kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по окружающему миру на тему "Во времена древней Руси"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" 4 класс»




Класс: 4.

Предмет:окружающий мир, технология.

Автор УМК:А.А.Плешаков.

Тип урока:урок «открытия»нового

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность:44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Технологическая карта урока по окружающему миру (4 «Г» класс)

Тема:«Во времена Древней Руси»

Выполнила:

студентка 4 курса группы «В»

________________Губашева Р.Е..

Проверил:

Преподаватель(методист)

________________ Ванюшина Е. Е.

Учитель начальных классов

______________Коннова Н. В.

_________________Оценка за урок

Астрахань, 2020





Тема урока:

«Во времена Древней Руси»

Цель:

сформировать представление детей о истории Древней Руси: территории, городах, столице, принятии христианства.

Задачи:

Обучающие: объяснить, когда и как возникло Древне русское государство, показать на карте его территорию, познакомить с историческими личностями- русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир Красно Солнышко; историческими датами: 882 г. (образование государства), 988 г. (крещение Руси), рассказать о крещении Руси и значении принятии христианства

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения, наблюдательности, устной речи, умению работать с картой и датой; расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества,воспитывать уважительноеотношение к традициям русского народа, гордость за его великие достижения

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Методы и формы работы:

Словесный, объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предметные:

Называть время, место и причины возникновения Древней Руси;

Показывать на исторической карте путь "изваряг в греки",границы государства;

Знать дату Крещение Руси.

Метапредметные:



Личностные:

понимать учебную задачу, выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, формулировать ответы на вопросы.

умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

Оборудование:

презентация; учебник, раздаточный материал



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Ралина Ербулатовна.

Проверьте у всех на столе порядок. Давайте сядем правильно и настроимся на урок.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Чтоб историю узнать

Книги надо нам читать.

Приветствуют учителя.

Наводят порядок.

Настраиваются на урок.

Личностные: правильная посадка за партой, умение настраиваться на урок, контролировать свое поведение

2. Актуализация знаний.















Формулировка темы и цели урока

-Кто является предками русского, украинского и белорусского народов?


- Опишите места расселения восточных славян, покажите их на карте.Восточно-Европейская равнина; растут густые леса, текут полноводные спокойные реки










- Как назывались объединения восточнославянских племен?


- Где обычно располагались славянские поселки?





- Перечислите главные занятия славян (чтобы вы лучше справились с этим заданием, отгадайте загадки, а отгадки вам подскажут занятия.


1.На деревне конь стальной,

Работящий, заводной:

Что пахать, что боронить —

Лишь бы людям подсобить.

2.Упали в землицу,

Попали в темницу,

Но вырвались вскоре

На вольное поле.

-С каким занятием связаны эти отгадки?

1.По зверю в поле чистом

Очень меткий выстрел,

Который охотник-герой,

Умудряется сделать порой!

2.Дyдкa- дyдa,

Ha дyдкe - дыpa;

Дyдa зaтpeщит,

Coбaкa пoбeжит.

- С каким занятием связаны эти загадки?


Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.

Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела...

-С каким занятием связаны эти отгадки?


Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны.

Загадаю вам загадку

Вкусный он и очень сладкий

Быть здоровым помогает

Его пчёлы собирают...

- С каким занятием связаны эти загадки?



Ах, какой же ты колючий!

Плавники и хвост — липучки!

Ты меня не проведёшь! —

Я тебя поймаю,..


Что же это за коняшка,

На спинке бегает, бедняжка?

-С каким занятием связаны эти загадки?


- Опишите жилище славян: внешний и внутренний вид.
















- В кого верили наши предки?


















- Какие праздники были у восточных славян?






- Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем кроссворд!


Вопросы к кроссворду:


1.Доброе фантастическое существо, которое живёт в избе за печью.


2.Как древние славяне называли мужчину, который собирал мёд диких пчёл?


3.Как называют объединения славян?


4.Как назывались племена, от которых произошли русские, белорусы, украинцы?


5.Материал, из которого делали посуду наши предки.


6.В конце декабря древние славяне проводили праздник…


7.Фантастическое существо, которое обитает в озёрах и реках.


8.Река, по среднему течению которой находились земли полян.


9.Бог грома и молнии.


10.Праздник проводов зимы и встречи весны.


11.Топили по чёрному…











- Какие слова мы видим в этом кроссворде?


- Итак, что мы сегодня будем изучать?


















- Что бы вы хотели узнать на уроке?














- Сегодня мы узнаем о возникновении Древней Руси, познакомимся с историческими личностями и историческими датами.

Тема нашего урока: Во времена Древней Руси.

- Какие цели мы поставим на урок?

- Восточные славяне



Поляне. Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева.

Словене (ильменские). Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера.

Кривичи. Севернее Западной Двины и верховья Волги

-Союзы племен



-Место для поселения выбирали безопасное, пригорке, обычно на прибрежном холме.











Трактор



Семена



- Земледелие







-



Ружьё



-Охота



Гриб



Земляника





-Собирательство



Пчела





Мёд

-Бортничество



Ёрш





Лодка



-Рыболовство

-Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. Внутри дома стояли деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через открытые окошки и низенькую дверь.

-Верили, что дом охраняет домовой, в лесу ходит леший, в реках и озёрах живут водяные и русалки. Были и другие духи природы - одни добрые, другие злые. Защитой от злых сил становилось души предков. К ним обращались за помощью, советом, просили позаботиться об урожае.

Масленица, в честь проводов зимы и встречи весны, Праздник Ивана Купалы, в честь Солнца









-Домовой



-Бортник



-Племена



-Славяне

-Глина



-коляда



-водяной

-Днепр



-Перун

-масленица

-печь



-Древняя Русь.

- возникновение Древней Руси. Познакомимся с историческими личностями, русскими князями: Рюрик, Олег, Владимиром, историческими датами: 882г. (образование государства),988г. (крещение Руси),показать на

карте территорию

государства Русь, узнать одостиженияхкнязей.

-Как возникла Древняя Русь?

-Какие народы населяли Древнюю Русь?

-Где поселились?

-Какие города находятся на территории Руси?

-Когда приняли Христианство?


Узнаем дату возникновения Древней Руси; узнаем какие народы населяли Древнюю Русь; узнаем, кто и как правил на Руси в этот период

Регулятивные: определить цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельности учащихся. Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями общения.

3. Работа по теме урока.

Решение учебной задачи.




































Работа по карте.

-Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите. Что такое государство?


- Было ли государство у Древних славян? Докажите.


- Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.


- Ребята, нам нужно узнать, как же дальше развивались события со славянским народом. Какой же нашли выход древние славяне?

Прочитайте текст на стр. 40.


- О чем вы прочитали? О каких главных событиях говорится в тексте?


- Какие главные даты мы узнали?

На слайде даты

862г. - Новгородцы призвали на княжение Рюрика.

882г. - Олег объединил под своей властью Новгород и Киев.

-Давайте вместе определим век. В каком веке произошли эти события?

-Как вы определили век?



-Давайте отметим на ленте времени век. Запишите в тетрадь.


-Кто стал первым князем? Кто и как преобразовал (объединил Новгород с Киевом) Русь? Назовите столицу Древней Руси.


- Да, действительно. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.


- Прочитайте текст на стр. 42. Кто был главой на Руси?


Кто такие бояре? Богатые, знатные люди; помогали князю управлять государством.




Кто такие дружинники?

Дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальны военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Какие обязанности были у князей?


Какие отношения были у Руси с Византией?


Работа с картой.

-Найдите на карте со стр. 41 территорию Древней Руси в конце IX и в середине XI века. Сравните. Есть изменения?


-А как вы думаете, почему территория увеличилась?

-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по реке Днепр?



-Имеет территорию, правителя, законы, народ



















ответы детей















- 9 век.

-Сколько полных веков прошло? И 82 года какого следующего века? Значит, это 9 век

Отмечают на ленте

































-Появилась четкая граница, города.

-Территория стала больше

-Осваиваемые территории


Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательных действий.

Личностные: умение делать нравственный выбор.

Познавательные: структурирование знаний.























































5. Закрепление изученного





Портретное описание



































Работа по картинам.





(Слайд 4). Репродукция картины В.М. Васнецова


(Слайд 5) Изображение Перуна
Волос - бог скота, Стрибог-бог ветра.

































