kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казачий фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с использованием системно- деятельностного подхода.  На каждом этапе урока  проводятся  исследования, необходимые для подтверждения гипотезы, выдвинутой  в начале урока  .
В процессе проведения урока используются мультимедиа технологии, раздаточный материал, толковые словари, учебник и презентация к уроку.
На уроке применяется как индивидуальная, так и групповая работа, проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется толковый словарь. Применяются здоровьесберегающие технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казачий фольклор»

Урок кубановедения в 3 классе

Учитель: Татьяна Николаевна Павлова МБОУ СОШ № 2, города Тихорецк

Тема урока: « Казачий фольклор»

Основные цели: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование урока: использование мультимедиа технологий , презентация, карточки, толковые словари.

Задачи:

  1. Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края, чувство гордости за свою малую Родину.

  2. Показать роль казачьего фольклора в истории России и Краснодарского края.

  3. Развивать умение регулировать свое поведение в группе, устанавливать контакт со сверстниками.

 Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.11. 1.Познавательные:

·         формировать умение формулировать цель занятия;

·         формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;

·         формировать умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

·         учить смысловому чтению;

2. Коммуникативные:

  • формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;

  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

3. Регулятивные:

  • формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • развивать умение контролировать свое поведение в группе;

  1. Личностные:  

  - формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.

Сценарий урока

Организация на урок.

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу и подарите солнечные улыбки!

(Ученики желают друг другу добра.)

Нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

(Ученики приветствуют гостей).

Учитель:

-Мне сегодня по электронной почте пришло письмо.

Давайте вместе посмотрим, что в нём!

- Но чтобы нам легче было общаться, вы будете работать в казачьих отрядах «Казачата», «Криница», «Вольница». Выберите атамана своего отряда.

(текст письма)-Вы уже , ребята, три года знакомитесь с историей своей малой родины и много знаете. У каждой команды на столе лежит таблица (белый лист).Возьмите её.

( слайд 1)

-Вам надо распределить слова по группам. Если для каких-то слов не найдётся группы, запишите их в пустое окошко. 2-3 мин

- А теперь сравните свою работу с эталоном

(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)

(слайд 2)

-А теперь посмотрите на доску!(Внимание! Видеовопрос)



-Как вы, ребята, думаете?

-Значит, можно предположить, что эти все понятия могут рассказать о прошлом народа!

-Посмотрите на доску, в каком порядке мы расположим эти понятия, чтобы подтвердить наше предположение.

(Гипотеза, исследование, вывод)

-Гипотеза - научное предположение. Её можно опровергнуть или подтвердить, а для этого мы должны провести исследования. И по результатам сделать вывод.

Нам предстоит кропотливая, но интересная работа. В течение урока мы будем заполнять лист самоконтроля. Подпишите его. А определить название группы мы сможем после исследования.

-Берём красный лист. Ваша задача исследовать предложения в отряде и определить к какому жанру творчества народа они относятся - к поговорке или пословице. Внизу в рамочке есть толкование этих понятий. 2 мин

Пословица-это законченное суждение, которое содержит поучительный смысл и характеризует поступки человека, их образ жизни.

Поговорка- часть суждения, незаконченное предложение дает оценку поступкам человека, но не поучает

Отряд «Казачата» - Очи бояться, а руки роблять. (Глаза бояться, а руки делают)- пословица.

-А что она нам может рассказать о прошлом народа?

(Казаки –народ трудолюбивый. И любая работа у них спорилась)

Отряд «Вольница»-Казак без коня - сирота(поговорка)

(Конь помогал казаку в жизни, в быту и на службе. Конь для казака был другом)

-А что она нам может поведать о прошлом?

Отряд «Криница»-Бог не без милости, казак не без счастья. Пословица.

-Она нам может поведать о прошлом?

-Учитель:

(Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает вместе с жизнью - это воля. Но воля – это не свобода от законов, а свобода выбора .Избрав свой путь казак не сворачивал с пути и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере.)

-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на этом этапе работы подтвердить, что пословицы и поговорки могут нам рассказать о прошлом народа.

(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)


-В казачьих семьях было от 5-12детей. Долгими зимними вечерами и летом после домашних забот кубанцы с удовольствием любили отдыхать. Множество игр они придумывали. Были подвижные и медленные, на просторах степей хороводы водили, у очагов играли в спокойные игры. Мы с вами поиграем в одну из них.

Игра «Курочки – петушки»

(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)

У каждого отряда в тарелочке лежат смешанные горох и фасоль. Какой отряд быстрее разделит эти бобовые культуры. (Звучит музыка)

-Что нам может рассказать игра о жизни казаков? (Казаки были весёлыми, изобретательными, выдумщики)

(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)

-Ребята, а что вам помогло в игре весело выполнить задание? Что придало настроение? (песня)

-Судьба кубанского казачества отразилась в народных песнях. Через песню можно проследить разные события из жизни казаков.

-Вы прослушаете сейчас отрывки из народных казачьих песен и определите жанр этих музыкальных произведений.

