Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Дидактический материал состоит из карточек с заданиями для самостоятельной работы учащихся на всех этапах усвоения учебного материала.
Задания при объяснении нового материала (подготовительные) имеют поисковый характер. Так, в одной из карточек предлагается узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих в конце существительных, выписав в один столбик имена существительные женского рода, в другой — мужского и сравнив эти столбики. Выполнив это задание, дети увидят, что мягкий знак пишется после шипящих в конце существительных женского рода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дидактический материал состоит из карточек с заданиями для самостоятельной работы учащихся на всех этапах усвоения учебного материала.
Задания при объяснении нового материала (подготовительные) имеют поисковый характер. Так, в одной из карточек предлагается узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих в конце существительных, выписав в один столбик имена существительные женского рода, в другой —мужского и сравнив эти столбики. Выполнив это задание, дети увидят, что мягкий знак пишется после шипящих в конце существительных женского рода.
В заданиях указывается последовательность умственных действий. Например, в одной из карточек предлагается прочитать данные слова (подъехал—поехал, объяснил — сэкономил) и последовательно выяснить, слитно или раздельно произносится согласный с гласным, есть ли в слове приставка с согласным в конце и есть ли после этого согласного буква я, е или ё. После этого предлагается подумать, почему в одном слове каждой пары слов есть ъ, а в другом его нет. Прочитать об этом в учебнике. Дается такая-памятка:
Помните порядок действий:
Произнесите слово и узнайте, есть ли в нем раздельное произношение согласного с гласным.
Подумайте, есть ли в слове приставка с согласным в конце.
Проследите, стоит ли после этой согласной буква я, е или ё.
В последующих заданиях предлагается в целях самопроверки выделять приставку, ее конечную согласную и последующую гласную букву корня.
Поисковый подход к изучению материала и алгоритмический характер заданий способствуют развитию у учащихся творческого мышления, навыков самоконтроля, привычки работать системно.
Широко использую прием сопоставления, что позволяет выработать у детей основательность и быстроту дифференнировки взаимно смешиваемых орфограмм.
Подбор текстового материала, заданий и вопросов рассчитан на непрерывное обобщение и систематизацию изучаемого материала. Это дает возможность детям изучить связи и зависимости между языковыми явлениями, способствует формированию у них мировоззренческих представлений. Последовательно обобщая, например, знания об имени прилагательном, дети устанавливают, что значение этой части речи определяет ее связь с именами существительными, а зависимость от разных существительных — изменение ее окончаний. Обобщаются и приемы проверки написаний. У детей, например, последовательно образуется система приемов проверки безударных гласных (изменением слова, подбором родственных слов, выделением корня слова). Усиление обобщающего начала в обучении будет способствовать системности знаний, глубокому пониманию материала. Все это обеспечит повышение теоретического уровня обучения русскому языку.
Упражнения рассчитаны на совместное изучение грамматики, правописания, лексики и стилистики. Видное место занимают лексические, стилистические и логические задания, специальные и попутные. Это даст возможность воспитывать у детей постоянное внимание к слову и предложению, развивать речь учащихся. Особенно много заданий предлагается по синонимике, правильному употреблению слов и грамматических категорий, по построению предложений и связных текстов.
Виды упражнений по правописанию, их последовательность и степень повторяемости соответствуют особенностям изучаемого материала. Система этих упражнений позволяет осуществлять преемственность и перспективность обучения. Кроме основного задания по новому материалу, карточке обычно предлагаются задания для попутного повторения пройденного и для подготовки учащихся к усвоению последующего материала.
Дидактический материал разделен мною на серии карточек, охватывающих соответствующие разделы новой программы. По более трудным разделам дается большее количество карточек. На каждой карточке обозначен ее порядковый номер. Вручив ученикам карточки, учитель должен разъяснить им, как надо работать, используя данные указания и образцы.
Наличие карточек с заданиями различной трудности позволяет дифференцировать самостоятельную работу учащихся. В результате сильные ученики могут быстрей продвигаться в работе над трудными вариантами заданий, менее развитые будут выполнять их несколько медленнее. Очень важно, чтобы все ученики последовательно овладели всеми трудностями, так как пропуски в усвоении отдельных трудных звеньев учебного материала ведут к неполноте знаний и неустойчивости навыков.
№1
Разделите текст на предложения. Вспомните, чем отделяется одно предложение от другого.
Сегодня мы снова пришли в родную школу прозвенел звонок мы вошли в класс радостно встретила нас учительница
О ком или о чём говорится в каждом предложении? Что говорится? Подчеркните эти слова.
№ 2
Разделите текст на предложения. О ком и что говорится в предложениях. Подчеркните эти слова.
Долгие месяцы зимуют наши птицы на чужбине там они никогда не поют птица поёт на родине.
2. Найдите и напишите слова, противоположные по значению.
№ 3
Выпишите пары слов, связанные вопросами кого? кому? какая?
Образец. Ждёт (кого?) нас.
Ждёт нас дорога широкая, ясная.
Честно народу мы будем служить.
Здравствуй, Отчизна родная, прекрасная!
Радостно нам и учиться, и жить.
Подберите слово, близкое по смыслу выделенному слову.
№4.
1. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие названия действий.
Путник бодро ... по улице. 2. Заяц ... по полянке. 3. Усталая кляча еле ... по дороге. 4. Автомобиль ... нам навстречу. 5. Ракета ... в космос.
Слова для вставки: летит, тащится, бежит, шагает, мчится.
Выпишите слова, обозначающие названия действий в порядке усиления.
№ 5.
1. Выпишите слова, обозначающие названия признаков вместе с названиями предметов. Напишите вопросы, на которые они отвечают.
Образец. Берёза (какая?) белая.
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза моя кудрявая!
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные.
Под тобой, берёзонька.
Трава шелковая.
Подумайте, какие слова употреблены здесь в переносном значении.
Выпишите слова, обозначающие названия признаков вместе с названиями предметов из любого стихотворения об осени в вашем учебнике по чтению. Напишите вопросы, на которые они отвечают.
Образец. Листва (какая?) золотая.
Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.
№ 6
Соедините слова, обозначающие названия признаков, с подходящими по смыслу названиями предметов.
Выпишите в один столбик названия предметов, в другой —слова, обозначающие названия действий, в третий —слова, обозначающие названия признаков предмета.
Разыгрался ветер на лесной поляне, закружил осинку в красном сарафане.