Цель урока: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у школьников в процессе знакомства с правилами здорового питания.
Задачи урока:
- сформировать у школьников определённый объём знаний, представлений о здоровом питании;
- выработать отношение к здоровому питанию, как к одной из ценностей повседневной жизни;
- научить детей нести личную ответственность за своё здоровье.
Оборудование: презентация, предметные картинки «Продукты питания», «Блюда» корзины для игры, мячик.
Ход урока.
Организационный момент.
Дорогие ребята! Сейчас у нас урок развития речи, к нам пришли гости давайте их поприветствуем.
Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете без чего не может жить человек? Правильно человек не может жить без пищи. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о питании, не просто о питании, а о том, как правильно питаться, чтобы вырасти здоровыми и крепкими людьми.
. Тема нашего урока «Как правильно питаться». ( слайд 1)
- К нам на урок сегодня прилетел сказочный герой. Давайте отгадаем кто это?
1. Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человек – вертолет.
2. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. Правильно это Карлсон.
К сожалению, он не такой весёлый как всегда. Как вы думаете, почему он грустный? Он заболел. Как вы думаете, ребята, почему он заболел? (слайд 2)
3. Актуализация знаний.
- Вы все знаете, какой Карлсон сластёна. Вот его меню на день. ( слайд 3)
- Что вы о нём можете сказать?
- Чем питается Карлсон?
- Как вы думаете, можно питаться такими продуктами и в таком количестве?
- А вы знаете, как нужно правильно питаться, какие продукты можно есть, а какие нельзя?
- Вы хотите помочь Карлсону, научить его правильно питаться?
Знакомство с новой темой.
Для того, чтобы помочь Карлсону, мы все вместе отправимся в путешествие в город Здоровья. На чем вы хотите поехать в город Здоровья? У нас есть два варианта: либо на машине, либо на велосипеде. (слайд 4) Как вы думаете, что полезнее для здоровья? Мы поедем на велосипеде. Цель нашего путешествия: «Узнать правила здорового питания». Мы приехали в город Здоровья (слайд 5), здесь нас встречает доктор Айболит, он с радостью предложил нам свою помощь. (слайд 6)
Питание – это один из важнейших процессов в жизни любого живого организма. Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.
- С помощью, каких органов мы питаемся? (слайд 7)
Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, – должно перевариться и всосаться в кровь.
Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …? (В пищевод.) Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …(ответы детей) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … (ответы детей) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Это процесс длится 3-4 часа.
Но оказывается не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Полезные продукты: рыба, молочные продукты, геркулес, подсолнечное масло, овощи, фрукты, ягоды. (слайд 8) Эти продукты содержат много витаминов. (слайд 9) Витамины – удивительные вещества. Даже небольшое их количество в пище сильно сказывается на росте, развитии и здоровье всех органов. Недостаток витаминов приводит к тяжелым заболеваниям. Витамины – источники жизни. Витамин С содержится в гранате, яблоках, смородина, цитрусовые (мандарины, апельсины и т.д.). (слайд 10) Витамин А в молочных продуктах, яйце, салате, моркови. Витамин В в ягодах, орехах, бобовых продуктах. (слайд 11) Витамин Д в молочных продуктах. (слайд 12)
А знаете ли вы, пословицы и поговорки о полезных продуктах питания?
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку. (слайд 14)
Если съешь ты огурец, будешь просто молодец! (слайд 15)
Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай! (слайд 16)
Овощи и фрукты - самые витаминные продукты! (слайд 17)
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?
Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт. С пищей в организм поступают «строительные вещества» и вода. Они необходимы для увеличения числа клеток, когда вы растете. Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
- Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
- Какую пищу должен употреблять человек?
Доктор Айболит предлагает составить меню на весь день, давайте поможем Карлсону его составить. (составляется меню на доске при помощи предметных картинок разнообразных блюд).
- Как вы думаете, какой салат полезнее овощной или мясной? Десерт фруктовый или сладкий?
Для того, чтобы вырасти здоровым человеком необходимо употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.
Животную пищу производят животные – это мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.
Растительная пища получена из растений – это хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.
Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества. Какой бы разнообразной ни была еда она состоит из трех элементов: белков, жиров и углеводов. Белки – это строительный материал нашего организма. Много белков содержится в мясе, рыбе, твороге, яйцах и других продуктах. Углеводы – это основные производители энергии. Это крупы, хлеб, овощи, фрукты, сахар. Жиры – согревают организм. Это масло сливочное, растительное, орехи, сало, сливки, сметана.
