Просмотр содержимого документа
«"Как определить падеж имени существительного"»
Тема урока: «Какопределить падеж имени существительного».
Цель:
Ход урока:
Организационный этап(слайд 1)(1 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.
Учитель показывает жестом учащимся присаживаться на свои места.
Учитель:
- Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края,
Спинка прямая.
Актуализация знаний (7 мин).
- Сегодня на уроке русского языка мы будем работать в группах, 1 группа и 2 группа.
- У вас на столах лежат разноцветные карточки-задания. Возьмите карточку синего цвета и прочитайте задание.. (Слайд 2).
Дети читают карту задания.
КАРТА-ЗАДАНИЙ № 1.
Прочитайте.
Ученик, ученица, учебник, учебники, Вера.
Определите, какой частью речи являются эти слова.
На какие вопросы отвечают слова?
Что они обозначают?
Назовите признаки существительного.
- Для выполнения этой работы вам понадобиться лист-заданий. Ознакомьтесь с ним. В нём вы будете самостоятельно записывать ответы, делать выводы (Слайд 3).
- Ребята, есть ли вопросы по заданию?
Дети задают вопросы, если они есть.
- Приступайте к работе.
Л И С Т – З А Д А Н И Й 1.
Слово
ученик
ученица
учебник
учебники
Вера
Вывод:
Что обозначает?
Мы прочитали слова и определили, что они обозначают …
Отвечает на вопрос
Слова отвечают на вопросы …
Часть речи
Значит, часть речи …
Признаки частей речи:
Собственные или нарицательные.
Может быть:
_______________ или ____________________
Одушевлённые или неодушевлённные.
______________ или _____________________
Род.
___________или ____________ или __________
Склонение.
___________ или ___________ или ___________
Число.
____________________ или ________________
Падеж.
________________________________________
Учащиеся заполняют таблицу, делают выводы, учитель ведёт контроль.
- А теперь проверим ваш результат работы.
Проверка выполнения заданий по одному ученику из группы.
Учитель:
- Начнём проверку задания с первой группы. Зачитывать выводы будем по очереди. Что обозначают эти слова?
Учащиеся зачитывают ответы.
1-ая группа.
- Мы прочитали слова и определили, что они обозначают предмет.
2-ая группа.
- Слова отвечают на вопросы кто?, что?
1-ая группа.
- Часть речи имя существительное.
2-ая группа.
- Имя существительное может быть собственным или нарицательным.
1-ая группа.
- Имя существительное может быть одушевлённым или неодушевлённым.
2-ая группа.
- Имя существительное может быть мужского , женского или средного рода.
1-ая группа.
- Имя существительное может быть 1 , 2 или 3 склонения.
2-ая группа.
- Имя существительное имеет форму единственного или множественного числа.
1-ая группа.
- Все слова стоят в именительном падеже.
Учитель:
- Молодцы. Вы справились с этим заданием.
- Ребята, листы с выводами нашей работы прикрепим на доску.
Листы с заданиями вывешиваются на доске.
- Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать? ( Мы будем работать с именем существительным) (Слайд 4).
III. Самоопределение к деятельности (5 мин)
- Откройте учебник на с.79., прочитайте название раздела. («Имя существительное»)
Учащиеся открывают учебник на с. 79 и читают название раздела.
- В разделе «Вспомним», прочитайте, на все ли пункты мы ответили.
Учащиеся читают раздел «Вспомним».
- Что написано под первой красной точкой? (Что такое имя существительное.)
- Ребята, заполняя лист-заданий, мы вспомнили, что такое имя существительное? (Да)
- Прочитайте, что написано под второй красной точкой. (Как определить число, род и падеж имён существительных.)
- Ребята, умеем ли мы определять род, число и падеж имён существительных?( Да.)
- Прочитаем последний пункт.( Как изменяются имена существительные.)
- Кто готов ответить, как изменяются имена существительные. ( Они изменяются по падежам.)
- Правильно, а вспомнить падежи нам поможет сказка. Это будет нашим следующим заданием. Возьмите карточку красного цвета № 2. (Слайд 5).
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать - ________.
Родился стал - ____________. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему все давали, и он стал _________________.
Он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал ___________.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал ____________________.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и назвали теперь _______.
Учащиеся самостоятельно читают сказку и заполняют пропуски.
- А проверять вашу работу мы будем следующим образом. Один ученик зачитывает сказку вслух, а пропущенные слова мы будем произносить все вместе. Каждый пользуется своей карточкой.
Ученик читает вслух сказку, а остальные учащиеся слушают, и на месте пропуска произносят хором нужные слова (Слайд 7).
- Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать (хором)именительный.
Родился стал (хором) родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему все давали, и он стал (хором) дательный.
Он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал (хором) винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал (хором) творительный.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и назвали теперь (хором)предложный.
Учитель на доске открывает таблицу с указанными падежам
- Молодцы! А кто-нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока?
( «Определение падежей имени существительного».)
- Давайте проверим правильно ли мы определили тему нашего урока. Откройте
учебник на странице 80 и прочитайте название темы.
IV. Работа по теме урока (7 мин)
Учащиеся открывают с.80 и читают тему урока самостоятельно.
- Прочитате, пожалуйста, название темы урока.( Как определить падеж имени существительного?)
- Что для этого надо знать?( Для этого надо знать вопросы, вспомогательные слова, предлоги.)
- Молодцы! Назовите вспомогательные слова и вопросы к каждому падежу.
Ученик отвечает:
Именительный падеж, есть кто? что?
Родительный падеж, нет кого? чего?
Дательный падеж, дать кому? Чему?
Винительный падеж, вижу кого? Что?
Творительный падеж, творить кем? Чем?
Предложный падеж, думать о ком? О чём?
- Молодец.
Учитель на доске открывает таблицу со вспомогательными словами и вопросами.
Физминутка. (2 мин).
Учитель показывает движения, учащиеся выполняют.
V. Продолжение работы по теме урока (10мин)
- Просклоняйте устно имя существительное окно.
Один ученик отвечает устно.
- Именительный падеж – есть что? – окно
Родительный падеж – нет чего? – окна
Дательный падеж – рад чему? – окну
Винительный падеж – вижу что? – окно
Творительный падеж – творить чем? – окном
Предложный падеж – думаю о чём? - об окне.
- Молодец!
- Приступим к выполнению следующее задание. Возьмите карточку зелёного цвета.
Учащиеся берут карточку и читают задание (Слайд 8).
Карта-заданий № 3.
Измените слова лес и белка.
Выделите изменяющуюся часть слова.
Сделайте вывод.
- Для выполнения этих заданий вам понадобиться лист-заданий. Возьмите вторую карточку зелёного цвета, ознакомьтесь с ней.
Учащиеся берут карточку, читают.
- Ребята, если вопросы по заданию?
Лист-заданий № 3.
(для 1 группы)
Падежи
Вспомогательные слова
Вопросы
лес
Им. п.
Р. п.
Д. п.
В.п.
Т. п.
П. п.
Вывод:
Мы работали со словом __________. У существительного _________ изменялось _______________, потому что изменяли его по ____________.
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением ____________ или _______________.
Лист-заданий № 3 (Слайд 10).
(для 2 группы)
Падежи
Вспомогательные слова
Вопросы
белка
Им. п.
Р. п.
Д. п.
В.п.
Т. п.
П. п.
Вывод:
Мы изменяли существительное ___________ по _____________. Мы видим, изменяющаяся часть слова ____________. Изменение имён существительных по вопросам называется изменением ____________ или _______________.
- Приступайте к работе.
Учащиеся заполняют таблицу, делают выводы, учитель ведёт контроль.
- Делаем проверку. Один из учащихся каждой группы зачитывает слова, делает вывод.
Ученик первой группы зачитывает слова: (Слайд 10)
(по ходу ответа на экране появляются слова с выделенным окончанием).
Им. п. – лес
Р.п – леса
Д.п.- лесу
В.п. – лес_
Т.п. - лесом
П.п. – о лесе
Вывод:
Мы работали со словом _лес_________. У существительного ___лес______ изменялось _________окончание______, потому что изменяли его по ___падежам_________.
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам_ или склонением.
- Молодцы, вы справились с заданием. Вторая группа читает своё слово.
Ученик второй группы зачитывает слова: (Слайд 11) (по ходу ответа на экране появляется слов с выделенным окончанием).
Им. п. – белка
Р.п – белки
Д.п.- белке
В.п. – белку
Т.п. - белкой
П.п. – о белке
Вывод:
Мы изменяли существительное белка по падежам. Мы видим, изменяющаяся часть слова окончание.
- Молодцы, вы тоже справились с заданием.
VI. Рефлексия (10 мин)
- Ребята, а сейчас работая на компьютере используя тренажёр, мы проверим, как вы научились определять падежи имени существительного.
Учащимся предлагается выполнить работу на компьютере, определить падеж имени существительного.
- Даны словосочетания, нужно определить падеж имён существительных. Кликаем по выбранной ячейке, затем по кнопке ПРОВЕРКА. Правильные ответы помечаются галочками, ячейки с неправильными ответами остаются пустыми. При нажатии на кнопку ПРАВИЛО осуществляется переход на слайд с таблицей падежей. Если есть необходимость – повтори правило.
Учитель приглашает первую группу к тренажёру.
- Первая группа, пройдите к компьютеру. Работать будете самостоятельно, один ученик садится за компьютер, остальные учащиеся обсуждают и выбирают правильный падеж, затем вбиваете его в ячейку.
- Таблицу заполняем самостоятельно. Вторая группа внимательно следит за выполнением задания.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводится проверка.
- Молодцы! А теперь садитесь на места. За компьютер приглашается вторая группа.
Учащиеся второй группы подходят к монитору.
- Ваша задача будет такой же, как и у ребят первой группы.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводится проверка.
- Хорошо, вы молодцы.
VII. Подведение итогов урока (3 мин).
- Ребята, давайте подведём итог нашего урока.
- Какую цель перед мы ставили перед собой? (Определить падеж имени существительного.)
- Достигли ли мы этой цели и как? (Да, достигли. Вспоминали название падежей, вспомогательные слова, на какие вопросы они отвечали.)
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
Ответы учащихся.
- Получили ли удовольствие, работая на уроке?
Ответы учащихся.
- Ребята, оцените свою работу на уроке, подав мне сигнал светофором.
Учащиеся подают сигнал, соответствующий их пониманию темы урока.
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: с. 52, упр. 119, упр. 120 на выбор.