II этап - речевая разминка, актуализация знаний. Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии; | Заводитам! Начинаем. Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Давайте их произнесем. Вспомним слова, в которых они встречаются. Видзадам слайд вылын. Посмотрите на слайд и предложите задание Слова с пропущенными буквами дӧрӧм , сарапан, гач, вӧнь, тупли, платтьӧ под каждым словом картинка, обозначающая данное слово. Содты колананы шыпасъяс. К какой теме относятся все эти слова? | Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ] Сьӧд (черный), дзоридз (цветок), ыджыд, еджыд, визя (полосатый) Вставить буквы. Теме одежда. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); |
III этап - постановка проблемы Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения | У. Вся эта одежда современная, а какую одежду носили раньше? У. А что носили раньше коми женщины, что носили коми мужчины? Почему именно такую одежду они носили? Какие национальные особенности имела одежда коми людей? У. Какова тема сегодняшнего урока? Поставьте цель урока и задачи. | Д. старинную одежду, наверное. Предположения детей. Д. незнаем Д. Коми национальная одежда Цель: сформировать представления о коми национальной одежде Задачи: | - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
IV этап – поиск решения. Открытие новых знаний. Цель: построение и фиксация нового знания | Подводящий диалог. У. Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить всю одежду? У: Ребята, так много одежды, она очень разная, а успеем мы за урок поговорить обо всей одежде? У: А как построить нашу работу так, чтобы мы успели поговорить обо всей одежде? У: Хорошая идея, давайте мы разделимся только на группы, а 1группа – расскажет нам о мужской одежде повседневной и праздничной, 2 группа – о женской одежде повседневной и праздничной, а 3 группа – о зимней одежде. Давайте вспомним правила работы в группе У. выберите командира, который будет рассказывать об одежде от вашей группы, можно рассказывать вместе с помощником. | Д. В зависимости от времени года: зимняя и летняя Д. В зависимости от предназначения для кого: мужская и женская Д. В зависимости от предназначения для чего: повседневная и праздничная. Д: Можем не успеть. Д: Может быть нам разделиться на группы и разделить информацию. Д. объединяются в группы и обсуждают, выбирают командира | Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
V этап – выражение решения. Культурологические знания о национальной одежде Самооценивание и самоконтроль | У. А теперь давайте, выслушаем представителя от каждой группы и узнаем о коми национальной одежде. | Д. 1 группа – о женской повседневной мужской и праздничной одежде Д. 2 группа – о мужской повседневной и праздничной одежде Д. 3 группа – о зимней одежде. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К) |
VI этап – реализация продукта Цель: включения нового знания в систему знаний. | У. посмотрите на следующий слайд и придумайте задание. корсь пӧвсӧ. У. А можно ли сейчас встретить людей одетых в такие костюмы? У. А где еще можно встретить девушку или мужчину в национальном костюме? У. Есть много национальных праздников, которые отмечают в Коме Республике и сейчас. Я бы хотела вам рассказать какой праздник празднуют в Ижме. А хотели бы вы о нем что-нибудь узнать? Так давайте же скорее с ним познакомимся. Ребята, праздник называется – ЛУД, луд в переводе с коми языка означает ЛУГ – широкое открытое место. Как вы думаете, где отмечается этот праздник? Абсолютно верно. Этот праздник отмечают на лугу. Все жители Ижмы и Ижемского района съезжались 6 июля на кануне Ивана Купала перед началом сенокоса в Ижму и начинали праздновать, с вечера начиналось главное празднование и длилось до восхода солнца. Как вы думаете, как его праздновали? Правильно. «Луд» - праздник-гуляние, включающий в себя игры, хороводы, состязания. У. А как вы думаете, в чём праздновали и празднуют «Луд», какую надевают одежду? У. давайте проверим, как вы запомнили коми национальный костюм. Каждой группе я раздам пару: мальчика и девочку, в конвертиках лежит одежда, оденьте ребят на праздник ЛУД
У. Давайте проверим, что у вас получилось. Проговариют и запоминают. Посмотрите, какие нарядные у нас получились зонкаяс да нывкаяс, похожи ли их наряды на наши Усть-Цилемские? У. Наряды коми ижемцев тоже шились из дорогих тканей: парчи, шелка, ткани были разных цветов и оттенков, как и Усть-Цилемские наряды. Их тоже берегли и передавали от поколения к поколению. У. А теперь давайте вставим названия одежды в наши предложения и еще раз проговорим их.
Так как вы правильно одели ребят на «Луд», они хотят вас научить одной игре, хотите? Правила игру просты: Все встают в круг (главная фигура), круг сближается, а затем опять отдаляется на вытянутые руки. Потом все встают парами и ходят по кругу, взявшись за руки. Все сопровождается песнями. А теперь давайте вернемся к нашим загадкам. Почему отгадки: тÖлысь да кодзув, Шондi, может кто-то догадался? А почему солнце? Завершением праздника – кульминацией – была встреча рассвета – встреча нового дня. Именно в этот момент запевалы обращались к солнцу, ведь солнце несет радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам. Скажите мне, пожалуйста, захотелось ли вам побывать на этом празднике, если да то почему? | Д. составить словосочетания на листочке, называют, что у них получилось Да. Оленеводы носят малицу, а пимы и валенки носят все жители нашей республики. Д. В Академическом театре Виктора Савина показывают спектакли о жизни коми людей На коме празднике. Д. Да
Д. На лугу.
Д. Пели песни, водили хороводы, играли, варили кашу.
Д. Национальный коми костюм, обязательно праздничный.
Д. Одевают ребят. Мальчикам одевают: штаны – визя гач, рубаху - дÖрÖм, чулками – сера чувки, туфлями - тупли, пояс - вÖнь прикрепляют к картинке мальчика на доске. Девочкам одевают: сарафан – сарапан, рубаху – сос, передник – водздÖра, головной убор девушки – ныр юр, туфли – тупли. Прикрепляют к магнитной доске, с помощью магнитов, ставят в круг.
Вставляют новые слова в предложения: Нывка пасьталыс (девочка одела): сарапан, сос, водздÖра, ныр юр, Зонка пасьталыс (мальчик одел): дÖрÖм, гач, сера чувки. Нывка кÖмалысьны (обула): тупли. Зонка кÖмасьны (обул) тупли.
Да. | - развитие воображения (Л.) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); |