kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру по теме "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по теме " Во времена Древней Руси"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Во времена Древней Руси" (4 класс)»

Конспект урока по окружающему миру по теме «Во времена Древней Руси» (4 класс)

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с жизнью древних славян;

  • познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство;

  • объяснить причины двоеверия;

  • сформировать представление о Великом князе земли Русской - Владимире, о принятии Русью христианства;

  • раскрыть значение принятия христианства;

  • развивать познавательный интерес к истории своего государства;

  • формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;

Планируемые результаты:

Личностные - осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны;

Метапредметные:

  • регулятивные - принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности;

  • коммуникативные - понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства;

  • познавательные - осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;

Предметные - рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства.

Основные термины и понятия: христианство, язычество, великий князь, бояре, Крещение, двоеверие.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать.



  1. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел изучаем? («Древняя Русь»)

- Назовите тему прошлого урока. («Первые русские князья»)

Тест по теме «Первые русские князья»


  1. Установите последовательность правления князей. 
    Олег; Рюрик; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир.

  1. Что такое история?

а) наука о живых организмах б) наука о прошлом в) наука о земной поверхности

  1. В каком году Рюрик привел свое войско в Новгород и стал княжить?

А) 862 Б) 988 В) в XII веке

  1. Главный город древнерусского государства?

А) Москва;

Б) Киев;

В) Новгород;

5. Какой князь прикрепил свой щит к воротам Константинополя?

АОлег; В) Рюрик; Б) Святослав; Г) Игорь.

6. Кого в 945 году убили древляне за то, что он потребовал дань второй раз: А) Олега;      Б) Игоря;    В) Владимира.

7. Назовите имя князя, смерть которого похожа на легенду и связана с укусом змеи: А) Олег;                      

Б) Владимир Красное Солнышко;             

В) Ярослав Мудрый.

8. Кто отомстил древлянам за смерть своего мужа, князя Игоря?

А) Екатерина ;             Б) Ольга;                 В) Анна.



9. Он «дал наказ» своим детям и всем людям: «Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных»

А) Владимир Мономах

Б) Ярослав Мудрый

В) Владимир Красное Солнышко



10. Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы»

А) Игорь Б) Олег

В) Рюрик Г) Святослав

III. Определение темы, цели урока.

Найдите соответствие:

Князь Олег крестил Русь

Князь Игорь погиб в бою с печенегами

Князь Святослав прибил щит на врата Царьграда

Князь Владимир собирал дань с древлян

- Со всеми князьями и историческими событиями мы знакомы?

- Что будем сегодня изучать на уроке?

- Какая тема?

- Цель урока?

1. Составить портрет князя Владимира

2. Узнать о таком историческом событии, как Крещение Руси.



IV. Открытие нового знания

  • В какие времена жили древние славяне и откуда мы узнаём про их жизнь?

  • Какая вера была у древних славян? (языческая)

Сообщение подготовленных учеников («Верования древних славян»).

1. Рассказ учителя

Правление . Государей у славян не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

2. Работа с картой

— Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию Древней Руси в конце IX в., в середине XI в. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI в. увеличилась.)

— А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)

— Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?

Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и к концу IX в. на карте Восточной Европы появилось государство - Киевская Русь. К середине XI в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

Работа по учебнику.

- Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники?

Найдите на с. 42 ответ на вопрос. (чтение про себя)

- Главой Руси был ……(великий князь)

- Какие ассоциации возникают у вас при слове князь?

– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

- Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)

- Его опора и поддержка…..(дружина)

- Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)

(князь Олег)

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение.

- А чем ещё прославился князь Олег прочитаем на с. 42. (вслух)

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

- Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

 (князь Владимир)

- Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Владимира в народе прозвали Красным Солнышком. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни. О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи. Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри»

VII. Итоги урока. Систематизация полученных новых знаний.

  1. Кто такой князь Владимир?

  2. Какое самое большое событие произошло во время правления Владимира?

  3. Почему было выбрано именно христианство?

  4. В чём историческое значение Крещения Руси?

Дополни фразу:

Самым интересным для меня на уроке было…

Мне бы хотелось узнать…

Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру по теме "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 23.03.2022

Номер свидетельства: 603069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней руси" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-vriemiena-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "244979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446041573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс, по теме "Во времена древней Руси" Методист: Ванюшина Елена Евгеньевна"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_4_klass_po_teme_vo_vremena_drevnei_rusi_"
    ["file_id"] => string(6) "594833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639551719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока окружающего мира "История происхождения имен, отчеств, фамилий" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-istoriia-proiskhozhdieniia-imien-otchiestv-familii"
    ["file_id"] => string(6) "113750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как называли нашу страну в разные времена. "
    ["seo_title"] => string(45) "kak-nazyvali-nashu-stranu-v-raznyie-vriemiena"
    ["file_id"] => string(6) "147805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419499881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства