Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как живут животные"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Конспект урока
«Как живут животные?»
Учитель: Гамзатова С. А.
Цель урока: расширение представлений учащихся о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с условиями жизни животных;
2. расширить знания о жизни животных, опираясь на ранее полученные знания;
3. учить доказывать, что животные - это живые существа;
4. развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
5. формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, карточками, точно выполнять инструкции учителя;
6. воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:обучающиеся научатся:
- наблюдать за жизнью животных;
- определять, чем питаются животные;
- определять постройки животных;
- узнавать зверя по описанию (загадке);
- узнавать зверей на рисунке по их частям;
-знать, что животные – живые существа;
- знать, что животные питаются, передвигаются, строят жилища;
- знать, что животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.
Метапредметные:
Регулятивные: предвидение возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах; логические – переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные результаты:осознание необходимости бережного отношения к животным.
Тип урока: урок – исследование.
Методы и формы обучения:исследовательский, объяснительно – иллюстративный, работа в парах и группах, работа с учебником.
Оборудование для обучающихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочие листы с заданием, сигнальные карточки.
Оборудование для учителя: видеопроектор, ноутбук, презентация, иллюстрации животных и их жилищ.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Необычный день у нас, И гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады!
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Повторение изученного.
–Ребята, сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А куда – угадайте…
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
Что же это? (Лес)
- Куда же мы совершим сегодня путешествие?
В добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Чудные тайны откроете эти.
Сегодня мы создадим лес сами. А для этого превратимся в волшебников. Повторяем за мной слова:
Раз, два, три, волшебники все мы!
Молодцы! Начинаем волшебство
1) Этап проверки домашнего задания.
- Ребята, а что растёт в лесу? (Растения, деревья, кустарники, травы.)
- Да, лес без растений не лес. Значит, что надо добавить в нашу картину, чтобы появился лес? (Растения)
- Выходят волшебники, у кого оказались растения.
- Станьте парами так, как делятся растения на группы.
- Итак, на какие три группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения).
- Чем отличаются эти группы?
- На какие 2 вида можно разделить деревья? (Хвойные и лиственные)
- В чём их различие? (У лиственных листья, а у хвойных хвоя)
- А растения живые? Докажите.(Они дышат, растут, развиваются, размножаются, погибают).
- Что нужно для жизни растений? (Свет, тепло, вода, воздух)
- Какую пользу приносят растения? (Растения-это лёгкие нашей планеты)
- Разместите свои растения на нашей будущей картине.
2) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала
-Как скучно и тихо в нашем лесу. Может кого-то не хватает? Если вы отгадаете мои загадки, то сможете узнать, для кого лес является домом.
Живут они везде: На суше и в воде. Царапаются, лают, Жужжат, рычат, летают. Одни заводят трели В весенние капели,
Другие дружно плавают В водной карусели. И даже есть разумные, Серьезные и умные, Смешные, беззаботные. Зовут же их… (животные).
- Угадайте, какие животные поселятся в нашем лесу.
Игра «Доскажи словечко»
( По мере отгадывания на доске появляются картинки-отгадки)
Утро... Весь в цветах лужочек... Но смотри: один цветочек Вдруг вспорхнул – и полетел, И опять на кустик сел! Удивительный цветок: Ножки, глазки, стебелёк, Между крыльев – складочка Да ведь это ж...Бабочка.
Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит… Воробей.
Хитрая плутовка, В озере большая злюка, рыжая головка, Это зубастая и хищная …Щука. Хвост пушистый - краса! А зовут ее... Лиса
- Вспомните, с какими группами животных мы знакомы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)
У кого на картинках есть изображения животных, выходите к доске.
Прикрепите сначала насекомых. Чем они отличаются от других животных. (Та же работа проводится с рыбами, птицами, зверями.)
- У каждой группы животных есть свои отличительные особенности. (Бабочка – насекомое. Насекомые – это животные, у которых 6 ног.
Воробей – птица. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
Лиса – это зверь. Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.. Звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.Щука – это рыба. Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.)
Формирование новых знаний и умений.
1)Постановка учебной задачи.
- Вы догадались, о ком пойдёт речь на уроке?- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с животными и узнаем, как они живут.
Не смотря на то, что у каждой группы животных есть свои отличительные особенности, у всех животных есть и общее. Как вы думаете, что объединяет всех животных?
- Да, все животные, так же как и растения, живые. Мы попробуем доказать, что животные –живые существа. А помогать нам будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.
2) Открытие нового знания.
Работа в парах (по карточкам).- Перед началом работы послушайте правила работы в паре.
Помогать друг другу нужно
И работать вместе дружно.
А когда закончим дело,
Поднимаем руки смело.
Первым на пути у нас Лесная столовая.
Наши животные проголодались. Давайте проведём исследование: выполним задание в парах и определим, кто что ест.Найдите к каждому рисунку пару (соедините стрелочками).
Получилась картинка: Белка – орехи
Лягушка – комар
Заяц – трава
Синичка – гусеница
Лиса – мышь
- Что необходимо животным для жизни? (Пища.)
-Но для роста детёнышей и жизни взрослых животных нужна не только еда. Подумайте, что ещё нужно животным?(Вода)
Вывод Мудрой Черепашки:Все животные питаются, но по-разному.
Следующее исследование наПоляне«Спортивная».
- Что должны делать животные, чтобы добыть пищу?(Передвигаться)
- Каким животным принадлежат эти части тела? Объясните, для чего они служат.Найдите к каждому рисунку пару (соедините стрелочками).
Получилась картинка:Крыло – птице, бабочке.
Лапка – лягушке.
Хвост – рыбе.
Лапа – кошке, зверьку.
(Утке крылья, чтобы летать, лягушке лапы, чтобы прыгать, бабочке крылья , чтобы летать, кошке лапы, чтобы бегать, рыбе хвост, чтобы плавать. Узнали, что все передвигаются по-разному: летают, прыгают, бегают, плавают.)
Вывод Мудрой Черепашки: Животные передвигаются, чтобы добывать пищу, находить место для жилья.Животные передвигаются, но по-разному.Все они приспособленык своему способу передвижения.
Далее мы попадаем в Детский сад «Лесовичок»
3) Физминутка
Сейчас все встали, немного поиграем. Игра «Утро в зоопарке».
– У каждого животного бывает потомство.Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.Слушаем внимательно, выполняем движения.
Рано утром в зоопарке просыпаются зверята: -открывают глазки барсучки; -трут щёчки хомячки; -умываются бельчата; -потягиваются лисята; -зевают тигрята; -бегают страусята; -хлопают крыльями индюшата; -подпрыгивают тигрята; -машут гривой жеребята; -крутятся влево-вправо неугомонные мартышки; -кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.
Молодцы! Садитесь.
Вывод Мудрой Черепашки: Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нём.
А впереди у нас Поляна « Строительная»
–А как называют место, где выводят потомство?(Дом, жилище.)
– А почему в жилище, домике? ( Там тепло.)
- Так что же необходимо для жизни животных? (Тепло)
-Многие животные строят жилища для себя и своего потомства.
Чьи постройки показаны на рисунках? Я читаю загадку, а вы
обозначаете это животное и его постройку (соединяете линией)
Роет- роет, ход подземный строит,
Роет-строит ловко. Спальню и кладовку.(хомяк и его жилище)
Вывод Мудрой Черепашки: Многие животныестроят жилища для себя и своего потомства
4) Этап закрепления материала
- Я предлагаю вам небольшой блиц – турнир. Я буду задавать вопросы по теме урока. Вы отвечаете ДА или НЕТ.
1) Волк живет в берлоге? (нет)
2) Животные – живые существа? (да)
3) Муравьи питаются моржами? (нет)
4) Бобры живут в хатках? (да)
5) Кроты вьют себе гнёзда? (нет)
6) Птицы питаются насекомыми? (да)
7) О животных нужно заботиться?(да)
8) Звери летают? (нет)
9) Мыши живут в норках? (да)
10) Детёныш зайца – лисёнок? (нет)
IV. Итоги урока.
-Повторим еще раз, как живут животные. (Питаются, растут, развиваются, передвигаются, строят жилища, приносят потомство)
Кластер
В кругу написано - животные и по кругу – лучики:
Питаются
Дышат
Передвигаются
Растут
Размножаются
-На что похож кластер, схема? (На солнышко)
А что солнышко даёт всем живым организмам? (Тепло и свет)
Значит всему живому также нужны тепло и свет. (Добавляю лучи с этими словами).
V. Рефлексия
Молодцы, ребята. Вы на уроке очень хорошо работали.
А сейчас оцените себя.На столе у каждого лежат карточки.
Кто всё понял на уроке и ему всё понравилось, поднимите картинку с мудрой Черепахой. А те, кому много было не понятно на уроке поднимите карточку с Муравьишкой Вопросиком.
Я рада, что всем вам всё понятно было и вы справились очень хорошо.