Данный урок разработан с использованием системно- деятельностного подхода. На каждом этапе урока проводятся исследования, необходимые для подтверждения гипотезы, выдвинутой в начале урока . В процессе проведения урока используются мультимедиа технологии, раздаточный материал, толковые словари, учебник и презентация к уроку. На уроке применяется как индивидуальная, так и групповая работа, проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется толковый словарь. Применяются здоровьесберегающие технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Татьяна Николаевна Павлова МБОУ СОШ № 2, города Тихорецк
Тема урока: « Казачий фольклор»
Основные цели: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование урока: использование мультимедиа технологий , презентация, карточки, толковые словари.
Задачи:
Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
Показать роль казачьего фольклора в истории России и Краснодарского края.
Развивать умение регулировать свое поведение в группе, устанавливать контакт со сверстниками.
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.11. 1.Познавательные:
· формировать умение формулировать цель занятия;
· формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;
формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;
умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
3. Регулятивные:
формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
развивать умение контролировать свое поведение в группе;
Личностные:
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.
Сценарий урока
Организация на урок.
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу и подарите солнечные улыбки!
(Ученики желают друг другу добра.)
Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
(Ученики приветствуют гостей).
Учитель:
-Мне сегодня по электронной почте пришло письмо.
Давайте вместе посмотрим, что в нём!
- Но чтобы нам легче было общаться, вы будете работать в казачьих отрядах «Казачата», «Криница», «Вольница». Выберите атамана своего отряда.
(текст письма)-Вы уже , ребята, три года знакомитесь с историей своей малой родины и много знаете. У каждой команды на столе лежит таблица (белый лист).Возьмите её.
( слайд 1)
-Вам надо распределить слова по группам. Если для каких-то слов не найдётся группы, запишите их в пустое окошко. 2-3 мин
- А теперь сравните свою работу с эталоном
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
(слайд 2)
-А теперь посмотрите на доску!(Внимание! Видеовопрос)
-Как вы, ребята, думаете?
-Значит, можно предположить, что эти все понятия могут рассказать о прошлом народа!
-Посмотрите на доску, в каком порядке мы расположим эти понятия, чтобы подтвердить наше предположение.
(Гипотеза, исследование, вывод)
-Гипотеза - научное предположение. Её можно опровергнуть или подтвердить, а для этого мы должны провести исследования. И по результатам сделать вывод.
Нам предстоит кропотливая, но интересная работа. В течение урока мы будем заполнять лист самоконтроля. Подпишите его. А определить название группы мы сможем после исследования.
-Берём красный лист. Ваша задача исследовать предложения в отряде и определить к какому жанру творчества народа они относятся - к поговорке или пословице. Внизу в рамочке есть толкование этих понятий. 2 мин
Пословица-это законченное суждение, которое содержит поучительный смысл и характеризует поступки человека, их образ жизни.
Поговорка- часть суждения, незаконченное предложение дает оценку поступкам человека, но не поучает
Отряд «Казачата» - Очи бояться, а руки роблять. (Глаза бояться, а руки делают)- пословица.
-А что она нам может рассказать о прошлом народа?
(Казаки –народ трудолюбивый. И любая работа у них спорилась)
Отряд «Вольница»-Казак без коня - сирота(поговорка)
(Конь помогал казаку в жизни, в быту и на службе. Конь для казака был другом)
-А что она нам может поведать о прошлом?
Отряд «Криница»-Бог не без милости, казак не без счастья. Пословица.
-Она нам может поведать о прошлом?
-Учитель:
(Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает вместе с жизнью - это воля. Но воля – это не свобода от законов, а свобода выбора .Избрав свой путь казак не сворачивал с пути и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере.)
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на этом этапе работы подтвердить, что пословицы и поговорки могут нам рассказать о прошлом народа.
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-В казачьих семьях было от 5-12детей. Долгими зимними вечерами и летом после домашних забот кубанцы с удовольствием любили отдыхать. Множество игр они придумывали. Были подвижные и медленные, на просторах степей хороводы водили, у очагов играли в спокойные игры. Мы с вами поиграем в одну из них.
Игра «Курочки – петушки»
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
У каждого отряда в тарелочке лежат смешанные горох и фасоль. Какой отряд быстрее разделит эти бобовые культуры. (Звучит музыка)
-Что нам может рассказать игра о жизни казаков? (Казаки были весёлыми, изобретательными, выдумщики)
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-Ребята, а что вам помогло в игре весело выполнить задание? Что придало настроение? (песня)
-Судьба кубанского казачества отразилась в народных песнях. Через песню можно проследить разные события из жизни казаков.
-Вы прослушаете сейчас отрывки из народных казачьих песен и определите жанр этих музыкальных произведений.
1
плясовая
.Ой да, вспомним, братцы, мы, кубанцы, Двадцать перво сентября, Ой да, как дралися мы с фашистом От рассвета допоздна.
Ой да, как дралися мы с фашистом От рассвета допоздна, Ой да, с нами музыка играла, Барабаны громко бьют.
2
походная
. Во саду вишенка цветёт,
Да казак(ы) у поход идёт
Припев:
раз,два, горе - не беда,
д
историческая
а казак(ы) у поход идёт
Да казак(ы) у поход идёт,
Да за ним девка слёзы льёт.
3. -о-ой, да пойду я 2раза
Как пойду я во зеленый во лужок 2раза
О-о-ой да как косит 2раза
Ой, как косит мой миленький казачок 2 раза
-Работаем с зелёными листами. Сейчас вы прослушаете попурри народных казачьих песен и определите к какому виду можно отнести каждую из них. (Звучат песни)
(Ученики работают в группе)
-Ребята, нашла ли отражение жизнь казаков в песнях?
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на этом этапе работы подтвердить, что народные песни и игры могут нам рассказать о прошлом народа.
-А вы любите сказки?
-А за что вы их любите?
Сказочный мир неповторим. Сказки отвращают от зла и ведут к добру. Вот и казачьи сказки несут народную мудрость детям.
(Работа по учебнику с. 83)
-Прочитайте сказку в группе и порассуждайте, чему она учит.
(высказывания детей)
-Часто на праздниках в казачьих семьях разыгрывали байки.
(на зелёных листах)
Байка-это поучительный юмористический рассказ, основанный на реальных событиях.
-И каждому отряду предстоит разыграть байку, которая у вас на зелёных листах.
Отряд «Казачата»
1. (Хозяйка и Федул):
-Федул, шо губы надул?
-Кафтан прожог.
-Може зашить?
-Да иглы не ма.
-А вэлика дыра-то ?
-Один ворот остался.
Отряд «Вольница»
(Хозяйка и Фома):
-Фома, шо из леса не идешь?
-Да медведя впоймав!
-Так вэди сюда!
-Да вин не идэ!
-Так сам иды!
-Да вин мэнэ нэ пускае!
Отряд «Криница»
-Сынко, сходы за водыцей на рэчку!
-Брюхо болыт!
-Сынко, иды кашу исть!
-Шо ж, раз матэ вэлит- надо идти! Де моя больша ложка?
-Зачем же казаки составляли такие шутки-диалоги?
(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на подтвердить, что сказки и байки могут нам рассказать о прошлом народа.
-Ребята, все ли мы понятия исследовали? Значит мы можем сделать вывод по результатам? (Да действительно, все эти понятия нам могут рассказать о прошлом народа)
-Какой темой можно определить все эти слова? (Казачий фольклор)
Слайд 4
(Работа с толковыми словарями)
-Найдите в словарях толкование слова-фольклор.
Слайд 5
-Ребята, но мои ученики ждут от вас ответ на вопрос, а так мы не имеем возможности пообщаться по скайпу, то сделаем это на виртуальных мобильных телефонах. Каждая команда напишет смс в окошке «Текст» ответ.
Просьба на последней линии указать название команды.
-Мне очень приятно было с вами работать. А вы сейчас с помощью цветных лент, прикрепив их к дереву, тем самым оживив его, выразите своё отношение к уроку
Зеленая. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая . Урок был интересен. Но у меня остались вопросы.
Красная. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь.
-Посмотрите какое колоритное дерево у нас получилось, такое же колоритное как казачий фольклор.