1

плясовая

.Ой да, вспомним, братцы, мы, кубанцы,
Двадцать перво сентября,
Ой да, как дралися мы с фашистом
От рассвета допоздна.

Ой да, как дралися мы с фашистом
От рассвета допоздна,
Ой да, с нами музыка играла,
Барабаны громко бьют.


2

походная

. Во саду вишенка цветёт,

Да казак(ы) у поход идёт

Припев:

раз,два, горе - не беда,

д

историческая

а казак(ы) у поход идёт

Да казак(ы) у поход идёт,

Да за ним девка слёзы льёт.


3. -о-ой, да пойду я 2раза

Как пойду я во зеленый во лужок 2раза

О-о-ой да как косит 2раза

Ой, как косит мой миленький казачок 2 раза


-Работаем с зелёными листами. Сейчас вы прослушаете попурри народных казачьих песен и определите к какому виду можно отнести каждую из них. (Звучат песни)

(Ученики работают в группе)

-Ребята, нашла ли отражение жизнь казаков в песнях?

(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)

-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на этом этапе работы подтвердить, что народные песни и игры могут нам рассказать о прошлом народа.

-А вы любите сказки?

-А за что вы их любите?

Сказочный мир неповторим. Сказки отвращают от зла и ведут к добру. Вот и казачьи сказки несут народную мудрость детям.

(Работа по учебнику с. 83)

-Прочитайте сказку в группе и порассуждайте, чему она учит.

(высказывания детей)

-Часто на праздниках в казачьих семьях разыгрывали байки.

(на зелёных листах)

Байка-это поучительный юмористический рассказ, основанный на реальных событиях.

-И каждому отряду предстоит разыграть байку, которая у вас на зелёных листах.

Отряд «Казачата»

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, шо губы надул?

-Кафтан прожог.

-Може зашить?

-Да иглы не ма.

-А вэлика дыра-то ?

-Один ворот остался.

Отряд «Вольница»

(Хозяйка и Фома):

-Фома, шо из леса не идешь?

-Да медведя впоймав!

-Так вэди сюда!

-Да вин не идэ!

-Так сам иды!

-Да вин мэнэ нэ пускае!

Отряд «Криница»

-Сынко, сходы за водыцей на рэчку!

-Брюхо болыт!

-Сынко, иды кашу исть!

-Шо ж, раз матэ вэлит- надо идти! Де моя больша ложка?

-Зачем же казаки составляли такие шутки-диалоги?

(оценивание работы с помощью жетонов-подсолнухов)

-Возьмите лист самоконтроля и отметьте в нужном столбце, смогли ли мы на подтвердить, что сказки и байки могут нам рассказать о прошлом народа.

-Ребята, все ли мы понятия исследовали? Значит мы можем сделать вывод по результатам? (Да действительно, все эти понятия нам могут рассказать о прошлом народа)

-Какой темой можно определить все эти слова? (Казачий фольклор)

Слайд 4

(Работа с толковыми словарями)

-Найдите в словарях толкование слова-фольклор.

Слайд 5



-Ребята, но мои ученики ждут от вас ответ на вопрос, а так мы не имеем возможности пообщаться по скайпу, то сделаем это на виртуальных мобильных телефонах. Каждая команда напишет смс в окошке «Текст» ответ.

Просьба на последней линии указать название команды.


Текст SMS

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________









Подсчёт жетонов и выставление оценок

-Мне очень приятно было с вами работать. А вы сейчас с помощью цветных лент, прикрепив их к дереву, тем самым оживив его, выразите своё отношение к уроку

Зеленая. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая . Урок был интересен. Но у меня остались вопросы.

Красная. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь.

-Посмотрите какое колоритное дерево у нас получилось, такое же колоритное как казачий фольклор.


СПИСОК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

1.Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992

2.Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000.

3. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991

4. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар. 2001.

5. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Казачий фольклор

Автор: Павлова Татьяна Николаевна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок кубановедения "Казачий фольклор""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_kubanovedeniia_kazachii_folklor"
    ["file_id"] => string(6) "553175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591970846"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Внеклассное мероприятие в казачьем классе"
    ["seo_title"] => string(44) "vnieklassnoiemieropriiatiievkazachiemklassie"
    ["file_id"] => string(6) "283699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453875716"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "занятие по внеурочной деятельности художественно-эстетичекого направления "Донской казачий фольклор" "Малые жанры донского фольклора""
    ["seo_title"] => string(134) "zaniatiiepovnieurochnoidieiatielnostikhudozhiestviennoestietichiekoghonapravlieniiadonskoikazachiifolklormalyiezhanrydonskoghofolklora"
    ["file_id"] => string(6) "270578"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451209665"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Казачья песня: истоки и современность" "
    ["seo_title"] => string(41) "kazach-ia-piesnia-istoki-i-sovriemiennost"
    ["file_id"] => string(6) "143188"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418471858"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Кубанские посиделки"
    ["seo_title"] => string(20) "kubanskiieposidielki"
    ["file_id"] => string(6) "283694"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453875391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства