Просмотр содержимого документа
«Конспект по математике на тему "Рубль, копейка"»
УРОК МАТЕМАТИКИ
2 класс УМК «Школа России»
Тема урока:
«Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Соотношение между ними»
Образовательные цели:
- познакомить с единицами стоимости – рублем и копейкой;
- учить проводить расчет монетами разного достоинства;
- выполнять преобразования величин;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий: рубль, копейка.
Ход урока
I. Организационные момент
II. Актуализация опорных знаний
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Верю – не верю». Приготовьте свои сигнальные светофоры. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный сигнал светофора, если считаете, что утверждение неверное, то показываете это красным сигналом.
Перед вами ряд чисел. Я утверждаю, что все эти числа нечётные. Согласны со мной? (Нет) Докажите (18 – чётное число)
В этом ряду числа записаны в порядке убывания. (Да). Докажите, что значит: в порядке убывания? (От самого большего к меньшему)
Я утверждаю, что разность 10 и 9 равна 19. Согласны? (Нет). Разность – это результат вычитания. Чему же равна разность 10 и 9? (1)
Во всех этих выражения получается одно и то же значение. Согласны? (Да). Какой ответ получается в этих примерах? (14)
Во всех этих выражениях получается 16. Верите? (Нет) Докажите (8+7=15)
7 десятков и 4 единицы это 47. (Нет) Расскажите, как рассуждали. (47 – это 4 десятка и 7 единиц, т.е. 40 и 7. А у нас 7 десятков – 70 и 4 – это 74)
1 метр равен 10 дм (Да)
4 дм – это 14 см (Нет). Докажите (В 1 дм 10 см, значит в 4 дм – 40 см)
III. Разминка для глаз.
В центре игрового поля сидит муха. Муха будет перелетать с клетки на клетку, ваша задача внимательно следить за её полётом и сказать, на какое число она прилетит.
Муха полетела на 2 клетки вниз
2 клетка вправо
4 клетки вверх
3 клетки влево
К какому числу подлетела муха? (21)
IV. Минутка чистописания
Запишите в тетради число: 21.09.21г Классная работа
- Пропишите число 21 у вас в тетради. Что вы можете о нём рассказать? (двузначное, нечётное). Запишите с соседями и на разрядные слагаемые.
V. Вывод темы и целей урока
А наша мух не простая, это Муха -цокотуха (фрагмент м/ф)
- Ребята, а что вы можете рассказать о деньгах. Что это такое, для чего они нужны? (Свободные высказывания детей)
Молодцы, вы всё правильно сказали. (Фрагмент м/ф)
- Вы уже догадались, какова тема нашего урока? (Мы будем изучать денежные единицы, считать деньги, «сделаем покупки в магазине».)
- А какими деньгами мы пользуемся? (Бумажными купюрами и монетами; Рублями)
- Кто внимательно смотрел фрагмент мультфильма? Что было написано на монетке, которую нашла муха? (1 копейка)
Вот сегодня на уроке мы узнаем, что такое копейка и рубль. И почему люди придумали пословицу «Копейка рубль бережёт».
VI. Открытие новых знаний
- Человек в своей жизни часто пользуется деньгами. В разных странах свои деньги. В США это доллары и центы, в Великобритании - фунты и пенсы, во Франции – франки и сантимы. А какими деньгами пользуются в России?
- Правильно. Рубль и копейка – денежные единицы России.
Рубль дороже (больше) копейки. 1 рубль равен 100 копейкам. Рубль при записи сокращаем Р, копейка – К. Запишите эту запись в тетрадь. (1 р. = 100 к.)
Итак: в 1 рубле 100 копеек. Если потеряется хотя бы одна копейка, сможем мы набрать рубль? Нет! Отсюда и выражение: «Копейка рубль бережёт».
- Металлические деньги – это монеты.
Есть монеты достоинством 1к, 5 к., 10к., 50 к.
VII. Первичное закрепление
1) Учебник с. 16Сколько монет в 1-ом кошельке (2). Сколько денег в этом кошельке? (55 копеек).
А сколько монет во 2-ом кошельке? Сколько это денег? (61 копейка)
- Какие 2 одинаковые монеты можно взять, чтобы набрать 1 рубль? (50 к.)
Каких 10 одинаковых монет нужно взять, чтобы набрать 1 рубль? (50 к.)
Можно 1 рубль набрать разными монетами. Например: 1 монета по 50 копеек, 4 монеты по 10 копеек – 40 копеек и две монеты по 5 копеек – это ещё 10. Помни, что 1 рубль – это 100 копеек.
2) Практическая работа. Работа в парах.
- Есть монеты 1р., 2р., 5р., и 10 рублей.
Монетами можно набрать любую сумму.
Сейчас вы будете работать в парах. Для каждой пары я приготовила кошелёк с монетами. Давайте попробуем набрать 5 рублей 60 копеек. Какие могут быть варианты?
Набираем 34 рубля 30 копеек. Какие у вас варианты?
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Математический диктант.
Запишите через запятую, какая сумма денег в каждом кошельке.
(Один ребёнок работает у доски)
26 р., 32 р., 33 р, 21 р., 32р.;
2) Работа с неравенствами.
Возвращаемся к учебнику: с. 16 задание внизу страницы под чертой. Кто догадался, что нужно сделать? (Сравнить единицы стоимости, вставить знаки ,
Выполняем самостоятельно. Проверка:
- прочитайте неравенство, в котором вы поставили знак «меньше» (1к.
- в каком неравенстве поставили «равно»? (100р. = 1р.)
- прочитайте неравенство, в котором вы поставили знак «больше» (50 к.5к.)
Физминутка
IX. Включение в систему знаний и повторение
1) Решение задачи
Возвращаемся к учебнику: с. 16 №4.
- Прочитайте задачу. Найдите опорные слова для составления краткой записи.
- Было, израсходовала (каким словом можно заменить? – Потратила), осталось.
- Известно нам, сколько денег было у Иры? Нет (?), но сказано, что две монеты: 5р., и 2 рубля.
- Что обозначает число 6 в этой задаче? (6 р. Израсходовала/потратила)
- Что нас просят найти в задаче? Прочитайте вопрос.
Сколько рублей ОСТАЛОСЬ у Иры? Это главный вопрос задачи. Можем мы сразу на него ответить? ( Нет) Почему? (Мы не знаем, сколько рублей всего БЫЛО у Иры в самом начале).
- Сколько действий в задаче? (2)
- Что нам нужно найти первым действием? (сколько рублей всего БЫЛО у Иры в самом начале.) Как мы можем это узнать? (5 + 2), записываем в тетради 1-ое действие. Пояснение.
- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да). Что значит израсходовала/потратила? (отдала, ищем остаток действием вычитание)
- Записываем ответ: 1 рубль остался у Иры.
2) Дидактическая игра «Магазин»
С какими денежными единицами мы с вами познакомились? (Рубль и копейка)
- А где нам могут понадобиться наши знания? (В магазине, при покупке)
Надо хлеба купить,
Иль подарок подарить –
Деньги мы с собой берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин
И заходим …. (в МАГАЗИН)
Вот и мы с вами отправляемся в магазин. Поможем нашим покупателям сделать покупку. Свои ответы мы запишем в виде теста.
Вам нужно посчитать, какая сумма есть у покупателя, и что он может купить на эти деньги.
1 – а (мишка – 61 рубль) 4 – в (карандаши – 30 рублей)
2 – в (машинка – 50 рублей) 5 – б (книга – 37 рублей)
3 – б (мячик – 56 рублей)
- Проверяем. Если сделали всё верно ставите +.
- Кто набрал 5 +? 4+?... Отлично! Молодцы!
X. Рефлексия.
Нас, сестёр, в рубле сто штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадёт одна сестра,
Поглядишь — нет и рубля.
- О какой денежной единице эта загадка? (О копейке)
- Как вы догадались? (В рубле – сто копеек, пропадёт одна сестра – нет рубля)