Просмотр содержимого документа
«Классный час "Права ребёнка"»
Классный час «Права ребенка».
2 класс.
Цели:
дать детям первоначальные правовые знания; возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми;
развивать память, мышление, воображение;
побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни;
учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны:
понимать значимость Всеобщей декларации прав человека
уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закрепленных в нем прав человека;
иметь представление об истории создания документа;
Оформление урока
на доске
крупно написаны названия документов
«Декларация прав ребенка»,
принята 20 ноября 1959 года, «Конвенция о правах ребенка» принята 20 ноября 1989
года.
Ход классного часа
1.
Вступительное слово учителя.
Учитель рассказывает детям об уроке: о чем будет идти
речь на этом занятии
Разминка
игра «Знакомство».
Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут..., я люблю ...». Каждый
последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. Например, «Меня зовут
Даша, я люблю мороженое». Следующий до
лжен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит
играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее). Игра развивает внимательность, позволяет детям
узнать что-то новое о вкусах и
интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную
атмосферу в классе.
Учитель начинает беседу:
«Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у
каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем
друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).
Учитель подводит к пониманию, что
это общее и есть права человека, которые прописаны в
разных документах.
Давным давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли
вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На
что они имеют право и на что не имеют?»
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и
неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их,
появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы -это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство.
Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Так появилась Конституция -главный закон страны. Слово «конституция» произошло от
латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции
рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан есть права и обязанности.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником
Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав.
В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства Российская Федерация
Федерация это значит, что наша страна состоит из
частей. Россия -это правовое государство; форма правления -республика,
т.е. власть, выбирает сам народ.
В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.
Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.
Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного
самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе самой большой записаны права и свободы граждан РФ:
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Это:право на жизнь,право на неприкосновенность жилища,право на свободный труд,право на охрану здоровья и медицинскую помощь,право на образование.
Права -это правила,
по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти
правила определяют отношения людей в обществе.
Кроме прав у граждан РФ есть и обязанности
, которые так же отражены во второй главе
Конституции:дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о родителях,
каждый гражданин обязан платить налоги,
каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,
защита Отечества обязанность гражданина РФ.
Каждый человек от рождения получает различные права, кроме того, он также наделяется и обязанностями перед остальными людьми
ближайшими и дальними родственниками,
соседями и просто незнакомыми, а также перед государством.
Существуют свои законы и на предприятиях, фабриках и заводах, в здравоохранительных и учебных заведениях. О том, какие права и обязанности есть у учащихся нашей школы, можно
узнать из Устава школы.
Это своего рода Главный закон, по которому живет наша школа.
Кроме Главного закона страны есть и другие законы, соблюдение которых позволяет жить людям в мире и порядке: это
Всеобщая Декларация прав человека.Декларация прав ребенка,Конвенция о правах ребенка.
Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека,принятой ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день
отмечается во многих
странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т.е. относятся ко
всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.
Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства мира признать, обеспечить эти права своим гражданам.
Декларация это основные принципы, к которым стремится государство.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН
приняла Декларацию прав ребенка,в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях,признавать и защищать их права.
Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать
записанные в них положения
А Конвенции, если они подписаны представителем государства,
являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира.
Они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем, в странах Азии представители ООН видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить.
Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных
странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей
школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.
Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых
жизненных ситуациях, инвалидов. Все полученные
сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.
В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.
После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира.
Вопрос к учащимся:
обсудите в парах, кто должен заботиться о выполнении в России
Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?
Завершение урока.
Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает учащимся необходимую
информацию:
в Конституции России самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина
обязанность государства.
Это значит, что все главные лица государства
Президент, Глава Правительства, депутаты
Российского Парламента, губернаторы
все они должны думать, что нужно сделать для детей
России, чтобы им жилось свободно и счастливо,
и стараться выполнить все намеченное.
В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их
обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел
образования города, района.
В случаях, если с
ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его
обязаны защищать милиция, суд,
прокуратура. Для
помощи детям, оказавшимся в сложных
условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников
проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди
взрослые и дети имеют
различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Для детей эти права изображены на знаках
разрешающих или запрещающих
(они похожи на дорожные знаки).
Предлагаю вам сыграть в игру
«РАЗРЕШАЕТСЯ
–
ЗАПРЕЩАЕТСЯ».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы
находить соответствующий ему знак и отвечать:
«Разрешается или запрещается».
(8 карточек прикреплены на доске)
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг
Выражает свое мнение
-
Это разрешается.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать
–
Это разрешается.
С мамой дети должны жить
Ей цветы всегда дарить
–
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают
Это запрещается
.
Вместе дружно в мире жить
С разными детьми дружить
–
Это разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются,
В детстве тяжкая работа
Это запрещается.
Знак дружбы
.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить
–
Это разрешается
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется,
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием
назвали все права, о
которых я вам говорила.
В декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Как он ведет себя?
(Дети составляют словесные портреты
Учитель
Ребята. как вы понимаете такие пословицы:
Злой не верит, что есть добрые люди.
Зла за зло не воздай.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Хорошо тому добро делать, кто помнит
(Ответы детей)
--
А каким вы представляете себе доброго человека?
(Дети составляют словесные портреты)
--
А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
--
Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)
Учитель. Вот и подходит к концу нашурок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались:
вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
Какие выводы вы для себя сделали?
Вы живете не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в
различных ситуациях, контролировать
свое поведение в общении с другими людьми:
умейте выслушивать собеседника, не перебивая его;
умейте признавать, что были не правы;
помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
говорите всегда только правду;
радуйтесь успеху товарища;
дал слово -держи его, дал обещание -выполни!
Напоминаю вам, ребята, о том, чтобы вы соблюдали права другого человека