Просмотр содержимого документа
«Когда учиться интересно?»
Тема. Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа». 1 класс.
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить условия интересной и успешной учебы; подготовить к выполнению проекта «Мой класс и моя школа».
Планируемые результаты: учащиеся научаться осознавать себя частью коллектива.
Цели деятельности учителя: формирование понятий необходимых для организации успешной и интересной учебы; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению отношений с одноклассниками.
Тип урока:урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:Научатся: обсуждать условия интересной и успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе.
Получат возможность научиться: определять наиболее значимые события в классе, коллективно составлять рассказ о жизни в классе, школе; оформлять фотовыставку; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Регулятивные:различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.
Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные:определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание.
Оборудование: листы с кроссвордом; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент
На улице зимнее, холодное утро, а у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу!
- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
Актуализация знаний
Работа с кроссвордом в парах.
По горизонтали:
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы.)
Надпись на письме, открытке, указывающая место назначения. (Адрес.)
Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога.)
Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после — в улей
Мчится пулей,
И что то прячет в уголок?(пчела)
По вертикали:
Маленький бумажный знак с рисунком, который приклеивается на конверт. {Марка.)
С ним путешествовала Злючка-Грязючка из труб заводов и фабрик. (Дым.)
(Учитель подводит итоги работы, отмечает отличившиеся команды.)
Самоопределение к деятельности
Мы начинаем новую часть учебника «Окружающий мир». Рассмотрите ее. Чем она отличается от первой части? (На обложке другая картинка: была бабочка, а теперь — часы-ходики.)
Порассуждайте, о чем нам говорит эта картинка. (Примерный ответ. Наверное, авторы учебника хотели сказать о том, что время летит быстро, незаметно. А еще о том, что надй уметь видеть красоту окружающего мира, поэтому и часы у художника получились сказочные — они изображены в виде домика. Может быть, этим авторы учебника хотели сказать, что весь окружающий нас мир — это наш родной дом, который нужно любить, беречь и охранять.)
Что вы можете сказать об условных обозначениях? (Они остались такими же.)
Найдите на страницах учебника наших помощников - Муравьишку и Мудрую Черепаху. Они остались с нами? (Да.)
Прочитайте на с. 3 название раздела. (Что и когда?)
Прочитайте, чему мы будем учиться.
Муравьишка вновь готов загадать вам загадку. А вы готовы отгадать?
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа.)
В какой школе и в каком классе вы учитесь? (Ответы детей.)
Вы не просто девочки и мальчики. Как вас теперь называют? (Школьниками, учениками, первоклассниками.)
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О нашей школьной жизни.)
Прочитайте тему урока на с. 4 учебника*. (Когда учиться интересно ?)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке?
Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
Вспомните, как вы пришли в первый класс.
Что вы можете рассказать о своем первом дне в школе? Что вы чувствовали? Какое было настроение?
(Рассказы-воспоминания детей о первом школьном дне.)
Показ видеофильма (3мин.40 сек.)
- Изменились ли вы за это время?
- Все ли знают правила поведения в школе? Какие? (Ответы детей)
- Школа №500 –старейшая школа г. Санкт-Петербурга, ей более 100 лет.
- Свою первую школу, первого учителя и первый класс человек помнит всю жизнь.
- Я желаю, чтобы у вас сохранились самые добрые воспоминания о школьной жизни.
- Давайте подумаем, какое значение имеет слово «класс». (Ответы детей.)
Класс — это помещение, в котором проходят уроки. Его еще можно назвать кабинетом. Вот наш классный кабинет.
(Учитель называет номер кабинета.)
А еще класс — это группа учеников одного и того же года обучения, коллектив одноклассников. Вы все — один классный коллектив, т. е. класс.
Интересно ли вам учиться? Почему? (Ответы детей.)
Рассмотрите рисунок на с. 4. Как вы думаете, что должно быть в помещении класса, чтобы было интересно учиться? (Ответы детей.)
А каким должен быть ваш коллектив, чтобы было интересно учиться? (Ответы детей.)
Рассмотрите фотографии на с. 5. Расскажите, как вы помогаете друг другу учиться. (Ответы детей.)
Кто еще вам помогает учиться, открывать новые знания? Расскажите об этом. (Ответы детей.)
Знаете ли вы правила поведения в классе?
Давайте составим памятку и повесим ее в свой классный уголок.
Памятка «Правила поведения в классе»
Не ябедничать
Не обижать друг друга
Не драться
Не дразниться
Не перебивать
Не критиковать
- Давайте вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока:
- Прочитайте.
Какие выводы вы можете сделать?
Сравним свой вывод с выводом мудрой черепахи на стр. 5 (Когда помещение класса хорошо оснащено, в нем чисто, комфортно. Когда классный коллектив дружный и сплоченный.)
Физкультминутка
- Вспомните, какой сказочный персонаж обменял Азбуку на билет в кукольный театр?
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Продолжение работы по теме урока Работа над проектом
- Ребята, как замечательно вы рассказываете о своем класс. Столько у нас событий происходит! Было бы здорово создать фотоальбом нашего класса, тогда уж точно ни одно событие не забудем. Ну как, вы согласны? Тогда нас ждет следующий проект «Мой класс и моя школа».
Рассмотрите фотографии из альбомов на с. 6—7 учебника. Что можно сказать о жизни этого класса? (Ребята дружные, помогают друг другу, ходят вместе в музей, играют на переменах в подвижные игры, в шахматы. Ребятам интересно в классе.)
Попробуем и мы составить свой классный альбом или летопись. Подумайте, о каких событиях можно рассказать в нашем альбоме.
(Класс делится на группы, учитель называет темы проектов.)
Здравствуй, школа (1 сентября)!
Мы уже ученики!
Наши праздники.
Наши помощники (учителя и родители).
Наш классный кабинет.
Наша школа (столовая, библиотека, раздевалка, музей, кабинет директора и т. д.) и др.
(Учащиеся также могут предложить свои темы. Далее дети в группах обсуждают тему проекта и распределяют между собой обязанности.)
(Проекты оформляются на листах и вывешиваются на доску).
- Как будем работать в группах?
- У каждой группы своя тема.
- Критерии оценивания: рисование по теме проекта, учитывается художественное исполнение и аккуратность.
Защита проекта
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Что у вас не получилось?
- Как проявили себя участники проекта?
- Что в работе понравилось больше всего?
Рефлексия
- Оцените свои достижения на уроке с помощью смайлика.
- Кто доволен своим результатом?
Подведение итогов урока
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Кто знает ответ на этот вопрос?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Рекомендации для занятий дома
Обсудить проект «Мой класс и моя школа».
Найти (можно выучить) стихи, загадки о школе.
Дополнительный материал Школа
«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий,эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...» Не правда ли, это описание чем-то напоминает вашу школу и школьный двор? А ведь написаны эти Строки более 330 лет назад великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Это его грудами школа приобрела современный вид, появились классы и урок. А раньше школа выглядела совсем иначе.
Первую школу, по легенде, открыл после Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах — для обучения будущих священнослужителей, при дворцах — для це гей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и государственные дела. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто шли в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учебу и сколько лет учиться.
Раньше знания часто буквально вбивали ученикам розгами. В одном египетском папирусе рассказывается, как ученика за какую-то провинность натри месяца заковали в колодки. В конце XIX в. прохожий вновь наблюдал нечто подобное около лицея на улице Остоженке в Москве: «Кого-то драли: слышал плач». Все это ушло из современной школы.
Всему приходится учиться, потому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научится в этих школах, у этих учителей, зависит от него самого. Надо взяться за учебу по-настоящему!