Давайте составим правила правильного питания для Карлсона.
1. Каждый день употреблять разнообразную пищу.
2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.
3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной.
4. Есть в одно и то же время.
5. На завтрак лучше есть различные каши.
6. Обед должен состоять из нескольких блюд: суп, второе, салат, компот, кисель или чай.
7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
8. На полдник – ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.
9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир и т.д.
10 Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов.
11.Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты.
5.Физкультминутка. Игра «Съедобное - несъедобное»
6. Закрепление.
Давайте поиграем в игру «Полезно - вредно». На доске расположены картинки с продуктами. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим полезные продукты. В корзину 2 вредные продукты. (дети «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты, йогурт, сыр, соки).
А теперь давайте разберем наши корзины, правильно разложили продукты или нет, если правильно то хлопаем в ладоши, если неправильно – топаем ногами.
Как вы думаете, Карлсон понял как нужно питаться, чтобы не заболеть?
- Сможете ли вы объяснить теперь, почему нужно есть больше овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбу?
- Почему меньше нужно употреблять сладкого и солёного?
- Наше путешествие подходит к концу. Давайте напомним Карлсону главные правила питания.
Нужно стараться есть разнообразную пищу.
Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.
В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
Мучного и сладкого надо есть поменьше.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
Кушать надо тогда, когда проголодался.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Перед сном покушай плотно.
7. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что интересного узнали?
- Помогли мы Карлсону?
- Понравилось вам наше путешествие? Куда мы путешествовали? Кто нам помогал?
1.Ребята, мера нужна в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, по несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
2.В питании тоже важен режим.
Тогда от болезней мы убежим!
Плюшки, конфеты, печенье и торты –
В малых количествах детям нужны.
Запомни, Карлсон, наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект открытого урока по развитию речи во втором классе.
Учитель нач. классов: Финаева О,С.
Новая Брянь
2016
Тема: «Как правильно питаться»
Цель урока: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у школьников в процессе знакомства с правилами здорового питания.
Задачи урока:
- сформировать у школьников определённый объём знаний, представлений о здоровом питании;
- выработать отношение к здоровому питанию, как к одной из ценностей повседневной жизни;
- научить детей нести личную ответственность за своё здоровье.
Оборудование: презентация, предметные картинки «Продукты питания», «Блюда» корзины для игры, мячик.
Ход урока.
Организационный момент.
Дорогие ребята! Сейчас у нас урок развития речи, к нам пришли гости давайте их поприветствуем.
Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете без чего не может жить человек? Правильно человек не может жить без пищи. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о питании, не просто о питании, а о том, как правильно питаться, чтобы вырасти здоровыми и крепкими людьми.
. Тема нашего урока «Как правильно питаться». ( слайд 1)
- К нам на урок сегодня прилетел сказочный герой. Давайте отгадаем кто это?
1. Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человек – вертолет.
2. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. Правильно это Карлсон.
К сожалению, он не такой весёлый как всегда. Как вы думаете, почему он грустный? Он заболел. Как вы думаете, ребята, почему он заболел? (слайд 2)
3. Актуализация знаний.
- Вы все знаете, какой Карлсон сластёна. Вот его меню на день. ( слайд 3)
- Что вы о нём можете сказать?
- Чем питается Карлсон?
- Как вы думаете, можно питаться такими продуктами и в таком количестве?
- А вы знаете, как нужно правильно питаться, какие продукты можно есть, а какие нельзя?
- Вы хотите помочь Карлсону, научить его правильно питаться?
Знакомство с новой темой.
Для того, чтобы помочь Карлсону, мы все вместе отправимся в путешествие в город Здоровья. На чем вы хотите поехать в город Здоровья? У нас есть два варианта: либо на машине, либо на велосипеде. (слайд 4) Как вы думаете, что полезнее для здоровья? Мы поедем на велосипеде. Цель нашего путешествия: «Узнать правила здорового питания». Мы приехали в город Здоровья (слайд 5),здесь нас встречает доктор Айболит, он с радостью предложил нам свою помощь. (слайд 6)
Питание – это один из важнейших процессов в жизни любого живого организма. Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.
- С помощью, каких органов мы питаемся? (слайд 7)
Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, – должно перевариться и всосаться в кровь.
Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …? (В пищевод.) Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …(ответы детей) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … (ответы детей) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Это процесс длится 3-4 часа.
Но оказывается не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Полезные продукты: рыба, молочные продукты, геркулес, подсолнечное масло, овощи, фрукты, ягоды. (слайд 8) Эти продукты содержат много витаминов. (слайд 9) Витамины – удивительные вещества. Даже небольшое их количество в пище сильно сказывается на росте, развитии и здоровье всех органов. Недостаток витаминов приводит к тяжелым заболеваниям. Витамины – источники жизни. Витамин С содержится в гранате, яблоках, смородина, цитрусовые (мандарины, апельсины и т.д.). (слайд 10) Витамин А в молочных продуктах, яйце, салате, моркови. Витамин В в ягодах, орехах, бобовых продуктах. (слайд 11) Витамин Д в молочных продуктах. (слайд 12)
А знаете ли вы, пословицы и поговорки о полезных продуктах питания?
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку. (слайд 14)
Если съешь ты огурец, будешь просто молодец! (слайд 15)
Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай! (слайд 16)
Овощи и фрукты - самые витаминные продукты! (слайд 17)
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?
Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт. С пищей в организм поступают «строительные вещества» и вода. Они необходимы для увеличения числа клеток, когда вы растете. Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
- Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
- Какую пищу должен употреблять человек?
Доктор Айболит предлагает составить меню на весь день, давайте поможем Карлсону его составить. (составляется меню на доске при помощи предметных картинок разнообразных блюд).
- Как вы думаете, какой салат полезнее овощной или мясной? Десерт фруктовый или сладкий?
Для того, чтобы вырасти здоровым человеком необходимо употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.
Животную пищу производят животные – это мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.
Растительная пища получена из растений – это хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.
Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества. Какой бы разнообразной ни была еда она состоит из трех элементов: белков, жиров и углеводов. Белки – это строительный материал нашего организма. Много белков содержится в мясе, рыбе, твороге, яйцах и других продуктах. Углеводы – это основные производители энергии. Это крупы, хлеб, овощи, фрукты, сахар. Жиры – согревают организм. Это масло сливочное, растительное, орехи, сало, сливки, сметана.
Давайте составим правила правильного питания для Карлсона.
1. Каждый день употреблять разнообразную пищу.
2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.
3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной.
4. Есть в одно и то же время.
5. На завтрак лучше есть различные каши.
6. Обед должен состоять из нескольких блюд: суп, второе, салат, компот, кисель или чай.
7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
8. На полдник – ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.
9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир и т.д.
10 Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов.
11.Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты.
5.Физкультминутка . Игра «Съедобное - несъедобное»
6. Закрепление.
Давайте поиграем в игру «Полезно - вредно». На доске расположены картинки с продуктами. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим полезные продукты. В корзину 2 вредные продукты. (дети «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты, йогурт, сыр, соки).
А теперь давайте разберем наши корзины, правильно разложили продукты или нет, если правильно то хлопаем в ладоши, если неправильно – топаем ногами.
Как вы думаете, Карлсон понял как нужно питаться, чтобы не заболеть?
- Сможете ли вы объяснить теперь, почему нужно есть больше овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбу?
- Почему меньше нужно употреблять сладкого и солёного?
- Наше путешествие подходит к концу. Давайте напомним Карлсону главные правила питания.
Нужно стараться есть разнообразную пищу.
Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.
В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
Мучного и сладкого надо есть поменьше.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
Кушать надо тогда, когда проголодался.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Перед сном покушай плотно.
7. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что интересного узнали?
- Помогли мы Карлсону?
- Понравилось вам наше путешествие? Куда мы путешествовали? Кто нам помогал?
Ребята, мера нужна в еде, Чтоб не случиться нежданной беде, Нужно питаться в назначенный час В день понемногу, по несколько раз. Этот закон соблюдайте всегда, И станет полезною ваша еда! Надо ещё про калории знать, Чтобы за день их не перебрать!
В питании тоже важен режим. Тогда от болезней мы убежим! Плюшки, конфеты, печенье и торты – В малых количествах детям нужны. Запомни, Карлсон, наш совет: Здоровье одно, а второго-то нет!