kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как определить падеж имени существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннный урок формирует знания об именах существительных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как определить падеж имени существительного"»

Тема урока: «Как определить падеж имени существительного».

Цель:



Ход урока:

  1. Организационный этап (слайд 1) (1 мин.)


- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

Учитель показывает жестом учащимся присаживаться на свои места.

Учитель:

- Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спинка прямая.


  1. Актуализация знаний (7 мин).


- Сегодня на уроке русского языка мы будем работать в группах, 1 группа и 2 группа.

- У вас на столах лежат разноцветные карточки-задания. Возьмите карточку синего цвета и прочитайте задание.. (Слайд 2).

Дети читают карту задания.


КАРТА-ЗАДАНИЙ № 1.


  1. Прочитайте.

Ученик, ученица, учебник, учебники, Вера.

  1. Определите, какой частью речи являются эти слова.

  2. На какие вопросы отвечают слова?

  3. Что они обозначают?

  4. Назовите признаки существительного.



- Для выполнения этой работы вам понадобиться лист-заданий. Ознакомьтесь с ним. В нём вы будете самостоятельно записывать ответы, делать выводы (Слайд 3).

- Ребята, есть ли вопросы по заданию?

Дети задают вопросы, если они есть.

- Приступайте к работе.



Л И С Т – З А Д А Н И Й 1.

Слово


ученик

ученица

учебник

учебники

Вера

Вывод:

Что обозначает?






Мы прочитали слова и определили, что они обозначают …

Отвечает на вопрос






Слова отвечают на вопросы …

Часть речи






Значит, часть речи …

Признаки частей речи:

  1. Собственные или нарицательные.






Может быть:


_______________ или ____________________

  1. Одушевлённые или неодушевлённные.






______________ или _____________________

  1. Род.







___________или ____________ или __________

  1. Склонение.







___________ или ___________ или ___________

  1. Число.







____________________ или ________________

  1. Падеж.






________________________________________


Учащиеся заполняют таблицу, делают выводы, учитель ведёт контроль.

- А теперь проверим ваш результат работы.

Проверка выполнения заданий по одному ученику из группы.

Учитель:

- Начнём проверку задания с первой группы. Зачитывать выводы будем по очереди. Что обозначают эти слова?

Учащиеся зачитывают ответы.

1-ая группа.

- Мы прочитали слова и определили, что они обозначают предмет.

2-ая группа.

- Слова отвечают на вопросы кто?, что?

1-ая группа.

- Часть речи имя существительное.

2-ая группа.

- Имя существительное может быть собственным или нарицательным.

1-ая группа.

- Имя существительное может быть одушевлённым или неодушевлённым.

2-ая группа.

- Имя существительное может быть мужского , женского или средного рода.

1-ая группа.

- Имя существительное может быть 1 , 2 или 3 склонения.

2-ая группа.

- Имя существительное имеет форму единственного или множественного числа.

1-ая группа.

- Все слова стоят в именительном падеже.

Учитель:

- Молодцы. Вы справились с этим заданием.

- Ребята, листы с выводами нашей работы прикрепим на доску.

Листы с заданиями вывешиваются на доске.

- Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать? ( Мы будем работать с именем существительным) (Слайд 4).


III. Самоопределение к деятельности (5 мин)


- Откройте учебник на с.79., прочитайте название раздела. («Имя существительное»)

Учащиеся открывают учебник на с. 79 и читают название раздела.

- В разделе «Вспомним», прочитайте, на все ли пункты мы ответили.

Учащиеся читают раздел «Вспомним».

- Что написано под первой красной точкой? (Что такое имя существительное.)

- Ребята, заполняя лист-заданий, мы вспомнили, что такое имя существительное? (Да)

- Прочитайте, что написано под второй красной точкой. (Как определить число, род и падеж имён существительных.)

- Ребята, умеем ли мы определять род, число и падеж имён существительных?( Да.)

- Прочитаем последний пункт.( Как изменяются имена существительные.)

- Кто готов ответить, как изменяются имена существительные. ( Они изменяются по падежам.)

- Правильно, а вспомнить падежи нам поможет сказка. Это будет нашим следующим заданием. Возьмите карточку красного цвета № 2. (Слайд 5).

- Прочитайте сказку. Вставьте пропущенные слова. (Слайд 6).


Л И С Т – З А Д А Н И Й № 2.


КАРТА-ЗАДАНИЙ № 2.


1. Прочитайте сказку.

2. Вставьте пропущенные слова.


СКАЗКА



Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать - ________.

Родился стал - ____________. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали, и он стал _________________.

Он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал ___________.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал ____________________.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и назвали теперь _______.


Учащиеся самостоятельно читают сказку и заполняют пропуски.

- А проверять вашу работу мы будем следующим образом. Один ученик зачитывает сказку вслух, а пропущенные слова мы будем произносить все вместе. Каждый пользуется своей карточкой.

Ученик читает вслух сказку, а остальные учащиеся слушают, и на месте пропуска произносят хором нужные слова (Слайд 7).

- Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать (хором) именительный.

Родился стал (хором) родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали, и он стал (хором) дательный.

Он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал (хором) винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал (хором) творительный.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и назвали теперь (хором) предложный.

Учитель на доске открывает таблицу с указанными падежам

- Молодцы! А кто-нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока?

( «Определение падежей имени существительного».)

- Давайте проверим правильно ли мы определили тему нашего урока. Откройте

учебник на странице 80 и прочитайте название темы.


IV. Работа по теме урока (7 мин)


Учащиеся открывают с.80 и читают тему урока самостоятельно.

- Прочитате, пожалуйста, название темы урока.( Как определить падеж имени существительного?)

- Что для этого надо знать?( Для этого надо знать вопросы, вспомогательные слова, предлоги.)

- Молодцы! Назовите вспомогательные слова и вопросы к каждому падежу.

Ученик отвечает:

Именительный падеж, есть кто? что?

Родительный падеж, нет кого? чего?

Дательный падеж, дать кому? Чему?

Винительный падеж, вижу кого? Что?

Творительный падеж, творить кем? Чем?

Предложный падеж, думать о ком? О чём?

- Молодец.

Учитель на доске открывает таблицу со вспомогательными словами и вопросами.

Физминутка. (2 мин).

Учитель показывает движения, учащиеся выполняют.


V. Продолжение работы по теме урока (10мин)

- Просклоняйте устно имя существительное окно.

Один ученик отвечает устно.

- Именительный падеж – есть что? – окно

Родительный падеж – нет чего? – окна

Дательный падеж – рад чему? – окну

Винительный падеж – вижу что? – окно

Творительный падеж – творить чем? – окном

Предложный падеж – думаю о чём? - об окне.

- Молодец!

- Приступим к выполнению следующее задание. Возьмите карточку зелёного цвета.

Учащиеся берут карточку и читают задание (Слайд 8).


Карта-заданий № 3.

  1. Измените слова лес и белка.

  2. Выделите изменяющуюся часть слова.

  3. Сделайте вывод.

- Для выполнения этих заданий вам понадобиться лист-заданий. Возьмите вторую карточку зелёного цвета, ознакомьтесь с ней.

Учащиеся берут карточку, читают.

- Ребята, если вопросы по заданию?


Лист-заданий № 3.

(для 1 группы)


Падежи

Вспомогательные слова

Вопросы

лес

Им. п.




Р. п.




Д. п.




В.п.




Т. п.




П. п.






Вывод:

Мы работали со словом __________. У существительного _________ изменялось _______________, потому что изменяли его по ____________.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением ____________ или _______________.



Лист-заданий № 3 (Слайд 10).

(для 2 группы)

Падежи

Вспомогательные слова

Вопросы

белка

Им. п.




Р. п.




Д. п.




В.п.




Т. п.




П. п.






Вывод:

Мы изменяли существительное ___________ по _____________. Мы видим, изменяющаяся часть слова ____________. Изменение имён существительных по вопросам называется изменением ____________ или _______________.

- Приступайте к работе.

Учащиеся заполняют таблицу, делают выводы, учитель ведёт контроль.

- Делаем проверку. Один из учащихся каждой группы зачитывает слова, делает вывод.

Ученик первой группы зачитывает слова: (Слайд 10)

(по ходу ответа на экране появляются слова с выделенным окончанием).

Им. п. – лес

Р.п – леса

Д.п.- лесу

В.п. – лес_

Т.п. - лесом

П.п. – о лесе

Вывод:

Мы работали со словом _лес_________. У существительного ___лес______ изменялось _________окончание______, потому что изменяли его по ___падежам_________.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам_ или склонением.

- Молодцы, вы справились с заданием. Вторая группа читает своё слово.


Ученик второй группы зачитывает слова: (Слайд 11) (по ходу ответа на экране появляется слов с выделенным окончанием).

Им. п. – белка

Р.п – белки

Д.п.- белке

В.п. – белку

Т.п. - белкой

П.п. – о белке

Вывод:

Мы изменяли существительное белка по падежам. Мы видим, изменяющаяся часть слова окончание.

- Молодцы, вы тоже справились с заданием.

VI. Рефлексия (10 мин)

- Ребята, а сейчас работая на компьютере используя тренажёр, мы проверим, как вы научились определять падежи имени существительного.

Учащимся предлагается выполнить работу на компьютере, определить падеж имени существительного.

- Даны словосочетания, нужно определить падеж имён существительных. Кликаем по выбранной ячейке, затем по кнопке ПРОВЕРКА. Правильные ответы помечаются галочками, ячейки с неправильными ответами остаются пустыми. При нажатии на кнопку ПРАВИЛО осуществляется переход на слайд с таблицей падежей. Если есть необходимость – повтори правило.

Учитель приглашает первую группу к тренажёру.

- Первая группа, пройдите к компьютеру. Работать будете самостоятельно, один ученик садится за компьютер, остальные учащиеся обсуждают и выбирают правильный падеж, затем вбиваете его в ячейку.

- Таблицу заполняем самостоятельно. Вторая группа внимательно следит за выполнением задания.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводится проверка.

- Молодцы! А теперь садитесь на места. За компьютер приглашается вторая группа.

Учащиеся второй группы подходят к монитору.

- Ваша задача будет такой же, как и у ребят первой группы.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводится проверка.

- Хорошо, вы молодцы.


VII. Подведение итогов урока (3 мин).

- Ребята, давайте подведём итог нашего урока.

- Какую цель перед мы ставили перед собой? (Определить падеж имени существительного.)

- Достигли ли мы этой цели и как? (Да, достигли. Вспоминали название падежей, вспомогательные слова, на какие вопросы они отвечали.)

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Ответы учащихся.

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

Ответы учащихся.

- Ребята, оцените свою работу на уроке, подав мне сигнал светофором.

Учащиеся подают сигнал, соответствующий их пониманию темы урока.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: с. 52, упр. 119, упр. 120 на выбор.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Чтение стихотворения учителем.

Ну и чудо падежи,

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- Спасибо! Урок окончен.






12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Как определить падеж имени существительного"

Автор: Новикова Юлия Васильевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Имя существительное. Как определить падеж имени существительного."
    ["seo_title"] => string(68) "imia_sushchestvitelnoe_kak_opredelit_padezh_imeni_sushchestvitelnogo"
    ["file_id"] => string(6) "661683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1734102675"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "150986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420616642"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Дательный падеж имени существительного""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_datiel"
    ["file_id"] => string(6) "374094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482919144"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства