Знакомство учащихся с понятием гражданин, государство, с символиками государства. Развитие интереса к истории России. Воспитание чувства гордости за свою страну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.;
• слайды с пейзажами России;
• аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»
• аудиозапись национальных танцев и песен народов России.
Ход классного часа
♦ Звучит, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
Учитель: Подумайте, а с чего, по-вашему, начинается Родина.
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, где со своими друзьями ты ходишь в школу и играешь во дворе.
Как называется то место, где вы родились и выросли? Что вы о нём можете рассказать?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение этого года мы с вами будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическими особенностями. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
♦ Заслушиваются ответы, учащихся.
Учитель: Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
♦ Учитель обращает внимание детей на физическую карту России.
Учитель: Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — её зелёный наряд — леса.
Учитель: Вот она какая Родина — Русь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: По данным последней переписи населения, которая проходила в 2021 году, население России составляет приблизительно 147 миллионов человек.
А как всех их можно назвать одним словом?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия— единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят: 22 республики, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
♦ Учащиеся слушают аудиозапись указанных мелодий.
Учитель: Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В нашей стране много законов, но основным законом нашего государства является Конституция. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
♦ Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.
Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Вы всё правильно сказали и, верно, выделили ваше основное право и обязанность — это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто видел Государственный герб и Государственный флаг России.
А кто может описать их?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: вот как описываются Государственный герб и Государственный флаг России в Федеральном конституционном законе
♦ Учитель читает описание государственных символов, а учащиеся рассматривают их изображения.
Учитель: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
«Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета».
♦ Учащиеся слушают Государственный гимн России.
Учитель: Неправда ли торжественная музыка, красивые слова? Слушая гимн, наверное, каждый из вас испытывает чувство гордости.
Немецкий философ 19 века Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы: