kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок кубановедения "Казачий фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о кубанском фольклоре, познакомить с жанрами кубанского фольклора.

УУД.

Предметные :   учащиеся должны  знать составляющие казачьего фольклора

Познавательные:

-формировать умение формулировать цель занятия;

-формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;

-формировать умение адекватно, осознанно строить речь

-высказывание в устной форме;

-учить смысловому чтению;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения "Казачий фольклор"»

Тема урока: Казачий фольклор.

(3 класс).

Цель урока: сформировать представление о кубанском фольклоре, познакомить с жанрами кубанского фольклора.

Предметные: учащиеся должны знать составляющие казачьего фольклора

Познавательные:

-формировать умение формулировать цель занятия;

-формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;

-формировать умение адекватно, осознанно строить речь

-высказывание в устной форме;

-учить смысловому чтению;

Коммуникативные:

-формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;

-умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

Регулятивные:

-формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-развивать умение контролировать свое поведение в группе;

Личностные:

-формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.

Оборудование: проектор , индивидуальные карточки


Список использованных материалов:

  1. Ресурсы интернета.

  2. Кубановедение. Учебное пособие для 3 класса М.В.Мирук

  3. Детская энциклопедия «Для маленьких кубанцев» Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич

  4. Рабочая тетрадь по кубановедению для 3 классов/ Науменко Т.А., Хачатурова Е.А. – Краснодар: перспективы образования, 2014 г.,  Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности:

-Здоровэньки буллы! Яки гарни хлопци да дивчата

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.


- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"


- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )


- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...


- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...


- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...



Меня зовут Марина Альгирдасовна. Сегодня урок кубановедения у вас проведу я.

- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился интересным ,познавательным ,удачным?


Д. – Настроение должно быть бодрым, деловым.


У. – Я желаю вам до конца урока сохранить бодрое деловое настроение.



Символом нашего урока будет яблоня. А кто знает почему?


ЯБЛОНЯ — символ плодородия, один из символов Матери Земли. «Яблоко» – это символ познания.«Яблоко» - начало нового, живого, таинственного и непознанного.


  1. Актуализация и пробное учебное действие:


А давайте вспомним некоторые моменты прошлых уроков

1.Игра «Исторический шаг»

-вспомнить и назвать народные праздники и обычаи на Кубани


2.Перед вами на парте лежат карточки. Необходимо заполнить таблицу, распределив слова по столбикам


Рушник, шаровары, колядки, поговорки, песни, Пасха,сказки,входины,пословицы. Песни.прялка,макитра


Предметы быта

Одежда

Обряды Праздники

??????

















-давайте проверим, как вы распределили слова по столбикам. Какие слова остались не распределенными?

-каким одним словом можно заменить эти слова?

А в этом нам помогут яблоки с нашего дерева. Соберите опавшие яблоки. Расставьте буквы в нужном порядке. Что у нас получилось?(фольклор)

- Формулирование темы урока

1. Постановка учебной задачи.

-Как одним словом можно назвать обряды, песни и танцы народного быта?  (ФОЛЬКЛОР). Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? с чем продолжим знакомиться? ( С казачьим фольклором).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.


3. Выявление места и причины затруднения:

Учащиеся получают карточки с вопросами: (Работа в парах)

  1. Что такое фольклор?

_____________________________________________________________

  1. Приведи примеры жанров фольклора

______________________________________________________________________________________________________________



  1. Заполни схему

Фолькор







-На какие вопросы можете сразу ответить, а какие вызывают затруднения?


4.Построения проекта выхода из затруднения:

-

-У вас некоторые вопросы вызвали затруднения. Вот на эти вопросы мы должны найти ответы на нашем уроке. А поможет нам в этом яблоня . Яблоко представляет собой символ, который тесно связан с культурными традициями, искусством и фольклором многих народов.

2. Исследовательская работа. Обратимся к словарю.УЧЕБНИК С.82. найти определение

ФОЛЬКЛОР - это совокупность произведений народного творчества (традиции, обряды, колыбельные и т. д. )


-Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.


Устное народное творчество

из уста в уста автор-народ создано в результате труда


Поскольку первые жители нашего края были переселенцами с Украины, здесь звучала речь на украинской основе. Но переселялись сюда и крестьяне с Дона, южнороссийских губерний, говорящие на русском языке. Произошло взаимопроникновение языков, и образовался кубанский говор, явление уникальное для всей России- кубанская балачка. Своеобразный кубанский диалект

На нашем уроке будут звучать слова на языке Кубани. Будет звучать сегодня и русская речь, и кубанский говор.



4.-А мы обратимся к нашей яблоне. Яблоки на дереве то разных цветов: зеленые, красные. Желтые…Как вы думаете почему?



А начнем собирать урожай с красных яблок..

ПОСЛОВИЦЫ,,,,,,,,,продолжите ряд


Изучение фольклора мы начнем со знакомства с пословицами и поговорками.

Найдите определения данных жанров



Пословица-это законченное суждение, которое содержит поучительный смысл и характеризует поступки человека, их образ жизни.

Поговорка- часть суждения, незаконченное предложение дает оценку поступкам человека, но не поучает



Учитель. На Кубани пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдёт соседа

Учитель. Море пословиц и поговорок окружало казачьих детей. Пословицы и поговорки очень любят кубанцы, потому что в них отразился труд, быт, обычаи жителей Кубани, взгляды на семью, правду и ложь, на достоинства и пороки, отношение к родной земле


У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, так как народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих народов - русского и украинского. Они произносятся на свой лад на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.

-Пословицы обязательно учат, чему - то хорошему, доброму.

(У вас на партах конверт с заданием, соберите из слов пословицу и обсудите их смысл коллективно)

1.Казак за казака горой стоит.

