занятие по внеурочной деятельности художественно-эстетичекого направления "Донской казачий фольклор" "Малые жанры донского фольклора"
Занятие по внеурочной деятельности художественно-эстетичекого направления "Донской казачий фольклор" "Малые жанры донского фольклора"
Цель деятельности:
-познакомить обучающихся с малыми жанрами донского фольклора, которые в образно-эстетической системе дают представление о духовно-нравственном опыте, менталитете, судьбах казаков в разные исторические эпохи;
-формировать интерес к фольклору Дона;
-совершенствовать навыки устной речи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения. Использовать пословицы, поговорки, загадки в различных ситуациях речевого общения.
Метапредметные: формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Способность извлекать информацию из различных источников.
Личностные: Совершенствование умения читать правильно и осознанно
Основные виды деятельности: выразительное чтение, беседа, устные высказывания. конкурс донских загадок, пословиц, поговорок, иллюстрирование загадок, сочинение-миниатюра.
Просмотр содержимого документа
«занятие по внеурочной деятельности художественно-эстетичекого направления "Донской казачий фольклор" "Малые жанры донского фольклора"»
Класс:5
Предмет: внеурочная деятельность художественно-эстетического направления «Донской казачий фольклор»
Категория: занятие
Тема занятия:Малые жанры донского фольклора.
Цель деятельности:
-познакомить обучающихся с малыми жанрами донского фольклора, которые в образно-эстетической системе дают представление о духовно-нравственном опыте, менталитете, судьбах казаков в разные исторические эпохи;
-формировать интерес к фольклору Дона;
-совершенствовать навыки устной речи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения. Использовать пословицы, поговорки, загадки в различных ситуациях речевого общения.
Метапредметные: формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Способность извлекать информацию из различных источников.
Личностные: Совершенствование умения читать правильно и осознанно
Основные виды деятельности: выразительное чтение, беседа, устные высказывания. конкурс донских загадок, пословиц, поговорок, иллюстрирование загадок, сочинение-миниатюра.
Создание эмоционального настроячерез прослушивание казачьих частушек.
2) Целеполагание.
-Что вы сейчас услышали?
-Как вы считаете. Чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?
-Сформулируйте и запишите свои задачи.
II. Предкоммуникация.
1.Актуализация и пробное учебное действие.
А). Беседа. - Сколько лет в этом году будет Ростовской области? ( 78 лет) - Сегодня на уроке познакомимся с малыми жанрами УНТ Дона. Конечно, УНТ старше, чем Ростовская область. -Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.).
-Какие жанры УНТ знаете?
-Кто является их творцом? - -О чём пел народ, пытался рассказать сквозь столетия?
Учитель:
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов. Б) Словарная работа. Работа с литературоведческими словарями -Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)
-Найдите определения этих жанров в литературоведческом словаре. Приведите примеры. III. Коммуникация.
1.Беседа о малом жанре устного творчества – загадке. "Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки" (Ю. Г. Круглов). Что же такое "загадки"? (Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать). - Откройте хрестоматии. -Прочтите загадки и выберите ту, которая, как вам кажется, самая интересная. Объясните, почему? -Закройте хрестоматии. Посмотрите на доску. Перед вами – вопросы викторины. Давший большее количество правильных ответов, получает звание «Знаток загадок Дона»: -Что такое загадка? -Что это:
- Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит ( метла) - Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, Кривой без дела валяется ( вёдра и коромысло). -Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается ( лошадиные подковы). - Кто это: - Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов ( муравьи). - Снизу камень, сверху камень; ест траву, но не корова; несёт яйца – а не курица; четыре ноги – а не собака ( черепаха). 2.. Беседа о малых жанрах – пословице и поговорке. – Что такое пословица? Поговорка? - Вспомните основные отличия и сходства пословиц и поговорок. Дайте письменный ответ, оформив запись по образцу. - Посмотрите на доску, проверьте свой ответ. Общее: создал народ, заключают мудрость народа, выражают отношение к труду, учению, добру и злу и т.д. Отличия: поговорка – часть суждения, а пословица представляет собой предложение, простое или сложное, с рифмой или без неё, имеющее прямой или переносный смысл. - Откройте хрестоматии. Зачитайте пословицы, которые говорят о любви к родине: - Земля донская – мать родная. - Казаку честь за Родину лечь. - Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог. - Человек без Родины что камышинка: под любым ветром гнётся…. - Найдите пословицы, объединённые темой "Труд":
- Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. -От безделья не бывает у казака веселья. - Донская земля дармоедов не кормит. -Лень в дому – бери суму. - Как понимаете последнюю пословицу? Какой темой объединены следующие пословицы:
- Конь познаётся в езде, а друг в беде. -Казак без друзей что дуб без корней. - Не плетень городи, а с соседом дружбу веди. 3.По любой из этих трёх пословиц в течение 5 – 7 минут напишите сочинение – миниатюру. Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря тому, что его кормят корни, без них дерево умрёт, засохнет. Такую же большую роль в жизни казака играют друзья .Без них жизнь будет не полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что дуб без корней. 4. Конкурс донских загадок, пословиц и поговорок. IV) Посткоммуникация.
а) Слово учителя.
Давайте подведем итоги занятия, обсудим то, что вы узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Это размышление об услышанном и понятом.
б) Высказывания учащихся.
Ребята по очереди высказываются, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: