kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как определить падеж имени существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннный урок формирует знания об именах существительных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как определить падеж имени существительного"»

Тема урока: «Как определить падеж имени существительного».

Цель:



Ход урока:

  1. Организационный этап (слайд 1) (1 мин.)


- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

Учитель показывает жестом учащимся присаживаться на свои места.

Учитель:

- Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спинка прямая.


  1. Актуализация знаний (7 мин).


- Сегодня на уроке русского языка мы будем работать в группах, 1 группа и 2 группа.

- У вас на столах лежат разноцветные карточки-задания. Возьмите карточку синего цвета и прочитайте задание.. (Слайд 2).

Дети читают карту задания.


КАРТА-ЗАДАНИЙ № 1.


  1. Прочитайте.

Ученик, ученица, учебник, учебники, Вера.

  1. Определите, какой частью речи являются эти слова.

  2. На какие вопросы отвечают слова?

  3. Что они обозначают?

  4. Назовите признаки существительного.



- Для выполнения этой работы вам понадобиться лист-заданий. Ознакомьтесь с ним. В нём вы будете самостоятельно записывать ответы, делать выводы (Слайд 3).

- Ребята, есть ли вопросы по заданию?

Дети задают вопросы, если они есть.

- Приступайте к работе.



Л И С Т – З А Д А Н И Й 1.

Слово


ученик

ученица

учебник

учебники

Вера

Вывод:

Что обозначает?






Мы прочитали слова и определили, что они обозначают …

Отвечает на вопрос






Слова отвечают на вопросы …

Часть речи






Значит, часть речи …

Признаки частей речи:

  1. Собственные или нарицательные.






Может быть:


_______________ или ____________________

  1. Одушевлённые или неодушевлённные.






______________ или _____________________

  1. Род.







___________или ____________ или __________

  1. Склонение.







___________ или ___________ или ___________

  1. Число.







____________________ или ________________

  1. Падеж.






________________________________________


Учащиеся заполняют таблицу, делают выводы, учитель ведёт контроль.

- А теперь проверим ваш результат работы.

Проверка выполнения заданий по одному ученику из группы.

Учитель:

- Начнём проверку задания с первой группы. Зачитывать выводы будем по очереди. Что обозначают эти слова?

Учащиеся зачитывают ответы.

1-ая группа.

- Мы прочитали слова и определили, что они обозначают предмет.

2-ая группа.

- Слова отвечают на вопросы кто?, что?

1-ая группа.

- Часть речи имя существительное.

2-ая группа.

- Имя существительное может быть собственным или нарицательным.

1-ая группа.

- Имя существительное может быть одушевлённым или неодушевлённым.

2-ая группа.

- Имя существительное может быть мужского , женского или средного рода.

1-ая группа.

- Имя существительное может быть 1 , 2 или 3 склонения.

2-ая группа.

- Имя существительное имеет форму единственного или множественного числа.

1-ая группа.

- Все слова стоят в именительном падеже.

Учитель:

- Молодцы. Вы справились с этим заданием.

- Ребята, листы с выводами нашей работы прикрепим на доску.

Листы с заданиями вывешиваются на доске.

- Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать? ( Мы будем работать с именем существительным) (Слайд 4).


III. Самоопределение к деятельности (5 мин)


- Откройте учебник на с.79., прочитайте название раздела. («Имя существительное»)

Учащиеся открывают учебник на с. 79 и читают название раздела.

- В разделе «Вспомним», прочитайте, на все ли пункты мы ответили.

Учащиеся читают раздел «Вспомним».

- Что написано под первой красной точкой? (Что такое имя существительное.)

- Ребята, заполняя лист-заданий, мы вспомнили, что такое имя существительное? (Да)

- Прочитайте, что написано под второй красной точкой. (Как определить число, род и падеж имён существительных.)

- Ребята, умеем ли мы определять род, число и падеж имён существительных?( Да.)

- Прочитаем последний пункт.( Как изменяются имена существительные.)

- Кто готов ответить, как изменяются имена существительные. ( Они изменяются по падежам.)

- Правильно, а вспомнить падежи нам поможет сказка. Это будет нашим следующим заданием. Возьмите карточку красного цвета № 2. (Слайд 5).

- Прочитайте сказку. Вставьте пропущенные слова. (Слайд 6).


Л И С Т – З А Д А Н И Й № 2.


КАРТА-ЗАДАНИЙ № 2.


1. Прочитайте сказку.

2. Вставьте пропущенные слова.


СКАЗКА



Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать - ________.

Родился стал - ____________. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали, и он стал _________________.

Он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал ___________.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал ____________________.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и назвали теперь _______.


Учащиеся самостоятельно читают сказку и заполняют пропуски.

- А проверять вашу работу мы будем следующим образом. Один ученик зачитывает сказку вслух, а пропущенные слова мы будем произносить все вместе. Каждый пользуется своей карточкой.

Ученик читает вслух сказку, а остальные учащиеся слушают, и на месте пропуска произносят хором нужные слова (Слайд 7).

- Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать (хором) именительный.

Родился стал (хором) родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали, и он стал (хором) дательный.

Он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал (хором) винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал (хором) творительный.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и назвали теперь (хором) предложный.

Учитель на доске открывает таблицу с указанными падежам

- Молодцы! А кто-нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока?

( «Определение падежей имени существительного».)

- Давайте проверим правильно ли мы определили тему нашего урока. Откройте

учебник на странице 80 и прочитайте название темы.


IV. Работа по теме урока (7 мин)


Учащиеся открывают с.80 и читают тему урока самостоятельно.

- Прочитате, пожалуйста, название темы урока.( Как определить падеж имени существительного?)

