Оборудование: предметные картинки со звуками Ш, Щ; элементы букв Ш, Щ на каждого ученика; карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Эмоциональный настрой.
Логопед:
Кто хочет разговаривать,
Тот дожжен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно!
2.Логопедическая зарядка.
-упражнения на дыхание;
-артикуляционная зарядка;
-чистоговорки.
2. Сообщение темы.
На столах карточки.
Логопед: Сядет тот, кто найдет правильно написанное слово на карточке. Ответы детей…
Логопед: Какие похожие буквы есть в этих словах?
Ответы детей: Буквы Ш и Щ.
Логопед: значит, о каких буквах и звуках мы сегодня будем говорить?
(после ответа детей педагог на доску выставляются буквы Ш и Щ).
II. Основная часть.
1.Сказка «Буквы – путешественницы».
Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба стех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща…
2. Работа с элементами букв Ш, Щ.
Логопед: Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? Ответы детей…
Логопед: Выложите из элементов буквы, которые пишутся в словах: шина, щит, щука, шум, бабушка.
Дети выкладывают буквы.
3. Дифференциация в словах. Работа в тетрадях.
Логопед: Внимание на доску. На одной строке запишите слова, в которых есть буква Ш, а на следующей строке запишите слова с буквой Щ. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.
Малыш, щетка, шахтер, вещь, плащ, шапка.
4. Зрительная гимнастика.
Вот окошко распахнулось Широко открывают глаза.
Кошка вышла на карниз. Часто моргают глазами.
Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.
Вот налево повернулась. Смотрят влево.
Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «мух» от левого
Плеча к правому.
И уселась на карниз. Дети приседают.
Глаза быстро отвела,
Посмотрела на кота. Смотрят прямо.
И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.
5. Дифференциация в предложениях. Работа по индивидуальным карточкам.
Логопед: Составьте предложения, изменяя слова по смыслу. Получившиеся предложения запишите в тетрадь. Подчеркните букву Ш одной чертой, а букву Щ двумя чертами.
Щенок, звать, Шарик.
Кошка, у, красивый, ушки.
Щенок, из, пить, плошки.
6. Динамическая пауза.
Имитация движений в воздухе.
Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь, давай, дружок,
Разогни два пальца.
И подумай не спеша,
Что за буква? Ясно – «Ш».
7. Дифференциация в тексте. Работа с доской.
Логопед: Читайте по одному предложению, вставляя пропущенные буквы Ш или Щ.
_енка поместили в поме_ении, в передней,между _кафом и боль_им я_иком, положили Ми_ино _ерстяное пальто. Постелька вы_ла теплая.
Логопед: Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь.
8. Работа по индивидуальным карточкам.
Логопед: Исправьте допущенные ошибки на карточках. Запишите исправленные слова в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.
Кощелек, роша, шесть, плаш, плошадь, лощадь.
III. Подведение итогов.
Логопед: О каких буквах мы сегодня говорили?
Расскажите, что у каждого из вас получилось лучше всего, а что еще осталось непонятным, в чем нужна помощь?
Вот разрешением ваших проблем мы и займемся с вами на следующем занятии. А сегодня всем спасибо за работу.