Цель: знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность" (20-25 мин.)
5. Итог. (2-3 мин)
Ход проведения
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
2. Введение в тему.
Прослушивание песни "Я, ты, он , она".
Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"!
Так поётся в песне, но в жизни намного сложнее. Не так легко быть одним целым.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время.
Слайд 1. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость:
- Что вы понимаете под словом терпимость?
Учитель:
Как поступает терпимый человек?
Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".
(Учитель читает притчу)
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
Слайд 2. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Учитель:
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети:
Любовь, терпение, прощение.
Учитель
: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
Дети:
О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Учитель:
Слайд 3. Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность"
3. История понятия толерантность.
Учитель:
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, -в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие"толерантность".
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Тимофей, прочитай определение толерантности во Франции. Захар – в Англии. Ваня – в Китае.
Дети зачитывают:
Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность"
а) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантный человек. У каждого из вас на столах лежат карточки зеленого цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
б) импровизированный монтаж.
Учитель:
На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер .
1.
Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме Я на день рождения принёс?
3.
Понял я, что это - уважение К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему, Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим, Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь.
10.
Маме с папой не грубишь, Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят, Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и Будь ещё галантен.
13.
Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
“Техасские объятия”.
Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.
- Вам было весело играть?
- Получится так весело у одного, двух человек?
Молодцы. Ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.
Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?
Хорошо или плохо, что все мы разные?
е) Заключительное задание “Солнце толерантности”
- У каждого на парте лежит лучик солнца толерантности. Напишите на нем те качества, которыми должен обладать толерантный человек.
5.Итог
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.