Дети совершат увлекательное путешествие в Мир Школы, в которой им предстоит учиться.
Они узнают, что возможность такого путешествия даёт детям Конституция Российской Федерации, в статье 43 которой закреплено право на образование граждан. Конституция Российской Федерации является Основным Законом нашей жизни и 1-классники в ходе ПУТЕШЕСТВИЯ осознают, что юным гражданам нашей страны очень важно научиться жить по определённым установленным правилам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мы - граждане России"»
МБОУ «Обходская основная общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Классный час «Мы – граждане России» для учащихся 1 и 3 классов (К УРОКУ МИРУ НА 1 СЕНТЯБРЯ)
Подготовила:
Хоряхова Л.М.,
учитель начальных классов
Учитель:
- Дорогие ребята! Вы сегодня пришли в первый класс первый раз, и мы с вами и с ребятами 3 класса совершим увлекательное путешествие в Мир Школы, в которой вам предстоит учиться.
Возможность такого путешествия даёт детям Конституция Российской Федерации, в статье 43 которой закреплено право на образование граждан. Конституция Российской Федерации является Основным Законом нашей жизни и юным гражданам нашей страны очень важно научиться жить по определённым
установленным правилам.
Школа и школьники тоже живут по установленным правилам. Путешествие состоит из трёх этапов.
В течение первых двух этапов первоклассники находятся в классе. Учитель объявляет «остановки» путешествия.
Первая «остановка» называется «Кто мы?».
В ходе неё в любой форме, в том числе и игровой, идёт знакомство школьников друг с другом. Учитель говорит о том, как важно знать и правильно называть имена и фамилии своих одноклассников, так как любой гражданин нашей страны имеет право на имя.
Вторая остановка путешествия называется «Правила в нашей жизни».
На этой «остановке» ученики осваивают в игровой форме правила поведения в
классе и школе: быть внимательными, правильно выполнять все задания, не шуметь, не перебивать учителя и товарищей, уважать своих одноклассников.
Задача данного этапа путешествия - показать учащимся, что все люди должны жить по правилам. Самые главные правила нашей жизни записаны в основном Законе страны – Конституции Российской Федерации.
Третий этап путешествия – «Путешествие в Мир Школы».
Учитель проводит на втором уроке экскурсию по школе.
Главная мысль, которую педагог доводит до сознания детей , – это мысль о том, в жизни человека очень важную часть составляет любовь к школе, к учению, к книге, уважение к традициям школы, и важнейшие обязанности детей в школе – хорошо учиться, быть воспитанными, уважать учителей и других взрослых, заботиться о своём здоровье, помогать товарищам и т.д.
Учитель: Наша страна 12 декабря отмечает государственный праздник - День Конституции. А сегодня мы с вами поговорим об основном законе, а также вспомним историю государственной символики. Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
А что такое конституция?
(Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан).
Учитель: Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.
Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.
«Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».
Учитель: Выслушав легенду, как вы думаете, почему жители чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
Учитель: Каждый из нас, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю - символы. Эти символы закреплены основным Законом нашей страны – Конституцией.
А сейчас мы с вами вспомним историю символов, характерных для нашей страны – это (флаг, гимн, герб)
Далее идет рассказ учителя.
К государственным символам относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Существует вербальная (или словесная) форма обозначения государства – это его название. И существует его знаковое обозначение – это его герб и флаг. Существует музыкальное обозначение государства – это его гимн. Иногда эти символы используются в тех или иных сочетаниях, но более правильно, когда каждый из них используется самостоятельно.
В России, как и во многих других государствах, своеобразная триада – герб, флаг и гимн – законодательно сложились к XIX веку. Наиболее старым, как правило, является герб, затем появились флаги, а затем – гимны. Выбор из тысяч эмблем, определенных изображений, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, не был случайным в каждом из государств. Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражание передовой или сильной стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов.
Россия имеет многовековую историю и на протяжении многих веков имела свои государственные символы. Двуглавый орел олицетворял нашу державу с конца XV века до начала XX века. Он был символом Великого княжества Московского, Московского царства, Российской империи, Российской республики в 1917 году и РСФСР до принятия нового герба. Бело-сине-красный флаг являлся символом России с XVII века. Музыка нашего гимна написана в середине XX века.
Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое значение. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций и особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, чем, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-венгерской империи из-за особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.
В новое тысячелетие Россия вошла с обновленной государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. И мы должны с достоинством хранить нашу историческую память, которая в значительной степени и выражается государственной символикой.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Знания о государственной символике составляют основу формирования уважительного отношения к ней.