Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру на тему "Страна городов" 4 класс»
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность:44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Технологическая карта урока по окружающему миру (4 «А» класс)
Тема: «Страна городов»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «В»
________________Мордвинкова А.А..
Проверил:
Преподаватель(методист)
________________ Ванюшина Е. Е.
Учитель начальных классов
______________Юровских Л.И.
_________________Оценка за урок
Астрахань, 2020
Тема урока:
«Старана городов»
Цель:
Сформировать представления детей о городах Древней Руси
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Образовательные:
- объяснить, что такое «город», «кремль»;
- познакомить с достопримечательностями Киева и Новгорода:
- объяснить особенности управления в Новгороде;
Развивающие: Развивать творческую активность учащихся, общеучебные умения и навыки: поисково-информационные (умение работать с различными источниками информации); учебно-интеллектуальные (умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими);
Воспитательные: Воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание дружбы, взаимовыручки.
- Здравствуйте, садитесь, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Зовут меня Анастасия Александровна.
- Кто уверен, что все у нас получится? У кого сегодня хорошее настроение? Подарите улыбки друг другу, нашим гостям, поздоровайтесь.
- Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу (слайд1), всегда разрешали проблемы вместе (слайд 2), чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке (слайд 3), и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение (слайд 4).
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем.
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Актуализация знаний.
Формулировка темы и цели урока.
-Ребята, давайте проверим, как хорошо вы знаете материал прошлых уроков.
- С какой темой вы познакомились на прошлых уроках?
- Что нового вы узнали?
- А теперь, давайте проведем работу в паре. У вас на столе лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить событие с датой и событие с князем, при котором произошло данное событие.
- Давайте проверим по шаблону.
Критерии оценки.
«5»-все выполнено верно.
«4»-допущена 1 ошибка.
«3»- допущено 2-3 ошибки.
«2»- допущено более 4 ошибок.
Выяснить, какие ошибки были допущены; собрать ответы
- Ребята, также вашим заданием было прочитать былину. Какую былину вы прочитали?
- О чем они повествуют? Кто совершает подвиги в этих былинах? Как их зовут?
- Давайте соберем слова из букв, которые на доске.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?
- Наша тема звучит так: «Страна городов».
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.
- Крещение Руси.
- Как и когда крестили народ Руси и т.п.
- Илья Муромец. А еще кого знаете?
- Киев и Новгород.
- О городах Руси.
Познавательные:
осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.
3.Работа по теме урока. Решение учебной задачи. Работа по карте.
- Западные соседи назвали Русь страной городов. Как вы думаете, почему?
- Как же появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, которые окружены крепкими бревенчатыми (то есть из бревна) стенами и глубокими широкими рвами (то есть канавами). Как вы думаете для чего это делалось?
- Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.
Город – укрепленное поселение.
Центр города был укреплён и назывался кремлем. – укрепленный центр города.
- Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, главная городская церковь. За пределами Кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживленно было на главной торговой площади города.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Закрепление изученного.
Работа по картинам. Работа в группах.
А теперь наша дорога лежит в древние города Руси.
-Ребята, давайте мы с вами сейчас разделимся на 6 групп. Каждой группе будет дано своё название и задание. В течение 5 минут вы должны будете подготовиться. 1 группа это первые две парты первого ряда. Вы будете картографами.
2гр. это следующие две парты. Вы будете градостроителями. 3 гр. это две первые парты второго ряда. Вы будете архитекторами. 4 гр. это следующие две парты. Вы будете политологами. 5 гр. это первые две парты третьего ряда. Вы будете археологами. 6 гр.это следующие две парты. Вы будете историками.
Каждая группа получает свой конверт с заданием, текстом и инструкцией.
Выступления групп, демонстрация изображений.
Подведение итогов работы групп.
-А теперь давайте с вами прочитаем страницу 53-54.
- О чём мы с вами сейчас прочитали?
- О ком говориться в этой страничке?
- О славном пире в городе Москве.
- О Юрии Долгорукском.
Познавательные:осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.
5.Подведение итогов.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
- В каких городах мы с вами сегодня побывали?
- Что такое город?
- Как называется укрепленный центр города?
- Какие достопримечательности украшали Киев?
- Что интересного узнали о Великом Новгороде? (как управлялся город? Кто такой посадник?)
- Домашнее зад.: стр. 43-51 читать и пересказывать.
Прочитать страничку для любознательных!
По желанию можете выполнить творческое задание, вам нужно будет нарисовать ладью, т.е лодку, на которой вы могли бы отправиться по городам Руси.
- В Новгороде и Киеве
- Город –укрепленное поселение.
- Кремль.
- Софийский собор, золотые ворота
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.
6.Рефлексия
- Сумел ли ваш класс справиться с заданием?
-Что вам помогало?
-А что мешало?
А сейчас оцените свою деятельность на уроке при помощи смайлика. (Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – слабо) Кто выбрал зеленый смайлик, поднимите руку, кто красный, желтый.
-Всем спасибо, урок окончен. До свидания!
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ ГРУПП.
1 группа.Картографы
Найдите на карте, покажите и словами опишите месторасположение города Новгорода и Киева.
- На какой реке стоит Киев? Ближе к какому морю? (работа с картой на стр. ___
- Близ какого озера, на берегах какой реки расположен Новгород? Ближе к какому морю? (учебник, стр. 49)
- Как можно было попасть из Великого Новгорода в Киев? Покажите этот путь. (работа с картой на стр. ____
2 группа. Градостроители
Внимательно рассмотрите план города Новгорода и план Города Киева (учебник, стр. ___)
- Как были укреплены города?
- Как можно было попасть в Киев? (для вас: через ворота и пусть дети их назовут)
- Какие постройки мы видим на схеме Древнего Киева?
- Что делило Новгород на две части? (река Волхов)
- Какие названия получили части города? Почему их так назвали? Выскажите свое предположение
3 группа. Архитекторы
- Какие архитектурные достопримечательности были в Киеве? (см. Учебник, стр. 48, абз. 2). Расскажи о них, используя дополнительный материал.
- Какие постройки украшали Новгород (см. учебник, стр. 50 абз. 5, стр. 51 абз.)
Дополнительный материал:
Золотые ворота в Киеве получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. В яркий, солнечный день медь блестела на солнце. Этот блеск был виден путникам издалека. Всем казалось, что так блестеть может только золото.
Софийский собор был заложен князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Над его возведением зодчие трудились долгие 12 лет. Храм Софии сразу же стал главным храмом Древнерусского государства. Здесь находилась первая русская библиотека. В ней не только хранились книги, но и велись летописи, переводились книги с других языков. В храме Святой Софии устраивались церемонии государственной важности: князья венчались на престол, проводились приемы иностранных послов.
4 группа. Политологи
- Кто управлял Новгородом? Кто были эти люди? (см. учебник, стр 51, абз. 2)
- Куда и зачем звал новгородцев набатный сигнал колокола?
- Был ли в Новгороде князь? Какие функции он исполнял?
- Что можно сказать о характере жителей Новгорода?
- Кто управлял Киевом? Как вы поняли выражение «стольный град великих князей»? (см. учебник, стр. 47.)
- Чем был Киев для государства Русь?
5 группа. Археологи
- Какие находки были сделаны археологами в Новгороде (си. Учебник, стр. 51, абз. 3 и стр. 52, абз. 1-2) (для вас: деревянные мостовые, берестяные грамоты)
- О чем свидетельствуют эти находки? (для вас: деревянные мостовые – о чистоте в городе; грамоты – о большом количестве грамотных людей)
- Рассмотрите изображение на стр.52, объясните, как и чем писали новгородцы.
6 группа. Историки
- Кто жил в Новгороде? (см. учебник, стр. 50, абз. 3)
- Перечислите занятия ремесленников. Определите, кто что производил. - При каком князе был расцвет Киева? (см. учебник, стр. 48, абз. 2).
- Покажите его портрет и опишите. (в конверт положите портрет князя Ярослава Мудрого)
- Выскажите предположение, почему этот князь получил такое прозвище (используйте дополнительный материал)
Дополнительный материал:
Много достойного сделал Ярослав за свою жизнь. Он дал Руси первый писаный закон – правила суда, наказания за преступления. Очень любил читать книги, огромные деньги тратил на их покупку и переписку. Собрал большую библиотеку. Построил в Киеве Софийский собор и Золотые ворота. Европейские короли считали за честь породниться с Ярославом, заключали браки с его сыновьями и дочерьми. Очень заботился Ярослав о мире. Умирая, оставил наказ своим детям, жить в согласии и любви между собой.