Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв "б-п" (1класс).
Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв "б-п" (1класс).
Данный материал направлен на формирование фонематического воприятия у детей. Могут использовать логопеды школьных учреждений и учителя начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв "б-п" (1класс).»
Тема: «Дифференциация звуков [б]–[п] и букв «б–п» (1 класс)»
Цель: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
учить различать звуки [б]–[п] и буквы «б–п» в слогах, словах и предложениях и правильно обозначать их на письме;
упражнять в подборе проверочных слов к словам с сомнительными согласными в конце слова;
учить подбирать родственные слова по схеме «Солнышко» и выражать их картинками.
продолжать развивать ориентацию в пространстве, обогащать словарь названиями животных и их детенышей;
организовать первичное закрепление родственных слов по картинкам;
развивать мелкую моторику, глазодвигательные мышцы, речь с движением.
Оборудование: таблица «Характеристика звуков», бланки со схемой «Солнышко» с девятью лучами на каждого ребенка, «Приложение в картинках» – плакат, на доске начерчена схема зашифрованной загадки.
Ход занятия.
I. Организация начала занятия и повторение пройденного материала.
Провести с детьми дидактическую игру «Незнайка в зоопарке». Использовать картинки с изображениями животных: зебра, слон, поросёнок, баран, собаки, бык, верблюд, бобр. В игре сначала Незнайка отправляется к животным, в названии которых есть звук «б», потом к тем, в названии которых есть звук «п». Выяснить с детьми, к какому животному Незнайка сегодня не пойдет. (К слону.)
Почему? После игры спросить, догадались ли дети, над какими звуками будем сегодня работать? Предложить дать характеристику звуков [б], [п] по таблице «Характеристика звуков»; обозначить сходство и различие звонкого и глухого согласных.
II. Знакомство с новым материалом.
1) Преобразование слогов и слов: па – ба, пта – бда, бочка – почка, порт – борт; по – бо, пто – бдо, пыль – быль, палка – балка; пу – бу, пту – бду, забор – запор, башня – пашня. (Уточнение лексического значения слов).
2) Изменить слова так, чтобы после согласных «б, п» появились гласные. Подчеркнуть и назвать последний слог, гласную букву. Сначала работают дети у доски, затем – в тетрадях. Образец: вяз – вязы – зы – ы.
Гриб – грибы - бы – ы, зуб – зубы – бы – ы, суп – супы – пы – ы, дуб – дубы – бы – ы, хлеб – хлеба – ба – а, боб – бобы – бы – ы. краб – крабы, бы – ы, столб – столбы – бы – ы.
Коллективно с детьми сделать вывод: Звук [б] в конце слова оглушается и звучит, как [п]. Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово. В проверочном слове после сомнительного согласного «п» или «б» должен стоять гласный звук (буква). Поощрение: вручить медальки тем, кто не ошибся при написании слов.
3. Динамическая пауза.
1) Речь с движением:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три - нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
4) Развитие мелкой моторики: «Солнечные лучи» – руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь. в) Глазодвигательные упражнения: – отработка движений глаз по 4-м вспомогательным направлениям (диагоналям); – отработка движений к себе (предмет двигается к переносице) и от себя на расстоянии вытянутой руки.
5. Отгадывание загадки.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, к какому слову вы будете подбирать родственные слова. Вы должны заполнить клеточки, вписывая слова под указанными номерами, прочесть загадку, отгадать её, написать ответ: «гриб» (работа у доски). Словесное поощрение активных.
Стоял -1, на – 2, крепкой – 3, ножке – 4, теперь- 5, лежит – 6, в – 7, лукошке – 8.
1 2 3 4 5 6 7 8
Ответ
6. Подбор родственных слов по схеме «Солнышко».
Раздать детям бланки со схемой «Солнышко» с 9 лучами. Сначала предложить подписать бланки, указав фамилию, имя, класс, дату. Указать номер (№) бланка. Рассмотреть ее. На бланках в большом круге-«солнышке» нарисовать крупно «хлеб», как на образце. От «солнышка» отходят лучи. На конце каждого луча – маленький кружок.
Напомнить детям, что мы будем подбирать родственные слова к главному слову «хлеб» и обозначать их картинками в маленьких кружках. Хором прочесть 1-ю инструкцию на бланке. Дети должны последовательно заполнить маленькие кружки картинками, срисовывая их с таблицы и запоминая слова, соответствующие картинкам. Учитель-логопед мелом на доске должен показать способы рисования картинок. При рисовании допускать и поощрять проговаривание вслух родственных слов: хлебороб, хлебушек, хлебопёк, хлебница, хлебный (магазин), хлеборезка, хлебец, хлеба. Словарная работа: хлебороб, хлеба, хлебец.
7. Динамическая пауза (выполняется после 5-го рисунка).
– Упражнение «Ленивая восьмерка» по профилактике зрения. – Упражнение для пальчиков «Ножницы» – разведение пальцев в стороны (по 10 раз) правой, затем левой руки, обеих рук одновременно. Когда дети заполнят все кружочки картинками, прочесть с ними инструкцию 2 на бланке. Предложить: – назвать все родственные слова по таблице; – поочередно повторить родственные слова по своим рисункам на бланках; – собрать бланки, прикрыть картинки родственных слов на таблице; – повторить родственные слова к слову «хлеб» по памяти; – поощрить открытками.
III. Подведение итогов занятия.
– Что мы делали в начале занятия? – Какие звуки сравнивали? – Чем они похожи? Чем отличаются? – К какому слову мы подбирали родственные слова? – Сколько родственных слов подобрали? Пароль на выход с занятия: выразительно сказать пословицу отраженно за учителем-логопедом: «Пуганный зверь далеко бежит».
Приложение 1
СХЕМА СОЛНЫШКО
Бланк №___ Фамилия, имя обучающегося ________________________________ класс __________ дата ____________
Инструкция: 1. Срисовать указанное количество картинок по схеме «Солнышко»; 2. Перечислить и запомнить родственные слова; 3. Записать родственные слова к заданному слову, поставить в них ударение. 4. Устно составить предложения: – с любым словом из схемы; – с заданным словом; – с заданными словами. 5. Записать предложения.