Конспект урока литературного чтения по теме "Лев Николаевич Толстой «Акула»", 3 класс.
Конспект урока литературного чтения по теме "Лев Николаевич Толстой «Акула»", 3 класс.
Цели: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения
Задачи: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Лев Николаевич Толстой «Акула»", 3 класс.»
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула»
Тип урока: урок закрепления материала.
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)
Цели: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения
Задачи: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
обогащение словарного запаса учащихся; расширение кругозора;
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит, где красота, там доброта.
Проверь дружок,
готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
Актуализация знаний.
– Ребята, посмотрите на доску: 4 портрета и 4 фамилии авторов. Попробуйте определить фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Рассмотрите портреты писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. (Совпадают портрет и фамилия только одного автора).
А.С.Пушкин Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов
И.А.Крылов
- С произведением, какого писателя мы сегодня познакомимся? (С произведением Льва Николаевича Толстого.)
-Мы уже встречались с произведениями этого автора.
– Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?
(Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)
-Но сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом.
-Прочитайте название произведения, как вы думаете о чем рассказал нам Л.Н.Толстой?
-Что вы знаете об акулах?
-Давайте прочитаем с вами произведение и узнаем, о чем это произведение.
Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с.152
- Сейчас это произведение вы послушаете в записи.
- Внимательно следим за чтением, отмечать слова, значение которых непонятно.
Аудиозапись.
- Ваши впечатления (понравилось или не понравилось)
– Какие чувства вы испытали? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)
- Что поразило?
Словарно-лексическая работа.
Купальня – строение для купанья.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).
Палуба – часть судна.
Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела
Ропот – неуверенный, тихий возглас
Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.
Повторное чтение рассказа
- Сейчас этот рассказ вы будете читать самостоятельно, цепочкой.
- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? - Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? - Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать. - Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. - Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? - Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? - Какие чувства он испытал в этот момент? А какие чувства испытали мальчики?
-Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению. -Найдите момент, как Л.Н.Толстой описал переживания «старого артиллериста». -Как вы думаете, почему старый артиллерист закрыл лицо руками?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?
- Каким вы его себе представляете. Составьте словесный портрет артиллериста. (Немолодой, уставший, старый, седой)
- Выберите качества, которыми он обладает из перечисленных и назовите.
Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях.
Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа
(Чтение первой части вслух)(Читаем до слов: …перед закатом солнца капитан вышел)
- Где происходит действие рассказа?
- Где стоял корабль?
- Как Толстой описывает погоду в этот день?
- С чем автор сравнивает погоду?
-Какие литературные приёмы использует авторв произведении? (описание, сравнение)
-Как бы вы озаглавили эту первую часть? («Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».)
-Продолжим чтение произведения. (Читаем дальше до слов: На корабле с нами было два мальчика.)
– Где и почему моряки устроили купальню? (В парусе. Было безопасно.)
– Какое настроение было на корабле? (Спокойное)
- Как можно озаглавить эту часть? («Купальня в парусе».)
-Что же было дальше, давайте прочитаем. (Читаем дальше до слов: Вдруг с палубы кто-то крикнул….)
- Кто же был с матросами на корабле?
- Почему мальчики поплыли в открытое море?
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку? Почему?
- Какое средство художественной выразительности использовал Толстой? (Сравнение)
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что?- Как мы озаглавим эту часть?
- «Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море»
-Прочитаем следующую часть. (Читаем дальше до слов: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали….)
- Каким словом автор передает неожиданность, внезапность появления акулы?
- Кого увидели матросы с палубы?
- Какими словами автор называет акулу? Почему?
- Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?
- Как матросы решили помочь мальчикам?
- Как озаглавим эту часть?
- «Появление морского чудовища» или «Акула».
-Прочитаем пятую часть рассказа. (Читаем дальше до слов: Визг этот как будто разбудил….)
- Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает?
- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”? Почему автор использует именно это выражение?
-Как озаглавим эту часть?
- «Пронзительный визг» или «Встреча с акулой».
-Чтение шестой части (Читаем дальше до слов: Но когда дым разошёлся над водой….)
- Как подействовал визг мальчика на отца?
- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?
- Какое решение принимает артиллерист?
– Почему он пошёл на этот шаг?
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
- А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии?
- Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?
- А как бы вы поступили на месте отца?
- Как можно озаглавить эту часть?
- «Выстрел».
-Чтение седьмой части.
– Чем закончилась эта история?
- Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? - Какое он сейчас испытывает чувство?
- Что его успокоило? - Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».
VII. Итог урока
- С каким произведением Л.Н.Толстого мы сегодня познакомились?
- С какой целью автор написал свое произведение?
-Что автор хотел донести до читателя?
- В чём заключается главная мысль рассказа? О чём этот рассказ?
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. О том, какие опасности, подстерегают детей, к каким последствиям может привести бездумное поведение)
- О чём вы сегодня задумались?(высказывания детей)
Домашнее задание. С.152-155, подготовиться к выразительному чтению произведения. Ответить на вопрос6, стр. 155.