Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?
- Умение грамотно и красиво писать.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
- Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.
Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы.Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)
На доске:М м
Орфографическая минутка.
-Запишите слово по лексическому значению.
Дерево с дрожащими листочками. (Осина. )
Дерево с белым стволом. (Берёза.)
Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( Рисунок.) Приспособление для вскапывания земли. (Лопата. )
Движение воздуха. (Ветер.)
А как сказать, чтобы он был лёгким? (Ветерок. )
- В каком слове все согласные звонкие? (Берёза)
-Какое слово начинается с гласной? (Осина)
-В каком слове согласных больше, чем гласных? (Рисунок)
-В каком слове ударный первый слог? (Ветер)
-Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)
-Какие 2 признака родственных слов вы знаете?
3.Самоопределение к деятельности.
-На доске записаны слова.
ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.
ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.
-Какое слово лишнее в каждой строке? Почему?
-Выпишите только родственные слова.
-Какая часть у них общая? (час-, гор-)
-Выделите общую часть родственных слов.
-Кто-нибудь знает, как она называется?
-Это мы сегодня и узнаем.
4.Работа по теме урока.
а). На доске иллюстрации нескольких растений. Четко видно части каждого из них. В том числе и корень.
- Рассмотрите иллюстрации. Как одним словом назвать то, что вы видите? (Растения).
- Чем они отличаются?
- Что у них общего?
- С чего начинается рост каждого растения? (С ростка, который идет от корня.)
- Правильно! Молодцы!
- Значит корень – это общая часть всех растений. У родственных слов тоже есть общая часть. Как же она называется? (Корень).
б). Прочтите на с.61 тему урока.
Упр.№ 84, с. 61.
-Почему так написаны слова? ( дом-, слон- - это одинаковая часть в словах)
-Докажите, что в первой группе слова родственные.
-Докажите, что во второй группе слова тоже родственные.
-Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
в).Прочитайте самостоятельно правило и скажите, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
-Почему КОРЕНЬ - главная часть родственных слов. ( В ней заключен общий смысл родственных слов. )
-Ребята, а вы не задумались над самим словом «корень»? Почему выбрали именно это слово для названия общей части всех родственных слов?
(Выслушиваются предположения детей).
-Молодцы. Давайте посмотрим на экран. Следующий сюжет поможет нам разобраться в этом вопросе.
Используется ЭОР №1. Анимация.Корень дерева и корень слов (N 193376)
(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)
- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.
-На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте её. Можете им пользоваться.
-Упр. № 86.
-Напишите пары слов. Выделите корень.
Используется №2. ЭОР Интерактивное задание. Кто прав? (N 193397)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf
Учащиеся определяют, кто из сказочных героев выполнил задание правильно. Выставляют отметку «5».
8. Итог урока. Рефлексия.
-А теперь пришло время оценить свою работу на уроке.
-Что такое КОРЕНЬ?
-Назовите синоним к слову РОДСТВЕННЫЕ. ( Однокоренные.)
-Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова? Поднимите зеленый кружок.
-Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме? Поднимите красный кружок.
9. Д/з.
Правило, с 62, №88. Подобрать еще 2 однокоренных слова к слову ЛИСТ, выделить корень.