4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство) | Стихотворение: Мы входим в дом, а в доме том Тепло, вода и свет. Красив, уютен, прочен дом. А сколько дому лет? Пять лет назад дом возведён – И дом, и весь квартал. Но кто построил этот дом? И как он домом стал? - О чем мы будем говорить на уроке? (как построить дом) |
5. Реализация построенного проекта | - А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей) Вернемся в прошлое Кормила людей, одевала охота, Но стало в пещере им жить неохота. Там холодно было и старым, и малым, И шли на охоту за стройматериалом. – А что же было стройматериалом? Из чего строили дома? (из шкур животных) Работа с учебником – А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы. – Откройте учебник на странице 114. Прочитаем текст «На стройке». (Чтение текста.) Посмотрите на рисунок. – Какие машины облегчают труд строителей? (землеройные машины, бульдозер, экскаватор, автопогрузчики, автокраны, башенные краны) – Рассмотрите рисунки на странице 113. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? (Ответы детей.) – В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести. Знакомство с новым материалом – Дома бывают разные. В домах люди живут, в домах работают. Издавна они строились по обычаю предков. На Руси, например, человек начинал с того, что тщательно выбирал место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение. Ещё в те времена считали, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней дерева краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл». Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. Самые высокие, красивые места отводились для церквей и храмов. Строили их из камня, украшали каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола возводили, используя специальные подъёмные устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы такой подъёмник работал, использовали лошадей. И взмывали ввысь купола соборов и церквей. 6. Физкультминутка – Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения. Как построить новый дом, Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.) Чертежом проекта Займётся архитектор.(«Чертят» в воздухе.) К кирпичу кладёт кирпич, Ты считать устанешь. Стены дома возведёт Каменщик.(«Кладут кирпичи».) Молотком пройдётся плотник. Рамы, двери, подоконник – .(Стучат кулаком о кулак.) Приглашаем маляра! Красить и белить пора – («Красят» в воздухе.) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1) Проверь себя.. Сакля Иглу Хижина Вигвам Изба 2)Вступительное слово учителя к иллюстрации учебника. – На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. (Слайд ) 3) Работа в тетрадях стр. 72 (2,3) |