Просмотр содержимого документа
«Классный час "Правила поведения учащихся в школе и на улице".»
Классный час в 3 классе по профилактике правонарушений.
Правила поведения учащихся в школе и на улице
Цели: учить детей правильно вести себя в школе и на улице.
Задачи:
- приобретение знаний о правилах поведения в школе и на улице;
- развитие познавательных процессов;
- умение находить решение проблемы;
-воспитание правовой грамотности, ответственности детей за правонарушения;
- формирование толерантного сознания школьников.
Ход мероприятия:
Мотивация Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
Актуализация знаний
Дорогие ребята! Что бы узнать, с какой целью мы здесь собрались и о чем пойдет речь, посмотрим на экран.
(На экране эпизоды из школьной жизни, где дети совершают правонарушения, а также правонарушения на дороге)
- О чем мы будем говорить? (Ответы детей)
- Правильно. Речь пойдет о том, как не стать жертвой правонарушений, как самому не совершить правонарушение, как соблюдать правила поведения, поговорим о профилактике правонарушений.
Слайд №1
Читаем вместе: «Профилактика школьная – наука достойная!»
Работа по теме
Чтобы не было нарушений, люди создали законы. Все законы написаны в Уголовном кодексе РФ, все и взрослые, и дети должны беспрекословно выполнять эти законы. Нарушение этих законов приводит к правонарушениям, к преступлениям. А это – годы, проведенные за решеткой, горе близким и родным людям, болезни, одиночество и т.д.
Слайд №2
Закон, в праве – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.
Слайд №3
Правонарушение - виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
Слайд №4
Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
Слайд №5
Физическое лицо (человек), совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности.
Слайд №6
К административным нарушениям относятся: мелкое хищение, мелкое хулиганство, мелкая кража, мошеничество, присвоение чужого имущества, нарушение правил дорожного движения, нарушение пожарной безопасности, нарушение общественного порядка, нахождение на улице в позднее время.
Рассмотрим некоторые статьи Кодекса.
Слайд №7
Статья 9.3. Оскорбление.
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых единиц.
А случалось ли вам, дети, быть свидетелем ситуации, где нарушался Закон, Статья 9.3.?
Сценка: «Дразнилки»
- Борька, Борис – на ниточке повис!
- Воображуля – первый сорт!
Куда едешь? На курорт?
Шапочка с пумпончиком,
Едешь под вагончиком!
- Борька, Борис – на сметане ты прокис!
Случалось ли вам быть участниками подобных конфликтов? Часто дети ссорятся, но важно, чтобы в итоге они помирились, а не переросло бы это в нарушение закона (Оскорбление).
Такие ситуации часто происходят на перемене.
Перемена. (Частушки).
Перемена – перемена –
И всего десять минут!
Зазеваешься в проходе!
И тебе бока намнут!
Леша наш на перемене
Занимается куреньем,
Был всегда румяный он,
Стал он желтый, как лимон.
Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!
Говорит учитель Толе:
«Что ты носишься по школе?»
«А кому ж меня носить?
Что ли, завуча просить?»
Для разминки тела Генке
Не хватило переменки.
Генка на литературе
Разминал кулак на Юре.
Петя Катю колотил,
Даже притомился:
Хрестоматией лупил,
Может, он влюбился?
Чтецы.
Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
- Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Статья 9.1.
Умышленное причинение телесного повреждения.
Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).
2 ученик. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.
Мы попробуем изложить правила в стихах. Так, думаю, вам запомнится лучше. Вероника и Ирина будут называть первую строчку, а класс – последнее слово.
Правила поведения учащихся. Читает 2 ученицы
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
Учитель: Спасибо. Молодцы, ребята! Если каждый ученик будет выполнять эти правила, значит, в нашей школе будет порядок.
Анализ ситуации.
Читает 1 ученик. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» - в сокращении.
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: - Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: - Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…
Выводы учащихся:
Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.
Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю, к трамваю – это опасно для жизни!
2 ученик. Сообщение.
Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, ещё не было – по улицам медленно ездили колёсные повозки, запряжённые лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.
Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые Правила дорожного движения.
3 ученик читает стихотворение:
«По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход».
4 ученик Мы дарим памятки правила поведения на улице
1. Не играть на проезжей части улицы.
2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.
3. Изучать правила дорожного движения.
4. Не цепляться к транспорту.
5.Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.
6.Вышел на прогулку – не ходи со двора!
Учитель: спасибо ребятам за их содержательный рассказ. А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, мы поиграем в игру «Светофор»
Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться … (опасно).
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь … (открыт).
-Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте
Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.
- У кого есть такая возможность, я просила, по словарю, по энциклопедиям поискать значение некоторых слов, которые касаются темы нашего классного часа. Давайте послушаем их.
ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что – либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
1 ученик рассказывает «Как возникли наши законы?»
Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между Робинзоном и его слугой. Стал нужен закон.
Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.
1 ученик рассказывает «О правах ребёнка».
Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Основные права детей.
Право на образование.
Право на охрану здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право свободно выражать своё мнение.
Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
- Но некоторые дети нарушают эти права. Мы говорили, что у детей есть право на образование. Но кто-то мешает ему получить образование, разговаривает, отвлекает, получается, что он нарушает право этого ребенка. Право на охрану здоровья, вы толкнули кого-то, он упал, получил синяк, перелом и т.д. Вы нарушили его право на охрану здоровья. Вы - правонарушитель.
Ребята! Перед вами листочек с вопросами. Честно ответьте на них и сделайте вывод, как вы соблюдаете правила поведения в школе и на улице.
Анкета (Вопросы : Да +, Нет -)
Нарушал правила дорожного движения?
Купался в запрещенных местах?
Разводил костры в неустановленных местах?
Находился в общественных местах без сопровождения взрослых после 22 ч.
Оскорблял, т.е. умышленно унижал честь и достоинства другого?
Дрался?
Рефлексия
Покажите веселого смайлика, если классный час оказался полезным. Покажите грустного смайлика, если пользы от мероприятия не получил.
Что запомнилось?
Что понравилось?
Сделаем вывод: Правила нужно знать!
Правила нужно выполнять!
Окажем школе уваженье
Своим хорошим поведеньем!
По школе ты ходи спокойно, По классу тоже не беги, Всегда веди себя достойно, Своё здоровье береги!
Вывод (учителя): Сегодня мы попытались ответить на вопрос, для чего нужны законы, к чему приводят проступки и правонарушения. Думаю, что все вы со мною согласитесь,
что нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.