Цель. Создать условия для развития у младших школьников умения правильно переходить дорогу.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся представление об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах и улицах; научить их различать участников дорожного движения, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.
2. Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности; обогащения словарного запаса и расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишяна Р.А. Марченко М.О. Предит А.В., Шмундяка В.Л.; таблицы с изображением частей дороги, видами светофоров и о правильном переходе дороги; листочки с заданием; цветные карандаши; детские словарики.
Новые слова: пешеход, пассажир, водитель, проезжая часть, пешеходная часть, тротуар, автомобиль, светофор, значение сигналов светофора, участники
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Движение пешеходов и автомобилей "»
Тема. Движение пешеходов и автомобилей.
Цель. Создать условия для развития у младших школьников умения правильно переходить дорогу.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся представление об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах и улицах; научить их различать участников дорожного движения, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.
2. Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности; обогащения словарного запаса и расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишяна Р.А. Марченко М.О. Предит А.В., Шмундяка В.Л.; таблицы с изображением частей дороги, видами светофоров и о правильном переходе дороги; листочки с заданием; цветные карандаши; детские словарики.
Новые слова: пешеход, пассажир, водитель, проезжая часть, пешеходная часть, тротуар, автомобиль, светофор, значение сигналов светофора, участники дорожного движения – водитель, пассажир, пешеход.
Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня мы с вами начинаем знакомство со сборником сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». Сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» состоит из 15 сказок и предназначен для вас учащихся начальных классов. Авторы Кешишан Р.А. Предит А.В., Шмундяк В.Л. сочинили эти сказки для того, чтобы вместе с главными героями вы узнали о Правилах дорожного движения и научились их соблюдать.
– Как вы думаете, почему нужно соблюдать Правила дорожного движения?
– Главными героями сказок являются первоклассники - Бом, Бам и Бима. В ходе повествования помимо знакомства с Правилами дорожного движения, Бима, Бом и Бам будут сталкиваться с проблемными дорожными ситуациями, жизненными проблемами и под руководством взрослых или самостоятельно находить решения данных проблем. Вы познакомитесь со службой Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Вместе с главными героями побываете в трех сказочных государствах Транспортинарии, Светофонарии и Знаконарии и узнаете об истории развития транспорта и навигации.
– Сегодня мы с вами послушаем первую сказку из этого сборника и вместе с главными героями поучимся различать участников дорожного движения и части дороги, познакомимся с некоторыми Правилами дорожного движения.
3. Прослушивание сказки «Бима идет в первый класс» с последующим обсуждением.
– Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем может быть это произведение?
– Почему первая сказка посвящена тому, что Бима пошла в первый класс?
Прослушивание сказки. В ходе обсуждения дети записывают в словариках новые понятия.
– Какое важное событие произошло в жизни Бимы?
– Почему Бима вначале испугалась идти в школу, а потом стала торопить бабушку и маму?
– О каких участниках дорожного движения узнала Бима от бабушки?
– Как вы понимаете, кто такой водитель? Пешеход?
Учитель сообщает ученикам, что участниками дорожного движения являются не только водители транспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Объясняет им значения новых слов.
Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, гужевой повозкой, велосипедом и т.д.). Учитель просит учащихся ответить, как называются водители автомобиля, трактора, мотоцикла, велосипеда. Дополняет, что пастух, перегоняющий стадо, также является водителем.
Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем. Учитель просит учеников перечислить транспорт, в котором могут находиться пассажиры.
Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.
– Почему автомобили представляют опасность для пешеходов?
– На какие две части разделена дорога?
– Какая часть называется проезжей? Пешеходной?
– Что такое тротуар?
Учитель объясняет учащимся значение новых терминов.
Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.
Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.
Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и транспортные средства.
Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.
Иногда тротуары отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.
– Каким правилам подчиненно движение людей по тротуару?
– Движение пешеходов по тротуарам подчинено определенным правилам. Эти правила все пешеходы должны знать и выполнять. Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.
– Нарушение правил может привести к несчастным случаям. Например, вы идете по тротуару и затеяли спор с другом. В пылу спора кто-нибудь из вас может случайно сойти с тротуара на проезжую часть дороги, а это очень опасно. шли, играя на тротуаре, вы нечаянно можете кого-нибудь толкнуть, и человек может попасть на проезжую часть дороги.
– В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.
– Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.
Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что автомобиль может неожиданно выехать со двора.
Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к транспортному средству сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.
Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Автомобиль не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза он ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода.
– Что такое пешеходный переход?
– Как обозначается пешеходный переход?
– Как расположены сигналы светофора?
– Какой сигнал светофора расположен вверху? В середине? Внизу?
– Что обозначает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?
– Чем транспортный светофор отличается от пешеходного?
– Сколько сигналов имеют светофоры для пешеходов?
– В какой последовательности они расположены?
– Что обозначает каждый сигнал?
– Красный силуэт стоящего человека запрещает движение пешеходов, это соответствует красному сигналу светофора. Зеленый силуэт идущего человека обеспечивает безопасность пешехода и соответствует зеленому сигналу светофора, однако перед тем, как ступить на проезжую часть необходимо убедиться, что все транспортные средства остановились и пропускают пешеходов.
– С каким правилом перехода дороги познакомила мама Биму?
– Почему все участники дорожного движения должны следовать правилам дорожного движения?
– С кем Бима подружилась в школе?
– Почему мама Бимы сказала, что в школе главное не только дружить, но и учиться?
– А что бы вы еще посоветовали Биме?
4. Практические задания.
Задание № 1. Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге дорогу, нарисовать проезжую часть, газон, тротуар. Затем просит учеников рассказать, для чего предназначен каждый из этих элементов дороги.
Задание № 2. Учитель предлагает ученикам серым цветом разукрасить проезжую часть, коричневым – пешеходную часть; определить, какие сигналы светофоров горят, и закрасить их соответствующими цветами.
5. Написание эссе «Как я первый раз шел в школу».
6. Вопросы для закрепления знаний.
1. Где должны ходить пешеходы?
2. Где должны ездить автомобили?
3. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?
4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?
5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?
6. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?