3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении,обогащать словарный запас.
4.Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения, для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
5.Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
6.Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого , презентация к уроку, портрет Л.Н.Толстого,
памятки с объяснением новых слов, компьютер, экран, проектор, учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс 1 часть» (стр.152-155), свеча, рисунок акулы, рисунки для картинного плана.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.(На доске изображение солнышка)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
С каким писателем мы работали на прошлом уроке?Л.Н.Толстой.
Что интересного о его жизни вы запомнили?- В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата:Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).
- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).
- Прочитайте, в чем состояла тайна?
- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).
- Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.
- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).
3.Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого.
Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
4.Знакомство с темой урока. Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого.
А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
Д: Акула.
5.Сообщение об акуле,об Африке.
А).А что вы знаете об акулах.
- Посмотрите на экран и скажите как выглядит акула.
- Назовите ее особенности. - Представляет ли акула опасность для человека? - Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность? (Акула – хищница).
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами.
Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».
- Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка
Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.
б).Стихи на экране – прочитайте про себя. Солона вода морская Очень горькая такая Не попьешь, не сваришь щей Лишь купаться можно в ней. Чтение хором
читаем тихо
читаем громко
читаем быстро
- Кто из вас купался в море? (Мы вдохнули свежий морской воздух и отправляемся в путь, на жаркий материк Африка, вместе с героями нашего рассказа. - Как и в нашем стихотворении, что здесь делают дети? (Купаются). - Кого мы видим на переднем плане рисунка рядом с детьми? (Акула). - Вот и наш рассказ называется «Акула». - Что самое главное в морском путешествии?
- Дружба, взаимовыручка. Тогда никакие трудности нам не страшны (Слайд 1,2)
6.Словарная работа.
-В этом произведении вам встретятся новые слова.
_Ребята, обратите внимание на доску.Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Знакомство с рассказом. Прослушивание текста по электронному приложению.
8. Проверка первичного восприятия .
Понравился ли вам рассказ?
Что особенно запомнилось?
-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
Дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент
(- когда заметили акулу с палубы;
- когда мальчики старались уплыть от акулы;
- когда артиллерист выстрелил).
9. Повторное чтение.
-Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.
Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?
10.Физминутка – релаксация.(звучит музыка).
-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.
11. Анализ произведения
Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.152
(Чтение первой части)Читаем 1 абзац за мной (буксир). -Где стоял корабль?
-Корабль стоял у берегов Африки.
-Как Толстой описывает погоду в этот день?
- День был прекрасный…
-С чем автор сравнивает погоду?
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?
- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).
-Как бы вы озаглавили эту первую часть?
-«Корабль у берегов Африки».
(Чтение второй части)Читаем 2 абзац за мной (буксир). -Где матросы устроили купальню?
-Матросы, в парусе устроили купальню.
-Как бы мы озаглавили эту часть?
- «Купание в парусе».
(Чтение третьей части)3 абзац – про себя. - Кто же был с матросами на корабле?
- Два мальчика.
-Почему дети решили сплавать в открытое море.
-Им тесно было в парусе
- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?
-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)
-Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
-Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?
-Это означит не сдаваться, постараться победить.
-Что выражает лицо артиллериста?
-Радость. Он гордился сыном.
-Как мы озаглавим эту часть?
-«Плавание наперегонки в открытом море».
(Чтение четвертой части)4 абзац – про себя. -С какого слова автор начинает эту часть?
-Автор начинает часть со слова «Вдруг…». Почему?
- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)
-Что увидели матросы с палубы?
-Матросы увидели акулу.
-Какими словами автор называет акулу? Почему?
-Морское чудовище, потому что акула - хищница.
-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).
- Насколько эффективно было это решение?
-Как отреагировали дети на его слова?
-Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.
-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
-С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.
У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
-Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
-Как матросы решили помочь мальчикам?
-Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.
-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
-Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.
-Как мы будем читать?
-Быстро и с чувством волнения.
-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
-Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
-Как озаглавим эту часть?
- «Появление морского чудовища».
(Чтение пятой части).5 абзац – 1 ученик -Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
-ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
-Как озаглавим эту часть?
-«Пронзительный визг».
-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)
- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)
(Чтение шестой части).Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…») -Как подействовал визг мальчика на отца?
- «Сорвался», «побежал».
-Как он все делал?
-Он делал все быстро.
-Какое решение принимает артиллерист?
-Какой будет темп чтения? Какое чувство?
-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
-Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-«Выстрел».
(Чтение рассказа до конца.)
-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?
Какой урок хотел нам преподнести?
- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.
- Ради чего написан рассказ?
-Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.
Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.
В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
14.Работа с пословицами:
А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них ту, которая подходит к нашему рассказу. Не зная броду, не суйся в воду. Берегись бед ,пока их нет.
Не буди лихо ,пока оно тихо.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете? 15.Итог урока: - А еще что нового узнали вы на уроке? Что вам особенно понравилось? Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.
И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок.О смелости, отваге, героизме.)
Народная мудрость гласит«Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.
-Вы согласны?
16.Домашнее задание.
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
приготовить пересказ по картинкам
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
сочинить стихотворение об акуле
17.Рефлексия:
Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, подсчитай результат)
Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
Итого я заработал: ______ балла(ов).
Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.