kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-дидактическое пособие. Задания для самостоятельной работы при изучении и повторении раздела «Фонетика, графика и орфография»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал содержит задания, направленные на совершенствование навыков артикулирования звуков, постановки ударения в словах, развитие речевого слуха учащихся. Названные умения и навыки необходимы как основа работы по орфографии и повышению культуры речи у детей.

Так, навыки правильной артикуляции звуков и постановки ударения в словах, а также интонирования предложений необходимы для усвоения норм произношения, отработки техники выразительного чтения, предупреждения и исправления ошибок, состоящих в смешении или перестановке букв. Умение различать сильную и слабую позиции звуков, которым учащиеся овладевают практическим путем еще в начальной школе (при проверке безударного гласного, сомнительного гласного и др.), является базовым для развития орфографической зоркости и формирования навыков правописания. Формирование указанного умения – необходимая предпосылка усвоения основного принципа русской орфографии: одна и та же морфема всегда передается на письме одними и теми же буквами.

Умение слышать и анализировать звуки является основой усвоения фонетических написаний: обозначения мягкости согласных на письме, употребления разделительных знаков, правописания приставок на з и с, гласных о и е после шипящих и др.

Дидактический материал к заданиям подбирала таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь их к самостоятельной работе со словом, показать естественные звуковые ресурсы языка.

Учащиеся могут работать на уроках коллективно, индивидуально, парами. Проверять выполнение заданий для самостоятельной работы можно проверочным карточкам (ПК), при этом каждый ученик сам проверяет выполнение задания или его контролирует кто-нибудь из товарищей.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-дидактическое пособие. Задания для самостоятельной работы при изучении и повторении раздела «Фонетика, графика и орфография» »

учитель русского языка и литературы

Касьяненко Нина Григорьевна

ГУ «Ставропольская средняя школа»

с.Ставрополка

Район имени Г.Мусрепова

Северо-Казахстанская область

Районный конкурс

«Калейдоскоп педагогических идей»

Номинация «Методическое обеспечение учебного процесса»

Учебно-дидактическое пособие


Задания для самостоятельной работы

при изучении и повторении раздела «Фонетика, графика и орфография»

До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий. В методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами.

Предлагаемый материал содержит задания, направленные на совершенствование навыков артикулирования звуков, постановки ударения в словах, развитие речевого слуха учащихся. Названные умения и навыки необходимы как основа работы по орфографии и повышению культуры речи у детей.

Так, навыки правильной артикуляции звуков и постановки ударения в словах, а также интонирования предложений необходимы для усвоения норм произношения, отработки техники выразительного чтения, предупреждения и исправления ошибок, состоящих в смешении или перестановке букв. Умение различать сильную и слабую позиции звуков, которым учащиеся овладевают практическим путем еще в начальной школе (при проверке безударного гласного, сомнительного гласного и др.), является базовым для развития орфографической зоркости и формирования навыков правописания. Формирование указанного умения – необходимая предпосылка усвоения основного принципа русской орфографии: одна и та же морфема всегда передается на письме одними и теми же буквами.

Умение слышать и анализировать звуки является основой усвоения фонетических написаний: обозначения мягкости согласных на письме, употребления разделительных знаков, правописания приставок на з и с, гласных о и е после шипящих и др.

Дидактический материал к заданиям подбирала таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь их к самостоятельной работе со словом, показать естественные звуковые ресурсы языка.

Учащиеся могут работать на уроках коллективно, индивидуально, парами. Проверять выполнение заданий для самостоятельной работы можно проверочным карточкам (ПК), при этом каждый ученик сам проверяет выполнение задания или его контролирует кто-нибудь из товарищей.



Гласные и согласные звуки

Задание 1. Прочитайте слова фо[нэ]тика, фо[нэ]тический.

Подготовьтесь к ответу на вопрос, что означают квадратные скобки и зачем здесь приведена такая запись? В случае затруднения обращайтесь к проверочной карточке.

ПК: В квадратных скобках обозначаются звуки речи; такая запись здесь приведена для того, чтобы правильно произносить твердый звук [н].


Задание 2. Произнесите шепотом слова. Какие звуки вы слышите? Проверьте себя по звуковой (фонетической) записи слов.

Домой [дамо´й] ель [й'эл']

Друг [друк] юла [й'ула´]

Косьба [каз'ба´] яд [й´ат]

Пел [п'эл] гвоздь [гвос'т']


Задание 3. Сделайте звуковую запись слов (сначала произнесите слова медленно, протяжно проговаривая гласные): Стол, коза, ров, люк, яр, жил, село, бег. В каких словах звуки «не совпадают» с буквами?

ПК. [стол], [каза´], [роф], [л'ук], [й'ар], [жыл], [с'ило´], [б'эк]

Во всех словах, кроме слова стол, есть звуки, обозначаемые на письме «другими» буквами. Это буквы-орфограммы.


Алфавит

Задание 4. Назовите, подсчитывая, все буквы русского алфавита (их должно быть 33!). Затем проверьте себя: называйте букву и проверяйте ее название по учебнику. Повторите название тех букв, которые вы забыли

.

Задание 5. Продолжите предложения по данному началу. В случае затруднения обратитесь к учебнику.

  1. Алфавит – это… .

  2. К слову алфавит можно подобрать синоним … .

  3. В словарях слова расположены по … .

  4. В алфавитном порядке записываются… .

  5. Расположите по алфавиту… .


Задание 6. Составьте алфавитный список учеников своего класса. ПОМНИТЕ: если фамилия начинается с одной и той же буквы, то при составлении алфавитного списка следует учитывать вторые (третьи и т.д.) буквы.

Задание 7. Ответьте на вопрос: что нужно знать, чтобы правильно прочитать слова СНГ, РК, США, ООН и прочитайте их?

ПК. Чтобы правильно прочитать данные сложносокращенные слова, нужно хорошо знать названия букв русского алфавита.


Задание 8. Напишите, в каких случаях знание алфавита помогает вам в жизни (в школе, дома, в библиотеке).


Задание 9. Вспомните правописание слов, изученных в начальных классах (если забыли, обратитесь к орфографическому словарю), запишите их по алфавиту:

Шес?надцать, пас?аж..р, а?томобиль, кил..грам?, агр..ном, кол?ектив, косм..на?т, д..журный, пут..шествие, один?адцать, п..нал, ш..с?е, библии..тека, инж..нер, б..седа, г..р..зонт, элекр..станция, п..ртрет, рус?кий, ч..рный, р..бята, х..зяйство, земл..ника, два?цать, ..зык, м..шина, ..борона, п..суда, яг..да.

ПК. Шестнадцать, пассажир, автомобиль, килограмм, агроном, коллектив, космонавт, дежурный, путешествие, одиннадцать, пенал, шоссе, библиотека, инженер, беседа, горизонт, электростанция, портрет, русский, черный, ребята, хозяйство, земляника, двадцать, язык, машина, оборона, посуда, ягода.


Обозначение звуков на письме


Задание 10.

1.Прочитайте текст и определите его основную мысль. Прочитайте его еще несколько раз, запомните написание «трудных» слов и запишите текст по памяти.

2. Сверьте свой вариант с напечатанным: 1) Сколько слов вы написали? (в данном тексте 62 слова.); 2) Какие предложения или слова пропущены вами? Запишите эти слова на полях и стрелками покажите их место в своем варианте; 3) В каких словах вы допустили ошибки. Если ошибки на изученное правило, повторите его, подберите свои примеры; 4) Какие пунктуационные ошибки вы допустили. Объясните их.

ТЕКСТ:

Письмо – одежда русской речи. Оно передает, «изображает» устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Звук все-таки произносится, а буква читается. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страдает звук: его называют буквой. Буква – это фигурная линия, рисунок. Недаром многие художники прославились как мастера рисованного шрифта. Рисунок произнести нельзя (М.Панов)

Задание 11.

1. Назовите звуки и буквы в первом и последнем словах предложения: Письмо – одежда устной речи.

2. Укажите орфограммы-буквы в словах данного предложения. Приведите правила. В случае затруднения обращайтесь к ПК.

ПК. 1. Письмо: [п'] – «пэ», [и] - «и», [с'] - «эс», «мягкий знак», [м] - «эм», [о] - «о»; речи: [р'] – «эр», [е] - «е», [ч'] - «чэ», [и] - «и».

2. Письмо – безударная гласная в корне проверяется: пи´шем; мягкость согласного [с'] обозначается с помощью ь; одежда - выбор безударной гласной проверяем по словарю и запоминаем, в окончании пишем, так как это женский род, им.падеж; устной – непроизносимую согласную проверяем: уста ;гласную в окончании прилагательного проверяем по вопросу: речи какой? ; безударную гласную в окончании пишем по правилу: «В род., дат., предл., падежах существительных 3-го склонения окончание -и».

ПРИМЕЧАНИЕ: Первое упражнение 11-го задания – это задача повышенной сложности. Если учащиеся не могут выполнить его самостоятельно, то полезно предложить им проанализировать ответ в ПК, а затем выполнить задание на других примерах (узкий, ров, бежать, солнце и т.п.). Такие задания развивают фонематический слух, орфографическую зоркость, воспитывают «чувство орфограммы».


Задание 12. Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова, подчеркните орфограммы-гласные в первом предложении.

  1. В словах русского языка букв может быть столько, сколько и звуков, например:… .

  2. Букв может быть … , чем звуков, например: … .

  3. Звуков может быть … , чем букв, например: … .

  4. Буквы, выбор которых на письме определяется правилом, называются … , например:… .

Задание 13.

  1. Прочитайте пары слов. Произнесите звуки, благодаря которым различаются слова в каждой паре.

  2. Запишите (в квадратных скобках) парные звонкие и глухие согласные, встретившиеся в словах. Придумайте свои слова с парными звонкими и глухими согласными.

Дом – том, бочка – почка, голос, колос, жить – шить, зуб – суп.


Задание 14. Назовите согласные звуки, встречающиеся в каждом слове одной строчки. В каких случаях звук не соответствует букве?

  1. Варежка, шел, ножка.

  2. Кофта, второй, шов.

  3. Груз, сок, мороз.

  4. Счастливый, щи, мороз.

ПК. В каждом слове 1-й строчки есть звук [ш], который не соответствует буквам в 1-м и 3-м словах, его надо проверять; в словах второй строчки – звук [ф], который не соответствует буквам во 2-м и 3-м словах (в слове второй букву в запоминаем, в слове шов проверяем: швы); в словах 3-й строчки – звук [с], который не соответствует буквам в 1-м и 3-м словах, его можно проверить; в словах 4-й строчки – звук [ш], в 1-м и 3-м словах он обозначается двумя буквами (запоминаем).



Задание 15.

  1. Запишите по памяти формулировку правила о правописании согласных в корне слов (если вы забыли, обратитесь к учебнику).

  2. Какие действия со словом посадка (деревьев) нужно произвести, чтобы к нему применить это правило?

Запишите последовательность действий виде плана.

ПК. 1. Формулировку правила проверьте по учебнику. 2. 1)Определяем корень (сад). 2) Находим орфограмму – букву д, согласный употреблен перед другим согласным и при произношении заменяется парным глухим - [т]. 3) Подбираем слова с тем же корнем: сады, садовый. 4) Делаем вывод: в корне слова посадка следует писать букву д.


Задание 16. Примените правило о проверяемых согласных в корне слова к данным словам, запишите их.

  1. У (з/с)кий, доро(ж/ш)ка, варе(ж/ш)кА, сапо(ж/ш)ки, ме(т/д)кий, ра(т/д).

  2. Ло..ка, кро..ь, ре..кий, голу..ь, моло..ьба, ре..ьба, кла.., бе.., ко..ьба, гры..ть, т..ти, сколь..кий, пол..ти.


Задание 17. Запишите слова в 6 колонок: с орфограммами-буквами: г, в, д, б, ж, з (рядом записывайте проверочное слово).

Ле..ко,варе..ка, карни.., сосу.., ло..ка, сру.., ло..ь, лоша..ь, ю..ка, смя..чить, площа..ь, виз.., обу..ь, очере..ь, но..ти, изгоро..ь, гардеро.., свя..ка, проору..ь, дро..ь, голу..ь, желе..ка, оста..ь, молоде..ь, сугро.., гры..ть, клю.., голу..цы, бага.., стол..цы, сма..ка, о..ца, свя..ь, ска..ка, обра.., снаря.., отъез.. .


Задание 18. Восстановите орфографический облик слов: [л'эф], [роф], [лош], [плот], [уж], [ут'ук].

ПК. Лев, ров, ложь, плод и плот, уж, утюг.

ПРИМЕЧАНИЕ. Подобные задания трудны, однако они очень полезны для развития фонематического слуха и орфографической зоркости учащихся. Кроме того, из-за своей необычности они, как правило, вызывают повышенный интерес у школьников.


Обозначение мягких согласных на письме

Задание 19.

  1. Прочитайте пары слов. Произнесите звуки, благодаря которым различаются слова в каждой паре; запишите эти звуки в квадратных скобках.

  2. Запишите, как обозначается мягкость согласных звуков на конце слова (I) и в середине слова (II).

I.Кон – конь, шест – шесть, цел – цель, хор – хорь, кров – кровь;

II . Мыл – мил, вол – вел, лук – люк, рад – ряд, мол – мелю

ПК. 1. Слова различаются звуками: I. [н] - [н'], [т] - [т'], [л] - [л'], [р] - [р'], [ф] - [ф']. II. [м] - [м'], [в] - [в'], [л] - [л'], [р] - [р'], [м] - [м']. 2. Мягкость согласных звуков на конце слова всегда обозначается с помощью мягкого знака, а в середине слова – с помощью гласных и, е, ё,ю, я.


Задание 20. Сделайте вывод, закончив предложение: «Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью…» (в случае затруднения обращайтесь к учебнику).


Задание 21. Распределите слова по 4 группам: 1) с ь в конце слова; 2) с ь после л; 3) с ь или без него при обозначении мягкости согласных перед другими согласными (в случае затруднения обращайтесь к словарю); 4) с сочетаниями чк, чн и др.

Бол?шой, прос?ба, дач?ник, фонар?щик, мен?ше, кос?ба, жен?щина, мрач?ный, молот?ба, связ?, зор?ка, пят?, нян?чить, сбит?, сер?га, пропа?ст?, пул?с, одуван?чик, бор?ба, ртут?, кос?тер, брос?, горс?т?, жиз?н?, шес?т?, вин?тик, меч?тат?, кавыч?ки, камен?щик, июн?ский, пил?щик, ноябр?ский, феврал?ский.


Правописание разделительных «ь» и «ъ»


Задание 22. Сравните слова сел и съел. Сделав звуковую (фонетическую) запись этих слов, определите роль буквы е. В случае затруднения обратитесь к ПК.

ПК. [ с'эл], [ сй'эл]. В первом слове буква е служит для обозначения мягкости предшествующего согласного, во втором обозначает два звука, перед ней пишется ъ.

Задание 23.

  1. Укажите слова, в которых при произношении слышится звук [й].

  2. Какие знаки пишутся перед звуком ], «спрятанным» в буквах я, е,ё, ю. Ответ запишите.

Подъезд, сагитировать, разъехаться, объяснение, новоселье, сэкономить, подъемник, обезьяна, отутюжить.


Задание 24. Что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться при написании слов с разделительными «ь» и «ъ»? Запишите ответ в виде плана.

ПК. Уметь слышать звук [й]; знать, что звук [й] бывает «спрятан» в буквах я, е,ё, ю; уметь членить слово на значимые части, так как ъ пишется только после приставок на согласную.


Задание 25. Используя материал данных упражнений и учебника, сформулируйте правило употребления разделительных знаков.

Задание 26. Запишите слова, применяя правило:

С?ехать, об?единиться, б?ётся, под?езд, степ?ю, ш?ю, ра?яренный, с?ёжиться, солов?и, пред?явить, батал?он, двер?ю, сер?ёзный, об?явление, с?езд, мурав?и, с?язвить, в?юга, лист?я, необ?яснимый, раз?обидеться, птич?и, с?ёмка, двух?ярусный.


Задание 27. Запишите, обозначая орфограммы № 6 и № 9

(Вариант задания: прочитайте, а затем составьте словарный диктант «Употребление «ь» и «ъ» на письме».)

  1. И вот мгновенно исчез взъерошенный образ: перья легли рядком, красивая небольшая птица облетела комнату.

  2. С третьего дня свободы Гуль установил такой режим: утром он сидел на трубе дома.

  3. Разумеется, я выполнил его просьбу.

  4. Я стал меньше возиться с ним.

  5. Большей частью Гуль сидел у меня на плече, иногда на ветке большого дерева. (А.Грин)

Слог. Ударные и безударные гласные.


Задание 28. Поставьте ударение в словах. В каких частях слова могут быть безударные гласные? Каким правилам подчиняется их написание? Подготовьтесь к ответу на эти вопросы, сверьте его с ПК.

  1. Белить, лететь, давать, моряк, седой, соленый, гордиться.

  2. Бывать в доме, в лодке, в Сибири, в Рязани.

  3. Строит, пилишь, колют, делим, пишешь.

ПК. Безударные гласные в 1-й строчке – в корне слова, их можно проверить с помощью однокоренных слов; во 2-й строчке безударные гласные – в падежных окончаниях имен существительных, применяем правило: в предложном падеже существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание е, 3-го склонения – буква – и, в 3-й строке безударные гласные – в личных окончаниях глаголов, применяем правило: в окончаниях глаголов I спряжения пишутся гласные – ю,е, II спряжения – я,и.


Задание 29. Прочитайте пары слов, выделите в них корни. Являются ли вторые слова проверочными для первых. Докажите правильность своего ответа, составив с данными словами словосочетания так, чтобы стало ясно значение слов.

Водянистый – проводка, летит – лето, полоть – поле.

ПК. Корни слов (-вод-, -лет-, -пол-) сходны по звучанию, но различны по значению, поэтому вторые слова не могут быть проверочными для первых. Водянистый суп, электрическая проводка, летит на самолёте, дождливое лето, полоть грядки, поле пшеницы.


Задание 30. Составьте словосочетание с данными словами так, чтобы стало ясно значение корней; подберите проверочные слова.

Спеши – спиши, чистота – частота, запевать – запивать слизать – слезать, поседеть – посидеть, развевают (ся) – развивают (ся), прожевать – проживать.


Задание 31.

  1. Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Составьте словарный диктант на тему «Правописание проверяемых безударных гласных в корне».

  2. Прочитайте текст еще раз и запишите его по памяти.

ТЕКСТ: Побежали два Мороза, два родных брата в частый бор. Бегут, дорогой тешатся, с ноги на ногу попрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник скрипит, молодой сосняк трещит. По снегу пробегут – кора ледяная, травинка из-под снежка выглянет – дунут, словно бисеринками ее всю покроют.



Список используемых ресурсов:


  1. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. школы / З.К. Сабитова, В.К. Павленко. Алматы, 2010.

  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М.: Дрофа, 2005.

  3. Русский язык. Тренинг по орфографии: пособие для школьников / В.В.Бабайцева, О.А. Сальникова. М.: Дрофа, 2005.

  4. Сборник упражнений по русскому языку (пособие для средней школы) / Т.В. Шклярова, М.,2002.






9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Касьяненко Нина Григорьевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства