Просмотр содержимого документа
«классный час на тему "Значение слов" »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«СОШ № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны.
Классный час во 2 классе
Тема
Цели:
1. Вызвать у детей интерес к слову, научить замечать непонятные слова
2. Пробудить у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением.
3. Развивать наблюдательность, различные виды памяти, воображение, логическое мышление, интеллектуальные чувства.
выполнила
учитель начальных классов
Финагина Светлана Николаевна
г. Набережные Челны
2014 г.
Ход урока.
I.Орг. момент.
- как всегда на уроке вы будете помогать мне учить вас, а я буду помогать вам учиться. Тогда нам будет интересно работать и мы узнаем много нового.
1.Вопросы
-умеешь ли ты внимательно относиться к словам?
- задумываешься ли ты над значением слов?
- сейчас мы проверим, как вы это делаете. Все мы знаем сказку «Колобок». Давайте еще раз прослушаем начало этой сказки.
2.Чтение учителем начала сказки.
- скажите, значение каких слов вам непонятны?
- что обозначают слова сусек, короб, крылышко, горсть.
- понять значение этих слов вам помогут рисунки.
Сусек – ящик для ссыпки зерна
Горсть – рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть.
Крылышко – засушенные гусиные перышки.
Короб – изделие для укладки и носки чего-нибудь.
Вывод.
- рисунки помогли уяснить значение слов, лучше понять сказку. Теперь значение слов стало понятно и мы с вами можем представить, что и как делала старуха. Теперь мы знаем, что муки почти совсем не было, можно представить себе, как старуха взяла крылышко и стала мести короб, сусек, чтобы наскрести хоть немного муки.
Слова сусек, короб, крылышко обозначают предметы, которые уже вышли из употребления. А горсть каждый из вас может показать сам, объясняя другим значение этого слова.
3.
- Ребята, с помощью чего можно узнать значение непонятного слова?(с помощью словаря)
- вам было задано с помощью словаря объяснить значение слов:
- душегрейка - женская теплая кофта без рукавов
- кафтан - русская старинная долгополая верхняя одежд)
- комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, для мелких домашних вещей
- А теперь по рисункам проверьте себя. Покажите и назовите, что изображено на каждом из них.(хором).
- вот какая смешная история произошла с одним маленьким мальчиком. Прочитайте стих О. Дриза и ответьте:
- почему мальчик не мог найти привет? (чтение стихотворения)
- можно ли нарисовать привет?
- значение этого слова можно прочитать в словаре:
Привет – обращенное к кому-либо доброе пожелание.
5.
- А если нет рядом словаря, как можно определить значение непонятного слова? (по толкованию)
- Давайте попробуем отгадать значение некоторых слов.
1. Замерзшая и затвердевшая вода (лёд)
2. Участок земли, где растут овощи (огород)
3. Небольшое укрытие, построенное из веток (шалаш)
4. Скорость с которой мы говорим (темп)
5. Окраска голоса (тембр)
6.
- А теперь решим кроссворд. Значение слов будем определять по их толкованию.
1. Группа близких родственников, живущих вместе (семья)
2. Посуда, из которой вы дома пьете чай и другие напитки. (чашка)
3. Растение с тонким зеленым стеблем, которое не принадлежит ни к деревьям, ни к кустарникам.(трава)
4. Символ Московской Олимпиады. (Мишка)
7. Описание.
- Володя приехал на каникулы к бабушке в Москву. За неделю он увидел много интересного. Подумай и назови места, где были Володя с бабушкой в 1, 2, 3 и 4 день.
В 1-ый день они смотрели представление, где выступали клоуны, фокусники, звери, акробаты. (цирк)
Во 2-ой день они посмотрели увлекательную историю про зайца и волка. Целых три серии. (кино)
На 3-ий день они решили посмотреть картины, скульптуры, изделия народных мастеров. (картинная галерея)
На 4-ый день они отправились посмотреть на зверей, которые живут в клетках, на специальных площадках. (зоопарк)
8.Игра «Проверь себя».
- Прочитайте отрывки из известных стихотворений и попытайтесь объяснить значение выделенных слов.
Жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой
Кладовка – небольшая комната, где хранят припасы, товары, материалы.
Аллигатор – крокодил, который водится в Америке и в Китае.
Каланча – высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды.
(очень высокого человека называют каланчой)
Выводы.
а) значение слова можно определить по рисунку, по толкованию(объяснению), по описанию (рассказу), с помощью словаря.
б) будете ли вы внимательно относиться к словам, задумываться над их значением?
в) выполнили ли мы задачу, которую ставили в начале урока?
9.
-Послушайте отрывок из сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и скажите, найдут ли ребята в толковом словаре нужное им слово?
- а вы знаете, что значит слово леопард? гепард?
Итог.
Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, точно выражать свои мысли. Услышав какое-нибудь новое для себя слово, незнакомое, непонятное, попроси старших объяснить его значение или сам загляни в словарь и посмотри, что оно обозначает. Только хорошо поняв значение слова, ты сможешь правильно его употребить.