Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока математики в 1 классе по теме «Случаи сложения □ +7»»
Конспект открытого урока математики в 1 классе по теме «Случаи сложения □ +7»
Цель:
повторить сложение и вычитание в пределах 20;
умножение и деление чисел по таблице умножения;
подарить ощущение праздника и вызвать положительные эмоции, способность сопереживать, делать открытия.
Оборудование:
линейка чисел в пределах 20;
магнитная доска;
иллюстрации к сказке «Колобок»;
презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели.
Гимнастика для рук
Вот и встретилась семья:
Рад тебя увидеть я!
Всех мы в гости пригласили
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер «пять».
Безымянный может ниже,
Средний - силой не обижен!
Этот - знает всё на свете,
А вот этот любят дети!
Сядьте ровно. Все в порядке? Открывайте-ка тетрадки. Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас, друзья не скрою, Ручку я вот так держу.
- Какое сегодня число? (Слайд 1)
- Расскажите, что вы знаете о числе 19.
- Назовите последующее число
- Назовите предыдущее число.
- Сколько цифр использовано для записи этого числа?
II. Подготовка к изучению нового материала
Мы сегодня на уроке Проведем опрос не строгий. Повторим, что нам знакомо, И узнаем что-то новое. Будем с вами мы считать, прибавлять и вычитать! Это позже,… а пока «Приключенья Колобка».
В доме старом не тужили, Бабка с дедкой мирно жили. (Слайд 2) Внученька у них была. Та уж в городе жила. А у внучки в воскресенье Намечался день рожденья. Дед стал думать: как же быть? Что же внучке подарить? И бабуля в нужный срок Испекла ей колобок.
Он румяный получился Сам собою он гордился! Только кто ж через лесок Его к внучке отнесет? - Никого вам не найти. Сам я к ней могу пойти! (Слайд 3)
Покряхтел дедок! Повертел Колобок! - Путь нелегкий, надо знать. А умеешь ли считать? Ты открой-ка всем секрет Сколько внучке нашей лет?
1) Чистописание (Слайд 4) - Сколько на рисунке предметов, которые отвечают на вопрос кто? (12) (Учитель объясняет и показывает, как правильно писать число 12. Дети записывают.) - Что вы можете сказать об этом числе? (Число двузначное, записано цифрами 1 и 2, чётное)
2) Устный счет: - Молодцы ребята! Помогли Колобку, только это еще не все. Дедушка еще задавал вопросы.
а) Задачи в стихах Много зверей в зоопарке живет:
Белый медведь, жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе, лиса и енот,
Слон, леопард, снежный барс и койот.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать! (11)
Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке? (6+4=10)
По ельничку мама шла.
Восемь рыжиков нашла,
А малышка дочка –
Только три грибочка.
Отвечайте, без запинки,
Сколько всех грибов в корзинке? (8+ 3 = 11)
Любит порядок мальчик Егорка.
Книги свои он расставил на полки:
Девять книжек на одной
И четыре – на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки? (9 + 4 = 13)
3) Работа в парах - Угадайте, кто еще живет у бабушки с дедушкой? (Проверка знания таблиц сложения и вычитания. Учитель предлагает ребятам решить примеры на карточках, обратная сторона в совокупности дает картинку «Котика».)
- Расставьте карточки с ответами в порядке возрастания.
10 – 4 6 + 3 9 + 2
8 + 4 12 - 2 10 + 5
10 + 7 7 + 4 9 – 7
- Спасибо ребята! Помогли нашему герою!
Колобочка похвалили, В путь-дорогу снарядили. Время вышло. Наш дружок уж идет через лесок. Мы же тоже с ним пойдём И немного отдохнем!
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. Прыжки на правой ноге
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. Прыжки на левой ноге
По тропинке побежим
До лужайки добежим. Бег на месте
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки Прыжки на месте
Стоп! Немного отдохнем! Присели
И домой пешком пойдем. Ходьба на месте
III Изучение нового материала
Вдруг увидел Колобок - Белый катиться клубок. Вот уже совсем он близко, А! Так это же зайчишка! (Слайд 5) Тот сказал ему, любя: «Вкусно пахнет от тебя! Я с утра не ел совсем, Я тебя, пожалуй, съем!» - Что ты, братец! Занят я! Внучка ждет давно меня! Я ей к чаю и варенью Приготовлен к Дню рожденья! Зайке жалко… Вытер нос: - Что ж, ответь на мой вопрос! Да скорее, нет терпенья! Что же это?.. (выражения)
1. Рассмотрение случаев сложения однозначных чисел: □ +7.
- Рассмотрите рисунки. (Слайд 6)
На доске записаны суммы:
9 + 7 8 + 7 7 + 7
– Что заметили? (Во всех суммах второе слагаемое равно семи.)
– Как найти значения данных сумм?
(Учащиеся объясняют и записывают на доске решение. Записи на доске может вести и учитель, сопровождая этим комментарии детей.)
– Дополним девять до десяти. Для этого прибавим к девяти один. Осталось прибавить еще шесть, так как 7 – это 1 и 6. Десять и шесть – получится шестнадцать.
Далее учащиеся с подробным объяснением находят значения данных сумм (учитель ведет подробную запись на доске):
2. Составление и запись таблицы сложения.
Полученные равенства учащиеся записывают в таблицу сложения (Слайд 7):
IV. Закрепление изученного материала
1. Решение простых и составных задач. Дальше катиться дружок, - Наш веселый Колобок. Показался на дороге Тот, кого кормили ноги, В запахах он знает толк. На дороге Серый… (Волк!) (Слайд 8) - Эй, дружище, колобище! Съем тебя я, вкуснотища! - Нет, не съешь меня, спешу я! Дай задачку мне, решу я!
1. (Устно) Учащиеся читают задачу 2 (с. 64 учебника, часть 2), выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, после этого под руководством учителя составляют к р а т к у ю з а п и с ь:
– Сколько действий нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.)
– Какая это задача: простая или составная? (Простая.)
– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (к.).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: осталось 10 конфет.
2. Далее учащиеся читают задачу 4 (с. 64 учебника, часть 2). После того как дети выделят условие и вопрос задачи, назовут данные и искомое числа, составляется краткая запись.
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Потому что неизвестно, сколько килограммов овощей в 1-й сумке.)
– Можем мы это узнать? (Да.)
– Как? (Сложить количество килограммов моркови и количество килограммов капусты.)
– Запишите решение. (3 + 2 = 5 (кг)
– Зная, сколько килограммов овощей в 1-й сумке, можем сказать, какая сумка тяжелее? (Тяжелее вторая сумка, так как шесть больше пяти.)
– Как узнать, насколько вторая сумка тяжелее первой? (Из большего числа (шести) вычесть меньшее (пять).)
– Запишите решение. (6 – 5 = 1 (кг)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: вторая сумка тяжелее на 1 килограмм.
Физкультминутка
Дальше катится дружок, Страшен стал ему лесок. Чтоб случайно не заснуть Надо малость отдохнуть. Что тут думать и гадать? Стал он елочки считать. Сколько елочек зеленых (Слайд 9) Столько сделаем наклонов. (3) (Наклоняются вперед, назад) Сколько встретились зверьков Столько сделаем прыжков (4) (Слайд 10)
А присядем столько раз, Сколько шишечек у нас. (6) (Слайд 11) Сколько у радуги цветов, Столько сделаем хлопков. (7) Сядем за парты столько раз, Сколько деревьев видим сейчас. (1) (Слайд 12)
2. Решение задач изученных видов.
Шум опять, трещит листва. Снова встреча, вот дела! Наш герой, увы, не слабый А зовется - Косолапый. (Слайд 13) - Ты не ешь меня, дружок, - Снова просит Колобок. - Должен к внучке я идти, Все, что хочешь попроси! И Мишутка говорит: - Знаю я , где мед лежит, - Через мост мой путь несется, Ты построй мне этот мостик И пойдешь к девчонке в гости.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся самостоятельно решают задачи 4, 6 (с. 23 в тетради № 2) с последующей взаимопроверкой или самопроверкой с контрольного листа.
VI. Сравнение чисел.
Разбирается задание 3 (с. 64 учебника, часть 2): ученики сравнивают числовые выражения и числа. Задание может быть выполнено с комментированием или устно с объяснением.
3 + 10 * 15
Сравнить сумму чисел 3 и 10 с числом 15. Значение суммы чисел 3 и 10 равно 13, 13 меньше 15, значит:
3 + 10
… …
9 – 4 * 5
Сравнить разность чисел 9 и 4 с числом 5. Значение разности чисел 9 и 4 равно пяти, пять равно пяти, значит:
9 – 4 = 5.
VII. Работа над развитием наблюдательности, мышления учащихся.
Дальше катится дружок, Наш веселый Колобок. Уж идет к концу денек Не успеть боится в срок! Он спешит через лесок И навстречу вдруг Лиса. (Слайд 14) Ой, хитра плутовка наша. - Кто ты, милый, - Нежно спрашивает. - Вкусно пахнешь ты дружок… - Я – гостинец, Колобок. Ты меня Лиса не ешь! Погоди немного! У внучки курочек не счесть! Покажу дорогу. Любит курочек Лиса. - Что же, потерплю пока… Только ты заранее выполни задание: (Слайд 14)
Соедини выражения с равными суммами
7 + ? = 15 9 + 7
7 + ? = 16 8 + 7
? + 7 = 12 7 + 6
? + 7 = 13 7 + 5
VIII. Итог урока.
Позади теперь лесок. Шум листвы совсем умолк. Гул машин все заглушает, Город Колобка встречает. Наконец, он путь прошел. К внучке Колобок пришел. Там уж стол накрыт давно. На дворе уже темно. Отмечают день рожденья. На столе стоит… (Варенье). Открывайте шире рот, Будем пить сейчас … (Компот). - Ну-ка, съешь меня, дружок! – Вдруг воскликнул… (Колобок). Внучка рада! Помогли очень ваши знания Колобку добраться к ней, Выполнив задания.
11. Итог урока.
- Ребята, а какие знания помогли сегодня нам и Колобку, что мы сегодня повторяли?
(Повторяли таблицу сложения и вычитания, решали задачи, считали и сравнивали.)
- Верно. В целом, выполнили различные арифметические действия с числами. Это для Внучки был самый большой подарок! А вы ей тоже понравились. И она дарит вам вот такой букет. Он волшебный. (Слайд 16) В нём спрятано слово, которое помогло нам сегодня дойти до внучки. Давайте его прочитаем.
Букет составлен из слов:
Тюльпан
Роза
Листочки в виде буквы:
У
Дубки
Получилось слово
ТРУД!
- Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. (Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Терпение и труд все перетрут.)
- Сказка – ложь, Да в ней намек! Всем, ребята, вам урок! Ничего ты знать не будешь, Если от труда далек.