2.Казак скорей умрет ,чем с родной земли уйдёт.

3.Где тревога, туда казаку дорога.

4.От безделья не бывает у казака веселья.

5.Казак сам не съест, а коня накормит.


-Я прочитаю пословицу кубанскую, а вы ее замените русской народной


Яблоко от яблони далэко нэ котэця –

Яблоко от яблони далеко не падает.

Свэня калюжу найде.-

Свинья грязь найдет.

Очи бояться, а руки роблять.

Глаза бояться, а руки делают.

_О чем нам могут рассказать пословицы?

- Пословицы и поговорки могут нам рассказать о прошлом народа.


Любили в казачьих семьях загадывать загадки, что мы сейчас с вами и будем делать.

Работа с загадками(читает учитель)

Ийсть, ийсть, не найистся. Накормишь – живэ, напоишь –умрэ. (Огонь)

Висит, телепается, всяк за него хватается. (Рушнык)

Жовтый шар сыпэ жар (солнце)

Длинная дровыняка в жэлезо нарядылась, в работу прыгодылась (лопата)

Крэвэй конь лизэ в огонь (кочерга)

Обратимся к уч. С.82. Чтение и отгадывание загадок



-А вы любите сказки?

-А за что вы их любите?

Сказочный мир неповторим. Сказки отвращают от зла и ведут к добру. Вот и казачьи сказки несут народную мудрость детям.

(Работа по карточке))

 Казак и птицы.

Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко.  Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый  урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая.  Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.

Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно  сыпать. Так  весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился  и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

Вот пришла пора посевной.   Глядит  Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята — бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.

Прослушав сказку ответьте:

— почему Сашко удалось собрать богатый урожай?

-почему птицы помогли Сашко?


«Казак и солнце»
Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.
Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.
Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил.
Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит:
- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак.
И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба и теплого солнца.
Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.
А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:
- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.
Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.
По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него.
Воды было и во дворе и в доме высотою в пол метра. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.
Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием.
И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.
С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы.
И счастье после этого никогда не покидало казака.


-Прочитайте сказку в парах и порассуждайте, чему она учит.

(Работа над содержанием сказки)

О чем эта сказка?

Кто главный герой?

Как повел себя казак в начале?

Как сложилась его жизнь без солнца?

Что попросил казак у солнца?

Кто ему помог в восстановлении хозяйства? (станичники)

Чему нас учат казачьи сказки?




- Все дети любят сказки, а в казачьих семьях было от 5-12детей. Долгими зимними вечерами и летом после домашних забот кубанцы с удовольствием любили отдыхать. Множество игр они придумывали. Были подвижные и медленные, на просторах степей хороводы водили, у очагов играли в спокойные игры. Мы с вами поиграем в одну из них.

5.Физминутка

Игра «Курочки по зернышку»


У каждого на парте в тарелочке лежат смешанные горох и фасоль. Какой отряд быстрее разделит эти бобовые культуры. (Звучит музыка)


Игра «Передай подкову» ( под музыку)

«ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.


-Что нам может рассказать игра о жизни казаков? (Казаки были весёлыми, изобретательными, выдумщики)



-Ребята, а что вам помогло в игре весело выполнить задание? Что придало настроение? (песня)

-А вот и пришло собрать урожай желтых яблок

(песни , …..продолжите ряд …..частушки»)

Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

 - Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)

Молодцы!

 -  Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода.

- Песни надо петь и слушать. 


--Вы прослушаете сейчас отрывок из песни «Распрягайте хлопци кони» в исполнении Кубанского казачьего хора

(слушаем песни)


- Кубанская народная песня- это лучший рассказ о душе кубанского народа. Многие поколения вложили в нее радости и печали, свои мечты о жизни. Народ воспевал дорогие сердцу края, прославлял героев, тружеников, мудрость, красоту и сердечную чистоту кубанских женщин, молодую удаль казаков. В будни и в праздники, в счастье и в горе песня была всегда рядом с казаком. Любили казаки, да что там говорит, любят и сейчас



-Вот и остались на нашей яблоне последние яблоки. Как вы думаете, какие жанры кроются за ними?


Ответы детей


-Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках


Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па.  Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой  и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.

А сейчас мы посмотрим танец  в исполнении ансамбля «Кубанская казачья вольница».

- Какой танец мы увидели? (Казачий пляс)

- Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам:  папахи, расшитые рубахи.)

- У нас получилось три корзины с яблоками. Так на какие три группы можно разделить жанры казачьего фольклора?(Словесный, музыкальный,танцевальный)

Ответы детей. Заполняем таблицу

7. Итог урока.

Урожай яблок познания собран.

Ребята, а теперь подведем итог нашего урока.

- Кто запомнил, что такое фольклор? (Устное народное творчество)

- О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)

- Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки.)

- Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)

- Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)

8.Индивидуальная работа.

- Возьмите желтые карточки.

- Соедините  отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.


Хоть с хаты тикай                                                           Сказка


Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае.                               Плясовая припевка


Где кто родился – там и пригодился.                             Поговорка


Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, -

Так танцуют наш гопак.                                                  Загадка


Давным – давно началась эта история.

Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,

да дельный, другой - … .                                                 Пословица


9. Рефлексия.

Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями . Мне было приятно работать с вами.

ШКАТУЛКА ЗНАНИЙ

Урок наш заканчивается. Отправьте мне СМС – отзыв об уроке.

Текст SMS

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________











10. Домашнее задание. Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье. Спасибо за урок!!!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок кубановедения "Казачий фольклор"

Автор: Щукина Марина Альгирдасовна

Дата: 12.06.2020

Номер свидетельства: 553175


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства