Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Во времена Древней Руси" (4 класс)»
Конспект урока по окружающему миру по теме «Во времена Древней Руси» (4 класс)
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с жизнью древних славян;
познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство;
объяснить причины двоеверия;
сформировать представление о Великом князе земли Русской - Владимире, о принятии Русью христианства;
раскрыть значение принятия христианства;
развивать познавательный интерес к истории своего государства;
формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
Планируемые результаты:
Личностные - осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны;
Метапредметные:
регулятивные - принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности;
коммуникативные - понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства;
познавательные - осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;
Предметные - рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства.
Основные термины и понятия: христианство, язычество, великий князь, бояре, Крещение, двоеверие.
Ход урока
Организационный этап.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.
Нам историю России
Интересно изучать.
Проверка домашнего задания.
- Какой раздел изучаем? («Древняя Русь»)
- Назовите тему прошлого урока. («Первые русские князья»)
Тест по теме «Первые русские князья»
Установите последовательность правления князей. Олег; Рюрик; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир.
Что такое история?
а) наука о живых организмах б) наука о прошлом в) наука о земной поверхности
В каком году Рюрик привел свое войско в Новгород и стал княжить?
А) 862 Б) 988 В) в XII веке
Главный город древнерусского государства?
А) Москва;
Б) Киев;
В) Новгород;
5. Какой князь прикрепил свой щит к воротам Константинополя?
А) Олег; В) Рюрик; Б) Святослав;Г) Игорь.
6. Кого в 945 году убили древляне за то, что он потребовал дань второй раз: А) Олега; Б) Игоря; В) Владимира.
7. Назовите имя князя, смерть которого похожа на легенду и связана с укусом змеи: А) Олег;
Б) Владимир Красное Солнышко;
В) Ярослав Мудрый.
8. Кто отомстил древлянам за смерть своего мужа, князя Игоря?
А) Екатерина ; Б) Ольга; В) Анна.
9. Он «дал наказ» своим детям и всем людям: «Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных»
А) Владимир Мономах
Б) Ярослав Мудрый
В) Владимир Красное Солнышко
10. Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы»
А) Игорь Б) Олег
В) Рюрик Г) Святослав
III. Определение темы, цели урока.
Найдите соответствие:
Князь Олег крестил Русь
Князь Игорь погиб в бою с печенегами
Князь Святослав прибил щит на врата Царьграда
Князь Владимир собирал дань с древлян
- Со всеми князьями и историческими событиями мы знакомы?
- Что будем сегодня изучать на уроке?
- Какая тема?
- Цель урока?
1. Составить портрет князя Владимира
2. Узнать о таком историческом событии, как Крещение Руси.
IV. Открытие нового знания
В какие времена жили древние славяне и откуда мы узнаём про их жизнь?
Какая вера была у древних славян? (языческая)
Сообщение подготовленных учеников («Верования древних славян»).
1. Рассказ учителя
Правление . Государей у славян не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
2. Работа с картой
— Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию Древней Руси в конце IX в., в середине XI в. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI в. увеличилась.)
— А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)
— Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?
Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и к концу IX в. на карте Восточной Европы появилось государство - Киевская Русь. К середине XI в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.
Работа по учебнику.
- Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники?
Найдите на с. 42 ответ на вопрос. (чтение про себя)
- Главой Руси был ……(великий князь)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове князь?
– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
- Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)
- Его опора и поддержка…..(дружина)
- Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)
(князь Олег)
– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение.
- А чем ещё прославился князь Олег прочитаем на с. 42. (вслух)
(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)
- Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)
(князь Владимир)
- Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Владимира в народе прозвали Красным Солнышком. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни. О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи. Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри»
VII. Итоги урока. Систематизация полученных новых знаний.
Кто такой князь Владимир?
Какое самое большое событие произошло во время правления Владимира?