Просмотр содержимого документа
«Қазақ тілі сабағында. Нәтиже сабақ»
Тема: «Язык богатство народа» Цель: познакомить детей с языками народов, воспитывать дружественные отношения среди различных национальностей.
Сегодня нашу беседу посвящаем теме: «Язык богатство народа». Послушайте пословицы на казахском и русском языках: «Тіл – достық көпірі», «Язык – мост дружбы». Как вы их понимаете? 2. Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке. Язык острее бритвы. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Язык мой – враг мой. Языком не спеши – спеши делом. Слушай больше, а говори меньше. 3. Беседа: Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства. А какие языки вы уже знаете, и с какими сталкивались? Казахстан – многонациональное государство
Показывает карту Казахстана, дети внимательно рассматривают ее. .Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык. Ана тілім ардағым. Ана тілім, Ана сүтіжүрегім, Қадір тұтып оны әркез жүремін.
Бойымдағы өнерімді аздаған,
Өз тілімнің қасиеті деп білімін.
Ана тілімең асылым, ардағым,
Ана тілімбар байлығым, бар бағым
Халқым үшін арнасам әнжырымды,
Ана тіліөз тілімді арнадым.
Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык! Он дорог мне, он мой. На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весною.
Русский язык один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стра. Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
4. Игра «Наоборот» Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.) 5. Предложить послушать запись песни «Солнечный круг» на казахском, русском и английском языках, для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.
6. Отгадайте загадку: Алый шёлковый платочек, яркий сарафан, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть, может 3, а может 6, Разрумянилась немножко, Это русская… (матрёшка) Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка русский народный сувенир) Далее дети рассматривают карту мира, где воспитатель показывает страны, в которых распространены известные детям языки. Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать под единый шанырак всем детям и вместе пропеть песни на казахском и на русском языках, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце беседы хочется пожелать всем мира во всем мире!