Работа в парах.

-Кто правил Русью в 882 году?

Что сделал этот правитель?

- Теперь мы поговорим про следующего правителя.

Портрет князя Владимира.

На слайде появляется портрет Князя Владимира

-Опишите внешний вид князя

-Что можно сказать о характере князя?

- На портрете князь Владимир изображен, как западноевропейский правитель.

- Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем, превратившим Русь в огромную державу, о котором с уважением говорили в Европе.

-Какой вклад в историю сделал?


У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира прозвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.
Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км друг| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
- Известны ли вам эти имена?
- Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
- Кого называют богатырем?
- Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»


Это Князь Владимир. Посмотрите видеоролик о Великом князе Владимире, затем обсудим.

Теперь посмотрим с вами видеоролик о крещении Руси.

- Какое важное решение для всего народа Руси принял князь Владимир?

Как проходил обряд крещения?

Когда Русь приняла новую веру?

Какой это век?

Сколько лет прошло с той поры?
-

-Что вы узнали из видео ролика?

-Как проходило крещение?

-В чем заслуги князя Владимира?

В чём значение принятие христианства?

Сейчас, я вам предлагаю поработать в парах. Вам даны карточки с вопросами. Ваша задача написать полный, развёрнутый ответ.
Карточка 1.
1. Что являлось главной дорогой, связывающей между собой жителей
Древней Руси.
2. С какими морями славян связывали водные пути?
Карточка 2
1. С именем какого князя связано образование Древнерусского государства? Когда это событие произошло?
2. Как называли правителя Древней Руси? Кто помогал ему?

Карточка 3
1.Чем занимались князья? Бояре? Дружина?
2. Какой русский князь знаменит своими военными походами?

Карточка 4
1. Какой князь решил крестить Русь?
2. Когда и как проходило крещение Руси?

Карточка 5
1. Чем отличается христианство от язычества?
2. Легко ли народ принял новую веру?

Карточка 6
1.Чем христианство отличается от язычества?
2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

-Давайте проверим. Послушаем первую пару. Прочитайте свои вопросы и ваши развернутые ответы.

ДОМ задание: учебник, стр40 - 45читать, пересказывать, записать в словарик слова: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.

Прочитайте былину об Илье Муромце.

-Князь Олег







- На князе Владимире мы видим корону, которая украшена разными камнями.































-Крещение

-988г.











Регулятивные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции.

6. Подведение итогов

-- Как называлась тема урока?

- Достигли ли мы целей урока?

- Что вы узнали нового на уроке?


- Назовите столицу Древней Руси?

- Назовите правителей Древней Руси, с которыми мы познакомились.

-Чем знаменит князь Олег?

-В каком году возникло Древнерусское государство?

- Какой город стал его столицей?


- Назовите дату Крещения Руси.

- Каковы заслуги князя Владимира?

Во времена Древней Руси.

Да, достигли

Мы узнали о территории Руси.

Киев

Новгородским князем стал Олег, князь Владимир.

988 г.

Укрепил, восстановил вновь единство Русской земли, систему управления страной, продолжил активную внешнюю политику Святослава, создал оборонительную систему на юге.


7. Рефлексия

- Сумел ли ваш класс справиться с заданием?

-Что вам помогало?

-А что мешало?

А сейчас оцените свою деятельность на уроке при помощи смайлика. (Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – слабо) Кто выбрал зеленый смайлик, поднимите руку, кто красный, желтый.


-Всем спасибо, урок окончен. До свидания!


Регулятивные:

-сравнение результата


с заданным эталоном


-оценка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" 4 класс

Автор: Губашева Ралина Ербулатовна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 566999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней руси" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-vriemiena-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "244979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446041573"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс, по теме "Во времена древней Руси" Методист: Ванюшина Елена Евгеньевна"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_4_klass_po_teme_vo_vremena_drevnei_rusi_"
    ["file_id"] => string(6) "594833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639551719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Во времена Древней Руси" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_po_teme_vo_vremena_drevnei_rusi_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "603069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648026590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как называли нашу страну в разные времена. "
    ["seo_title"] => string(45) "kak-nazyvali-nashu-stranu-v-raznyie-vriemiena"
    ["file_id"] => string(6) "147805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419499881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства