Просмотр содержимого документа
«Конспект экскурсии в парк»
Конспект урока
Зимняя прогулка (Экскурсия в парк)
Цель: создать условия для формирования у учащихся умений выявлять изменения в неживой природе и живой природе зимой через проведение наблюдений в парке
Задачи:
Образовательные:Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни растений
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма, трудолюбие.
- внутренняя позиция школьника на уровне отношения к окружающему миру, людям, животным.
Регулятивные УУД:
- осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий.
Коммуникативные УУД:
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной форме.
Оборудование: Лопатки, линейки.
Подготовительный этап: Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок.. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об зиме , рассказы о животных и растениях, загадки.
Ход урока
Организационный момент
-Сегодня мы отправляемся разгадывать лесные загадки зимушки –зимы
Предварительное ориентирование на местности
Остановка 1 Первая загадка зимушки зимы
-Ребята, давайте отгадаем загадки зимушки-зимы и определим самые главные её приметы
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось(Снег)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья убирает (Иней)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рождён,
Сам её рождает (Лёд)
С неба звёзды падают
Лягут на поля.
Пусть под ним скроется
Чёрная земля
Много-мнго звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные
А земле тепло(Снежинки)
Какие зимнее явления природы вы наблюдете?(Ответы учеников)
(Учитель читает стихотворения о снеге)
Снег летает и сверкает
В золотом сияние дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля ….
Всё в природе замирает:
И поля, и тёмный лес,
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес. С.Державин
Стадия фронтального наблюдения
-Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Как звёздочка, прилетела с неба.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и грани и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложатся снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.
- Кто из вас ребята знает, почему снег хрустит под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звёздочки и лучи снежинок)
Идёт зима , растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда от налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, тона снегу образуется твёрдая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоёв, как часто зимой были снегопады и оттепели.
(Ученики в месте с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая , когда было холодно, а когда стояла оттепель)
Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научится читать эту «белую книгу»…
(Ученики рассматривают отпечатки лап сороки , серой вороны, следы белки)
Давайте тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким может быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слова «любоваться»? Любуемся тем, что нравиться, что любят… Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградить вас своими волшебными силами, поднимает настроение ,укрепит здоровье.
Остановка 2 Вторая загадка зимушки –зимы
Покрытые белым пушистым ковром, зелёное царство спит…
Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните , осенью на экскурсии вы собирали листья и по ним определяли , какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет , и определять какое же перед нами дерево , придётся по цвету коры , силуэту, почкам.
- Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Берёза)
-Правильно, других деревьев с белой корой нет . Как называется кора берёзы?(Береста)
-Теперь подойдём к дереву с темной корой. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и у дуба .Как их различить зимой?( Ответы учеников)
Действительно, у дуба ствол мощнее чем у липы. Но если в лесу растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэту , а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьев.
-Прочитайте текст в атласе –определители на с.85и87. А теперь посмотрите вверх. На каком дереве сохранилось сморщенные бурые бурые листья?(На дубе)
-А на каком дереве листьев нет , но есть малюсенькие плодики с крылышком?( На липе)
-Зимой трудно отличить американский клён от ясеня. Некоторые люди различают их по силуэту давайте и мы с вами научимся.
(Ствол клёна изогнут ,будто того и гляди упадёт, а у ясеня ствол прямой)
Физкультминутка
Остановка 3.Третья загадка зимушки-зимы
-А теперь подойдём к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете?
-Как отличить ель от сосны?(ответы учащихся)
Остановка 4. Четвёртая остановка зимушки-зимы
А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте аккуратно раскопаем лопатой снег и посмотрим.
Оказывается, под снегом есть зелёные растения: земляника, осока, пастушья сумка .И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелёными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.
Под снежным покровам продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покровом снега прячутся лесные мыши.
-Кто такие братья наши меньшие и как мы можем им помочь зимой?(ответы учеников )
-Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса…
-Прислушаемся: а так ли тихо в парке? Все ли спят? (Ответы учеников)
-Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, спасём им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпайте в них корм для птиц.
Остановка 5. Прощение с зимним парком
-Поблагодарим лес ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы бы его оценили?
Подведение итогов экскурсии
-Что нового вы узнали на сегодняшней экскурсии?
-Что вам понравилось?
-Какие выводы вы сделаете по нашей сегодняшней экскурсии?