- Что для этого надо знать?( Для этого надо знать вопросы, вспомогательные слова, предлоги.)

- Молодцы! Назовите вспомогательные слова и вопросы к каждому падежу.

Ученик отвечает:

Именительный падеж, есть кто? что?

Родительный падеж, нет кого? чего?

Дательный падеж, дать кому? Чему?

Винительный падеж, вижу кого? Что?

Творительный падеж, творить кем? Чем?

Предложный падеж, думать о ком? О чём?

- Молодец.

Учитель на доске открывает таблицу со вспомогательными словами и вопросами.

Физминутка. (2 мин).

Учитель показывает движения, учащиеся выполняют.


V. Продолжение работы по теме урока (10мин)

- Просклоняйте устно имя существительное окно.

Один ученик отвечает устно.

- Именительный падеж – есть что? – окно

Родительный падеж – нет чего? – окна

Дательный падеж – рад чему? – окну

Винительный падеж – вижу что? – окно

Творительный падеж – творить чем? – окном

Предложный падеж – думаю о чём? - об окне.

- Молодец!

- Приступим к выполнению следующее задание. Возьмите карточку зелёного цвета.

Учащиеся берут карточку и читают задание (Слайд 8).


Карта-заданий № 3.

  1. Измените слова лес и белка.

  2. Выделите изменяющуюся часть слова.

  3. Сделайте вывод.

- Для выполнения этих заданий вам понадобиться лист-заданий. Возьмите вторую карточку зелёного цвета, ознакомьтесь с ней.

Учащиеся берут карточку, читают.

- Ребята, если вопросы по заданию?


Лист-заданий № 3.

(для 1 группы)


Падежи

Вспомогательные слова

Вопросы

лес

Им. п.




Р. п.




Д. п.




В.п.




Т. п.




П. п.






Вывод:

Мы работали со словом __________. У существительного _________ изменялось _______________, потому что изменяли его по ____________.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением ____________ или _______________.



Лист-заданий № 3 (Слайд 10).

(для 2 группы)

Падежи

Вспомогательные слова

Вопросы

белка

Им. п.




Р. п.




Д. п.




В.п.




Т. п.




П. п.






Вывод:

Мы изменяли существительное ___________ по _____________. Мы видим, изменяющаяся часть слова ____________. Изменение имён существительных по вопросам называется изменением ____________ или _______________.

- Приступайте к работе.

Учащиеся заполняют таблицу, делают выводы, учитель ведёт контроль.

- Делаем проверку. Один из учащихся каждой группы зачитывает слова, делает вывод.

Ученик первой группы зачитывает слова: (Слайд 10)

(по ходу ответа на экране появляются слова с выделенным окончанием).

Им. п. – лес

Р.п – леса

Д.п.- лесу

В.п. – лес_

Т.п. - лесом

П.п. – о лесе

Вывод:

Мы работали со словом _лес_________. У существительного ___лес______ изменялось _________окончание______, потому что изменяли его по ___падежам_________.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам_ или склонением.

- Молодцы, вы справились с заданием. Вторая группа читает своё слово.


Ученик второй группы зачитывает слова: (Слайд 11) (по ходу ответа на экране появляется слов с выделенным окончанием).

Им. п. – белка

Р.п – белки

Д.п.- белке

В.п. – белку

Т.п. - белкой

П.п. – о белке

Вывод:

Мы изменяли существительное белка по падежам. Мы видим, изменяющаяся часть слова окончание.

- Молодцы, вы тоже справились с заданием.

VI. Рефлексия (10 мин)

- Ребята, а сейчас работая на компьютере используя тренажёр, мы проверим, как вы научились определять падежи имени существительного.

Учащимся предлагается выполнить работу на компьютере, определить падеж имени существительного.

- Даны словосочетания, нужно определить падеж имён существительных. Кликаем по выбранной ячейке, затем по кнопке ПРОВЕРКА. Правильные ответы помечаются галочками, ячейки с неправильными ответами остаются пустыми. При нажатии на кнопку ПРАВИЛО осуществляется переход на слайд с таблицей падежей. Если есть необходимость – повтори правило.

Учитель приглашает первую группу к тренажёру.

- Первая группа, пройдите к компьютеру. Работать будете самостоятельно, один ученик садится за компьютер, остальные учащиеся обсуждают и выбирают правильный падеж, затем вбиваете его в ячейку.

- Таблицу заполняем самостоятельно. Вторая группа внимательно следит за выполнением задания.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводится проверка.

- Молодцы! А теперь садитесь на места. За компьютер приглашается вторая группа.

Учащиеся второй группы подходят к монитору.

- Ваша задача будет такой же, как и у ребят первой группы.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводится проверка.

- Хорошо, вы молодцы.


VII. Подведение итогов урока (3 мин).

- Ребята, давайте подведём итог нашего урока.

- Какую цель перед мы ставили перед собой? (Определить падеж имени существительного.)

- Достигли ли мы этой цели и как? (Да, достигли. Вспоминали название падежей, вспомогательные слова, на какие вопросы они отвечали.)

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Ответы учащихся.

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

Ответы учащихся.

- Ребята, оцените свою работу на уроке, подав мне сигнал светофором.

Учащиеся подают сигнал, соответствующий их пониманию темы урока.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: с. 52, упр. 119, упр. 120 на выбор.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Чтение стихотворения учителем.

Ну и чудо падежи,

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- Спасибо! Урок окончен.






12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Как определить падеж имени существительного"

Автор: Новикова Юлия Васильевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "150986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420616642"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Дательный падеж имени существительного""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_datiel"
    ["file_id"] => string(6) "374094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482919144"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка на тему: " Три типа сколонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-tipa-skolonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "241029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445171810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства