в русской народной сказкой «Лиса и журавль» и сказке Н.Сладкова «Лиса и мышь», видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Литературное чтение» в 1 классе по программе Л.Л. Ефросининой. Тема «Лиса и журавль» (русская народная сказка), Н.Сладков «Лиса и мышь».»

Конспект открытого урока литературного чтения

в 1 А классе

Тема «Лиса и журавль» (русская народная сказка), Н.Сладков «Лиса и мышь».

Учитель: Корнилова Ю.В.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: на основе анализа и читательских компетенций выделять главную мысль в русской народной сказкой «Лиса и журавль» и сказке Н.Сладкова «Лиса и мышь», видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения

Предметные: умеют определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; получают возможность овладеть приёмами чтения по лицам несложных произведений.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Методы обучения:

  • деятельностный

  • Подводящий диалог;

  • Поисковый;

  • Наглядно-иллюстративный;

  • Словесный.



Формы организации деятельности:

  • Индивидуальная;

  • Коллективная;

  • Парная.



Средства обучения:

  • Мультимедийный проектор;

  • Карточки-символы

  • Наглядные пособия: книги русских народных сказок

  • Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений ч.2 Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.

  • Карточки экспресс-диагностики

  • Маски







Основные этапы

урока. (Время)

Содержание урока

Формирование УУД

1.

Этап мотивации (1 мин.)

9.26

Учитель:

- Здравствуйте!

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.



2. Актуализация знаний.





















Постановка учебной задачи.



























Учитель:

Проверим Д.З.

Назовите жанр произведения «Картинки в лужах»? Кто его написал?

Ученики: стихотворение В.Берестов.

Что значит читать выразительно?

Проверка выразительного чтения стихотворения. Оценка учителя.


Учитель:

-Какое главный признак стихотворений? (Рифма)


Учитель:

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.


-Скажите, зачем мы читаем сказки? (В них вековая мудрость народная, которая нас чему-то учит.)

Слайд 1

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А.Пушкин

- Как вы понимаете смысл этого выражения?


-Что такое сказка? (Это устный или письменный рассказ с вымышленными героями.)


Слайд 2

-Перед вами выставка книг. Прочитайте их названия.

  • Лиса и заяц

  • Лисичка со скалочкой

  • Лиса, заяц и петух

  • Лиса и медведь

  • Лисичка-сестричка и серый волк

Какие названия показывают, что эти книги имеют сказочный сюжет?


-Скажите, что общего у всех этих книг?

-У всех сказок в названии есть слово лиса.

(Повесить картинку лисы.)

Учитель:

-Прочитайте на обложках, кто автор этих сказок?

(Русские народные сказки.)

-По каким признакам мы отличаем народные сказки от авторских?


Учитель:

Я думаю, вам нетрудно будет предположить, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Ученики:

- Сказка о лисе.


Учитель:

- Я уточню тему нашего урока. Это русская народная сказка «Лиса и журавль» и Н.Сладков «Лиса и мышь».

(Повесить листы-тему урока на доску).

 

- Какую главную цель мы поставим перед собой?

(Понять, какие мудрые мысли хотел передать нам народ.

Чему хотел научить нас народ и автор?)


-Какие личностно-значимые цели помогут добыть, почерпнуть мудрость народную из сказок?     


Ученики:

Учиться правильному и выразительному чтению.

Различать характеры героев.

Давать оценку поступкам героев.

Учиться слышать и договариваться при работе в парах.

Найти главную мысль – мудрость чему учит произведение?

Познавательные УУД (логические). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.




















Личностные УУД самоопределение (позволяют сделать обучение осмысленным)


3.

Этап построения

плана

действий.











Работа над новым материалом.

























4.

Первичное закрепление.











Задания на развитие речи и умение работать с текстом.


1) Учитель:

-Давайте вместе составим план наших действий на уроке.

Ученики расставляют по порядку условные знаки.

  1. Познакомиться с новыми сказками, прочитать их.

  2. Определить героев и тему произведения.

  3. Различать характеры героев. Давать оценку поступкам героев.

  4. Обратить внимание на языковые средства и обогатить словарь.

  5. Учиться взаимодействовать в парах.

  6. Научиться передавать интонацией характер и поступки героев при чтении по лицам.

  7. Сделать выводы. Найти главную мысль.


2) Работа над новым материалом.

Учитель:

– Заглянем в волшебный мир сказки. Откройте Букварь с.94.

- Какую сказку мы будем сейчас читать?

- Кто её автор?

-Народные сказки люди передавали веками друг другу из уст в уста.

-Что такое уста? (Так назывался в старину рот).

-Каждый рассказчик что-то придумывал, добавлял от себя. А люди-собиратели сказок их записали и напечатали в книгах.


-Я прочитаю вам сказку. А вы следите за моим чтением и подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Возьмите карандаши.

Слайд 3-5

3) Словарная работа.

Учитель:

- Какие слова вы подчеркнули?

– Объясните значения слов:

Званый (обед)- на который приходят по приглашению.

Потчевать – угощать.

Стряпать – готовить пищу.

Окрошка – смесь мелко нарезанных овощей, заправляют квасом или кефиром.

Несолоно хлебавши – обманулась в ожидании.

– Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.


4) Работа с текстом сказки

Учитель:

- Прочитайте сказку сами.

Какую интонацию будете использовать для чтения слов лисы, журавля?

Оцените своё чтение.


  1. Работа с иллюстрацией.

Учитель:

Рассмотрите иллюстрацию на с.94. Найдите точные слова к этой иллюстрации.

  1. Выявление первичного восприятия. Беседа по содержанию сказки. Анализ произведения.

Учитель:

– Какие жанровые особенности помогли понять вам, что это сказка?

- Скажите, а в природе журавль и лиса живут вместе?

- Кто журавль? (птица)

- Кто лиса? (животное)

- Какова тема этой сказки?

- Дайте характеристику лисе. Какая она в этой сказке?

- Дайте характеристику журавлю.

- Какие чувства вы пережили вместе с героями сказки?

− Почему дружба лисы и журавля кончилась?

- Значит нехорошая лиса обидела хорошего журавля и он ей отплатил?

- Так? Или не так? (Предположения детей.)

- Давайте разберёмся.

  1. Выборочное чтение.

Учитель:

Прочитайте первое предложение.

(С журавлём подружилась, зовёт его к себе в гости.)

- Что же тут плохого? (Ничего.)

- Как лиса приглашала журавля? Прочитайте.

(Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!)

- Это добрые приветливые слова? (Да.)

(По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила , каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась. И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. Тарелку на стол подала)

С какими словами? (Кушай, дорогой, кушай, голубчик! Сама стряпала.)

- Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

- Значит лиса задумала хорошее дело? (Да)

- Так где же, в чём, допустила лиса промашку?

(Она поставила ему неудобную посуду, не учла, что, журавлю неудобно есть из тарелки. Сама увлёклась приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”) и не заметила, что кашки ему при этом не достаётся.)

- А как повёл при этом себя журавль? Что сказал?

(Журавль же и виду не показал, даже не намекнул лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

Прочитайте это предложение.

- Как же принял лису журавль? Прочитайте предложение. (Журавль наготовил окрошки, налил (!) её в высокий кувшин с узким горлышком…)

- Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить лисе.)

- Как вы думаете, заметил ли журавль, что лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

- Что почувствовала лиса? ( Лиса обиделась такому приёму) (Неприятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

- Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. А журавль умышленно).


-Ответьте на вопрос 1 с.95

-1. Объясни, как вы понимаете смысл этих пословиц? (Ответы детей.)

-2. Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?

(Как аукнется, так и откликнется.)

- Почему?

Слайд 6.

-Чему же учит нас сказка. Какова главная мысль сказки? Прочитайте её ещё раз.

Как аукнется, так и откликнется.

Ученики:

(Не делай другому человеку плохо, даже случайно. Потому что, обиженный непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

Учитель:

Вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)


Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

Познавательные УУД (информационные: использование знаково-символических средств.).


















Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, умение ориентироваться в тексте).



Метапредметные УУД:

Овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие, пополнение сло-

варного запаса новыми словами.






Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Личностные УУД самооценка чтения.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, чтение по лицам, навыки сотрудничества.



Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей, работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Личностные УУД: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм,






































Личностные УУД: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм,

способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка поступков)









Личностные УУД: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм,

способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка поступков)



ФИЗМИНУТКА.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)


Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.


Задания на развитие воображения и речи.

Резерв

Творческое задание.

– Подумайте, как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

- Как должен вести себя журавль? (Журавль мог бы тактично намекнуть лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

- Как мог бы поступить журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать лисе, как надо встречать гостей.)

- Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

− А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина?

(Нет.)

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей, работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей, работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, подведение под понятие.




Обратимся к нашим задачам и плану действий. С какими задачами мы уже справились? А какие у нас ещё остались невыполненными?


Работа над новым материалом.










Первичное знакомство с произведением.






Первичное закрепление.


  1. Переверните страницу. Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте название.

-Спрогнозируйте, о ком пойдёт речь в произведении?

Слайд 7

-С детства Н.И.Сладков любил природу и интересовался ею. Н.И.Сладков в детстве посещал кружок юных натуралистов. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия. По специальности Н.И.Сладков – зоолог. По призванию-писатель. Сказки и рассказы писателя все о лесных обитателях.


Прочитайте про себя произведение.

- Оправдались ли наши предположения?

-Как называется произведение?

-К какому жанру относится? Почему?

- Кто автор?

Кто является героями сказки?


2)

− Договоритесь, чьи слова вы будете читать. Прочитайте диалог по лицам.

-Какая интонация будет у лисы?

-Какая интонация будет у мыши?












Коммуникативные УУД: речевая деятельность, чтение по лицам, навыки сотрудничества.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Задания на развитие речи и умение работать с текстом.


Слайд

-Прочитайте вопрос.

-Как ты думаешь, почему мышка боится только тихого шороха?

-Работа с синонимами.

На доске: «Ни __________________ не боюсь!»

− Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить пропущенное: ни крошечки, ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно… не боюсь!)

-Какая главная мысль этой маленькой сказки?

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.

6.

Сравнение


Скажите с какими произведениями мы познакомились сегодня?

-Что общего?

-Одинаково изображена лиса в этих сказках?

-Зачем авторы учебника поместили эти сказки в тему одного урока?

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.



Экспресс-диагностика


Самопроверка.

Слайд 9

У вас на столах лежат карточки.

Задание 1

Найдите главную мысль сказки «Лиса и журавль»

  • Лиса с журавлём подружились.

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • Умей вести себя в гостях.

Задание 2

Выбери правильный ответ.

Мышь боится:

  • Треска

  • Громкого топота

  • Страшного рёва

  • Тихого шороха

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, контроль и коррекция

7.

Итог урока.

Рефлексия.


Слайд 10

- Посмотрите на план. Справились ли мы с со всеми задачами?

– Какую мудрость народную вы поняли с помощью сказки «Лиса и журавль»?

- Что нового вы узнали из сказки Лиса и мышь?

- Что было самым трудным?

- Какое задание было интереснее всего выполнять?

- Достигнуты личностно-значимые цели?

- За что вы особенно похвалили бы себя?

Д.З.

1.Подготовиться дома к театрализации сказки «Лиса и журавль».

2.Подумать, как можно лисе и журавлю остаться друзьями.


8. Психологическая оценка


Слайд 11

Покажите нам, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Хорошее настроение- поднимите жёлтый карандаш.

Нормальное настроение - поднимите зелёный карандаш.

Плохое настроение-поднимите чёрный карандаш.

Спасибо всем за урок. Урок закончен.

Регулятивные УУД

(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности)



15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корнилова Юлия Валентиновна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства