kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коми национальная одежда 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для обучающихся 3 классов Республики Коми при знакомстве с коми национальной одеждой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коми национальная одежда 3 класс»

Конспект урока по коми языку.

Тема: Коми национальная одежда.

ФИО участника: Попова Валентина Николаевна, учитель коми языка.

Предмет:

Коми язык.

Тип учебного занятия (в рамках проблемно-диалогической обучения, деятельностного подхода):


Интегрированный урок коми языка и искусства


Тема

Коми национальная одежда. 3 класс.


Цель


создать учебно-коммуникативные ситуации для формирования представлений о национальной одежде коми народа.

Задачи:







Познавательный аспект:


Развивающий аспект:




Воспитательный аспект:

  • организовать деятельность для освоения новых лексических единиц (сос, кӧтi, вӧнь, дӧра гач, визя гач, лаз, водздӧра)

  • организовать работу по отработке новой лексики (расширяющиеся синтагмы, составление предложений по моделям, составление текста);

  • организовать ситуацию для знакомства с традицией празднования Луда;

  • организовать деятельность для исполнения элементов празднования Луда


Познакомиться с традиционным праздником коми ижемцев – Луд.


Способствовать развитию мышления, воображения, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой и творческой деятельности.


Создать условия для работы учащихся в парах, группах для воспитания чувства взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг друга, прививать любовь к труду, к культуре и традициям другого народа.

Планируемый результат:

Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Основные понятия:

Луд – праздник коми ижемцев.

Ресурсы:


Учебник «Коми кыв 3», газета «Север» от 6 июля 2013 года

Габова Е.В., Макарова Н.Д. Дети древней земли. Повесть. – Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2011. 160

Картинки для презентации:

Рубашка - http://lolobochka.ru/uploads/posts/2015-09-29-11-01-04-Kosovorotka.jpg

Сарафан - http://17.img.avito.st/640x480/1978236617.jpg

Рубашка – современная – http://vgarderobe.ru/muzhskaya-rubashka-pioneer-i-large-0-3500-700.jpg

Штаны - http://shopcloth.ru/content/images/zoom/MA002EMHG982_1.jpg

Платье - http://bnycorner.com/wp-content/uploads/2014/07/sequined-mesh-dress-silver.jpg

Пояс - http://sovetolog.com/uploads/news/news-AIMKxlcUhL.jpg

Туфли - http://www.laptey.net/upload/Catalog/2169a180ch.charolmarino.2.jpg

Туфли - http://img.alicdn.com/bao/uploaded/i2/T1O65cXD0iXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg

Одежда - http://www.expo24.ru/uploads/posts/2015-02/1423833730_shmot.jpg

Коми нац женский наряд - http://nacekomie.ru/forum/files/201506/41615_fd76f11fe2215151027665e6f1552bd6.jpg

Оленеводы - http://usinsk.in/foto/olenivot.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-cNlpnF8Cle4/UTsDUpcXRQI/AAAAAAAADrQ/ROLlJYTN2AY/s1600/001.jpg

Муж наряд - http://narjad.narod.ru/izgoto/svadba/ill77.jpg

Охотничий - http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/15bd28765b8bdba3b78e8c9975899234.JPG

Спектакль- http://old.komionline.ru/images/parma_08_02.jpg

Зимняя одежда - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/0/0

Мужчина и женщина - http://uslide.ru/images/9/16139/736/img21.jpg

Коты - http://uslide.ru/images/9/16139/960/img11.jpg

Раздаточный материал:

Наборы бумажных куколок с комплектами одежды (национальной и современной)

Оборудование:

  1. Учебник коми языка «Войт» Е.Н. Вязова, А. В. Сизова.

  2. Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Универсальные учебные действия

Л - личностные УУД;

Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.


Технологическая карта изучения темы «Коми национальная одежда».

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностирующие задания каждого этапа

1этап - мотивация учащихся.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

У. Видза оланын, дона челядь! Менӧ шуӧны Валентина Николаевнаӧн, талун, ме тiян велодысь

У. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь!

Д. Видза оланыд, В.Н.

Д. здороваются. Чолӧм!

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);


II этап - речевая разминка, актуализация знаний.

Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1) актуализировать учебное содержание

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии;


Заводитам! Начинаем.

Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Давайте их произнесем.

Вспомним слова, в которых они встречаются.

Видзадам слайд вылын. Посмотрите на слайд и предложите задание

Слова с пропущенными буквами дӧрӧм , сарапан, гач, вӧнь, тупли, платтьӧ под каждым словом картинка, обозначающая данное слово.

Содты колананы шыпасъяс.


К какой теме относятся все эти слова?



Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ]

Сьӧд (черный), дзоридз (цветок), ыджыд, еджыд, визя (полосатый)











Вставить буквы.




Теме одежда.


- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);



III этап - постановка проблемы

Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

У. Вся эта одежда современная, а какую одежду носили раньше?


У. А что носили раньше коми женщины, что носили коми мужчины?

Почему именно такую одежду они носили?

Какие национальные особенности имела одежда коми людей?


У. Какова тема сегодняшнего урока?

Поставьте цель урока и задачи.

Д. старинную одежду, наверное.





Предположения детей.

Д. незнаем





Д. Коми национальная одежда

Цель: сформировать представления о коми национальной одежде

Задачи:

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд­нения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

IV этап – поиск решения. Открытие новых знаний.

Цель: построение и фиксация нового знания


Подводящий диалог.

У. Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить всю одежду?







У: Ребята, так много одежды, она очень разная, а успеем мы за урок поговорить обо всей одежде?

У: А как построить нашу работу так, чтобы мы успели поговорить обо всей одежде?

У: Хорошая идея, давайте мы разделимся только на группы, а 1группа – расскажет нам о мужской одежде повседневной и праздничной, 2 группа – о женской одежде повседневной и праздничной, а 3 группа – о зимней одежде. Давайте вспомним правила работы в группе


У. выберите командира, который будет рассказывать об одежде от вашей группы, можно рассказывать вместе с помощником.


Д. В зависимости от времени года: зимняя и летняя

Д. В зависимости от предназначения для кого: мужская и женская

Д. В зависимости от предназначения для чего: повседневная и праздничная.


Д: Можем не успеть.



Д: Может быть нам разделиться на группы и разделить информацию.











Д. объединяются в группы и обсуждают, выбирают командира

Самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

- структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд­нения (Р);


V этап – выражение решения.

Культурологические знания о национальной одежде

Самооценивание и самоконтроль

У. А теперь давайте, выслушаем представителя от каждой группы и узнаем о коми национальной одежде.



Д. 1 группа – о женской повседневной мужской и праздничной одежде


Д. 2 группа – о мужской повседневной и праздничной одежде


Д. 3 группа – о зимней одежде.




- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- использование критериев для обоснова­ния своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- разрешение конфликтов (К)

Физкультминутка.

На слайде.




VI этап – реализация продукта

Цель: включения нового знания в систему знаний.


У. посмотрите на следующий слайд и придумайте задание.

корсь пӧвсӧ.

У. А можно ли сейчас встретить людей одетых в такие костюмы?



У. А где еще можно встретить девушку или мужчину в национальном костюме?


У. Есть много национальных праздников, которые отмечают в Коме Республике и сейчас. Я бы хотела вам рассказать какой праздник празднуют в Ижме. А хотели бы вы о нем что-нибудь узнать?

Так давайте же скорее с ним познакомимся.

Ребята, праздник называется – ЛУД, луд в переводе с коми языка означает ЛУГ – широкое открытое место.

Как вы думаете, где отмечается этот праздник?

Абсолютно верно. Этот праздник отмечают на лугу. Все жители Ижмы и Ижемского района съезжались 6 июля на кануне Ивана Купала перед началом сенокоса в Ижму и начинали праздновать, с вечера начиналось главное празднование и длилось до восхода солнца. Как вы думаете, как его праздновали?

Правильно. «Луд» - праздник-гуляние, включающий в себя игры, хороводы, состязания.

У. А как вы думаете, в чём праздновали и празднуют «Луд», какую надевают одежду?

У. давайте проверим, как вы запомнили коми национальный костюм. Каждой группе я раздам пару: мальчика и девочку, в конвертиках лежит одежда, оденьте ребят на праздник ЛУД











У. Давайте проверим, что у вас получилось. Проговариют и запоминают.

Посмотрите, какие нарядные у нас получились зонкаяс да нывкаяс, похожи ли их наряды на наши Усть-Цилемские?

У. Наряды коми ижемцев тоже шились из дорогих тканей: парчи, шелка, ткани были разных цветов и оттенков, как и Усть-Цилемские наряды. Их тоже берегли и передавали от поколения к поколению.

У. А теперь давайте вставим названия одежды в наши предложения и еще раз проговорим их.











Так как вы правильно одели ребят на «Луд», они хотят вас научить одной игре, хотите?

Правила игру просты: Все встают в круг (главная фигура), круг сближается, а затем опять отдаляется на вытянутые руки. Потом все встают парами и ходят по кругу, взявшись за руки. Все сопровождается песнями.

А теперь давайте вернемся к нашим загадкам. Почему отгадки: тÖлысь да кодзув, Шондi, может кто-то догадался?

А почему солнце? Завершением праздника – кульминацией – была встреча рассвета – встреча нового дня. Именно в этот момент запевалы обращались к солнцу, ведь солнце несет радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.

Скажите мне, пожалуйста, захотелось ли вам побывать на этом празднике, если да то почему?


Д. составить словосочетания на листочке, называют, что у них получилось



Да. Оленеводы носят малицу, а пимы и валенки носят все жители нашей республики.

Д. В Академическом театре Виктора Савина показывают спектакли о жизни коми людей


На коме празднике.


Д. Да










Д. На лугу.













Д. Пели песни, водили хороводы, играли, варили кашу.



Д. Национальный коми костюм, обязательно праздничный.







Д. Одевают ребят. Мальчикам одевают: штаны – визя гач, рубаху - дÖрÖм, чулками – сера чувки, туфлями - тупли, пояс - вÖнь прикрепляют к картинке мальчика на доске.

Девочкам одевают: сарафан – сарапан, рубаху – сос, передник – водздÖра, головной убор девушки – ныр юр, туфли – тупли.

Прикрепляют к магнитной доске, с помощью магнитов, ставят в круг.











Вставляют новые слова в предложения:

Нывка пасьталыс (девочка одела): сарапан, сос, водздÖра, ныр юр,

Зонка пасьталыс (мальчик одел): дÖрÖм, гач, сера чувки.

Нывка кÖмалысьны (обула): тупли.

Зонка кÖмасьны (обул) тупли.



Да.


- развитие воображения (Л.)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснова­ния своего суждения (К);


VII этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Какова была тема урока?

Достигнули мы цели, реализовали поставленные задачи


Расскажите по схеме:


Я - знаю

Я - запомнил

Я - смог


Отвечают на поставленные вопросы.

- Рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результа­тов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успеш­ности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

Домашнее задание


Пословицы: соедини коми пословицу об одежде с её переводом, подумай, что означают пословицы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коми национальная одежда 3 класс

Автор: Попова Валентина Николаевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок литературного чтения во 2 классе: Нанайская сказка "Айога" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-nanaiskaia-skazka-aiogha"
    ["file_id"] => string(6) "226509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440335331"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие во 2 классе «Дружат дети всей страны!» "
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vo-2-klassie-druzhat-dieti-vsiei-strany"
    ["file_id"] => string(6) "151709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420733734"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Классный час " Я и мои  права" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi-chas-ia-i-moi-prava-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137112"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271906"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеклассное мероприятие по трудовому обучению «Традиционные костюмы народов Прикамья » "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-trudovomu-obuchieniiu-traditsionnyie-kostiumy-narodov-prikam-ia"
    ["file_id"] => string(6) "247396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446554415"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Коми-пермяцкий национальный костюм"
    ["seo_title"] => string(39) "komi-piermiatskii-natsional-nyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "249405"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446896668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства