kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по русскому языку на тему «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить  с понятиями  корень,  однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку на тему «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»»

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?


Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно и красиво писать.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.

Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы.Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)

На доске: М м


Орфографическая минутка.


-Запишите слово по лексическому значению.

Дерево с дрожащими листочками. (Осина. )

Дерево с белым стволом. (Берёза.)

Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( Рисунок.) Приспособление для вскапывания земли. (Лопата. )

Движение воздуха. (Ветер.)

А как сказать, чтобы он был лёгким? (Ветерок. )

- В каком слове все согласные звонкие? (Берёза)

-Какое слово начинается с гласной? (Осина)

-В каком слове согласных больше, чем гласных? (Рисунок)

-В каком слове ударный первый слог? (Ветер)

-Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)

-Какие 2 признака родственных слов вы знаете?


3. Самоопределение к деятельности.

-На доске записаны слова.

ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.

-Какое слово лишнее в каждой строке? Почему?

-Выпишите только родственные слова.

-Какая часть у них общая? (час-, гор-)

-Выделите общую часть родственных слов.

-Кто-нибудь знает, как она называется?

-Это мы сегодня и узнаем.


4. Работа по теме урока.

а). На доске иллюстрации нескольких растений. Четко видно части каждого из них. В том числе и корень.

- Рассмотрите иллюстрации. Как одним словом назвать то, что вы видите? (Растения).

- Чем они отличаются?

- Что у них общего?

- С чего начинается рост каждого растения? (С ростка, который идет от корня.)

- Правильно! Молодцы!

- Значит корень – это общая часть всех растений. У родственных слов тоже есть общая часть. Как же она называется? (Корень).

б). Прочтите на с.61 тему урока.

Упр.№ 84, с. 61.

-Почему так написаны слова? ( дом-, слон- - это одинаковая часть в словах)

-Докажите, что в первой группе слова родственные.

-Докажите, что во второй группе слова тоже родственные.

-Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.

в).Прочитайте самостоятельно правило и скажите, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

-Почему КОРЕНЬ - главная часть родственных слов. ( В ней заключен общий смысл родственных слов. )

-Ребята, а вы не задумались над самим словом «корень»? Почему выбрали именно это слово для названия общей части всех родственных слов?

(Выслушиваются предположения детей).

-Молодцы. Давайте посмотрим на экран. Следующий сюжет поможет нам разобраться в этом вопросе.


Используется ЭОР №1. Анимация. Корень дерева и корень слов (N 193376)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf


После просмотра:

-Кто же мне ответит, почему именно «корень»?

( Как от корня дерева растут все его части, так и от корня слова образовываются новые слова.)

Прочитаем все слова, образовавшиеся от корня –ход.

(Выход, ходики, походы, заходить, ходули, восход, проходящий, переход.)

-Видите, ребята, как много новых слов получилось!

-Что у них общего? (Общий корень и общее лексическое значение).

-Как же по другому называются родственные слова? (Однокоренные).

На доске плакат с изображением дерева, в корне дерева слово ЛЕС .

На второй половине доски карточки со словами ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСТЬ,ЛЕСНАЯ, перелесок, лестница.

-Скажите, какие из них являются однокоренными к слову ЛЕС?

-Почему? Прикрепите магнитом к нашему волшебному дереву однокоренные слова.


5. Физминутка.

1 – топнуть правой ногой,

2 – топнуть левой ногой,

3 – коснуться правойрукой правой ноги,

4 – коснуться левой рукой левой ноги,

5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

8 – хлопнуть в ладоши над головой.

6. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

Карточки со словами.

  • 1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.

  • 2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.

  • 3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.

  • 4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.

  • 5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.


-На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте её. Можете им пользоваться.

-Упр. № 86.

-Напишите пары слов. Выделите корень.


Используется №2. ЭОР Интерактивное задание. Кто прав? (N 193397) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

Учащиеся определяют, кто из сказочных героев выполнил задание правильно. Выставляют отметку «5».


8. Итог урока. Рефлексия.

-А теперь пришло время оценить свою работу на уроке.

-Что такое КОРЕНЬ?

-Назовите синоним к слову РОДСТВЕННЫЕ. ( Однокоренные.)

-Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова? Поднимите зеленый кружок.

-Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме? Поднимите красный кружок.




9. Д/з.

Правило, с 62, №88. Подобрать еще 2 однокоренных слова к слову ЛИСТ, выделить корень.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чумакова Анастасия Алексеевна

Дата: 08.11.2023

Номер свидетельства: 639517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Родственные слова. Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rodstviennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "102791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402552299"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по русскому языку  во втором классе "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(64) "urokporusskomuiazykuvovtoromklassiekorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450520898"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме " Корень слова.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "195959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427986357"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка по теме "Проект "Семья слов""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "256455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448132444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства