Просмотр содержимого документа
«Как хорошо уметь читать»
Урок: Как хорошо уметь читать!
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем; стремление к познанию нового; развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, речь; закрепить знания об изученных звуках.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
- Что мы изучали на уроках чтения, начиная с 1 сентября и до сегодняшнего дня? {Звуки и буквы.)
- А для чего нам это было нужно? {Чтобы научиться читать и писать, красиво и правильно говорить.)
- Сколько всего букв вы изучили?
2. Актуализация знаний
- Чем отличается зима от других времен года?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель ПОДВОДИТ учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
3. Работа по теме урока
— Поэт В. Берестов написал стихотворение, которое вы найдёте на с. 83 «Азбуки».
( читает учитель, затем дети.)
— Почему автор считает, что хорошо уметь читать?
(Два ученика читают диалог по ролям. Затем все учащиеся читают хором последние 4 строки.)
— Есть ли в этом диалоге противоречие, спор? (Нет.)
— А что здесь есть? (Подтверждение того, что хорошо уметь читать. Согласованность!)
— Прочитаем стихотворение еще раз хором, по рядам.
— На каких словах при чтении стихотворения вам хотелось бы поставить логическое ударение? Подчеркните эти слова в каждой строке.
— Прочитайте стихотворение, ставя логическое ударение на тех словах, которые вам кажутся важными.
— Почему при чтении одного и того же стихотворения вы расставляли логическое ударение по-разному?
— Отгадайте загадку.
Эй, скажите мне, друзья,
Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Разве видите, друзья?
Кто увидел пенье птицы,
Шелестение страницы,
Звон трамвая, бой часов,
Как шуршат под полом мыши —
Это все мы только слышим.
Ну-ка, глазки закрывайте,
Ушки, ушки навострите.
Мы по-честному играем,
Своих глаз не отворите.
Если мы в ладошки хлопнем
Или мы ногою топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим... (звук).
— Какие две группы звуков мы с вами знаем? (Гласные и согласные.)
— Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадайте.
Шоколад с названьем этим
Хорошо известен детям.
На рисунке там девчонка
С нежным именем... (Аленка).
Завертелось, закружилось,
По тарелке покатилось,
Сочное, медовое,
С буквой Я знакомое...
А тарелка не простая —
Там каемка золотая. (Яблоко.)
— А теперь подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала. (Аленка и наливное яблочко упоминаются в сказках. «Аленка» начинается с буквы А, «яблоко» — с буквы Я, это начало и конец алфавита.)
— Что общего у букв А и Я! (Имеется звук [а].) Когда буква Я обозначает два звука?
— Какие еще буквы могут обозначать два звука? Сколько всего букв в русском алфавите?
--- А теперь прочитайте слова, записанные на доске, и скажите, что у них общего?
Рукавичка
Уточка
Стрела
Сестрица
Конь
Избушка
Емеля
Синеглазка
Колобок Алёнушка
Змей
Кощей
Иван
- Прочитайте первые буквы слов сверху вниз. Что получилось?
О чем-то скрипит половица, И спицам опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И снова меняются лица, Меняются звуки и краски, О чем-то скрипит половица, По комнате бродит сказка.
— Кто изображен на иллюстрациях в «Азбуке» на с. 82—83? (Персонажи из русских народных и литературных сказок.) Перечислите их. (Лиса Патрикеевна, волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, заяц.) Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?
- Кому из вас перед сном родители читают сказки?
- Я предлагаю вам немножко поиграть. Я буду называть сказочных персонажей, а вы добавлять к ним слова-определения.
Кощей Бессмертный
Василиса Прекрасная
Братец Иванушка
Сестрица Алёнушка
Змей Горыныч
Баба Яга
Елена Премудрая
Мальчик с пальчик
Финист Ясный сокол
Иван царевич, дурак
Крошечка Хаврошечка
Марья искусница
Лиса Патрикеевна
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока
- Отгадайте, о ком или о чём говорится в стихах?
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла,
Кто мастерица эта была? (Василиса Прем.)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный аппарат летательный
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь 300 лет
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (Баба Яга)
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне.
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта.
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
— Прочитайте стихотворение С. Маршака на с. 82 «Азбуки». Как его можно озаглавить?
— Прочитайте, сколько букв в азбуке. Кто готов уточнить, сколько же конкретно букв в русском алфавите? Почему буквы сравниваются с волшебными ключами? О чем вы можете прочитать в книгах? Какие края откроет вам азбука от А до Я1 Прочитаем следующее стихотворение как диалог. Подумайте, какие другие слова спрятались в слове «дорога»? (Город, рога, дог, гора, год, дар, рад, ода.)Из одних и тех же букв можно записать множество слов, а в наше время появляются все новые и новые слова.
6. Подведение итогов урока
Урок : Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"»
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения; проверить умение понимать основной смысл текста, классифицировать звуки; развивать внимание, память; воспитывать самостоятельность, целеустремленность.
Обучение УУД: умение строить предположения; анализировать текст.
Пропедевтика: ассоциативные ряды.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Сколько букв мы изучили?
— Что вы можете о них сказать? (Буквы бывают гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.)
II. Развитие речевого аппарата (Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний. Послушайте стихотворения, которые подготовили ребята.
Если кто-то любопытен,
Хочет всё на свете знать,
Тот не будет лениться
И научится читать.
Только чтобы на вопросы
Стали буквы отвечать,
Вам , ребята, (очень просим)
Надо буквы твёрдо знать.
Буквы строим по порядку.
Погляди, чудесный вид!
Мы запишем их в тетрадку-
Получился алфавит!
33 весёлых буквы,
Ни одной забыть нельзя.
Нам помогут то, что слышим,
Сделать видимым, друзья.
— Кто может рассказать весь алфавит?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Стихи читают заранее подготовленные ученики.)
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже? (Показывает Р.)
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я — не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом —
Вот тигриным, например.
Мое имя — буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал...
Ученик 2. Но он правильно читал!
— Что мы знаем о букве Р1 (Обозначает звонкие звуки |р| и [р'].)
— Какие еще звуки бывают только звонкими?
— Каким другим словом их можно назвать? (Сонорные звуки.)
V. Работа по теме урока
— В «Азбуке» на с. 84—85 есть рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Послушайте этот рассказ. (Текст читает учитель.)
— О ком этот рассказ?
— Можно ли смеяться над детьми, которые не могут еще произносить правильно некоторые звуки?
— Как вы можете помочь одноклассникам или знакомым детям, которые не могут правильно произносить звуки?
— О чем этот рассказ?
— Можно ли сказать, что мальчик Женя был настойчивым и внимательным ребенком?
— Прочитайте, какое задание к тексту вам предложили авторы учебника.
— Почему они обратили внимание на высказывание Жени «Я "рры" научился говорить!»?
Говорить мы можем только звуки, буквы — это всего лишь значки, которые обозначают звуки на письме.
(Повторное чтение хорошо читающими детьми.)
— Как бы вы озаглавили этот текст? {«Трудная буква». «Обида». «Упорный Женя».)
(Чтение по цепочке.)
— Ответьте на вопрос к тексту на с. 85. (Дети учатся рассуждать.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу.
• Терпение и труд все перетрут.
• Корень учения горек, да плод сладок.
• Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
• Кто не работает, тот не ест.
— Какие черты характера мальчика вы могли бы назвать? {Упорство, настойчивость и т. д.)
— Как вы думаете, Женя хотел бы быть среди победителей или проигравших?
— Почему вы так думаете? (Учим детей рассуждать.)
В жизни человеку приходится и выигрывать, и проигрывать. Но важно, чтобы он не терял надежду и веру в собственные силы, в будущую победу.
Теряйте на дороге
Мешки и утюги,
Когда устанут ноги,
Теряйте башмаки.
Теряйте и роняйте,
Не велика беда.
Но только не теряйте
Надежды никогда.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
Урок 76. Создатели славянской азбуки
Задачи: познакомить учащихся с жизнью Кирилла и Мефоди и, создателей славянской азбуки; формировать четкое представлен ис о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества; совершенствовать речь.
Обучение УУД: умение отвечать на вопросы; находить в тексте дополнительную информацию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом; владеть монологической речью.
Пропедевтика: понятие «монолог».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Кто знает, как появились первые русские буквы?
— Кому хотелось бы это узнать?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
(Звучит песня «С чего начинается Родина». На доске представлена выставка детских рисунков.) — Расскажите, что именно вы изобразили на своих рисунках.
— Почему именно этот уголок Родины вы изобразили?
— Что общего у всех ваших работ? (Изображена березка.)
— Что вы знаете о березе, какова ее роль в жизни русского народа?
Столетьями стоят под небосводом России белоствольные леса! Березы белые, красавицы лесные, Вновь ваши песни сердцем я ловлю. Постичь нельзя вас, не познав России, И полюбить, как я ее люблю.
— Прочитайте текст «Наше Отечество» на с. 86—87 учебника.
— Задайте друг другу вопросы по тексту.
— Какие пословицы о Родине вы знаете?
— Послушайте, какие еще есть пословицы.
• За морем теплее, а у нас светлее.
• На чужой сторонушке рад своей воронушке.
• Где кто родится, там и пригодится.
• На чужой стороне Родина милей вдвойне.
— А кто знает сказки или былины о русских богатырях-защитниках?
— Как их звали?
— Какие цвета у российского флага, кто знает?
— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни)».
Времена теперь другие, Как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Свою землю бережет. А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне!
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Откуда мы узнаем о нашей старине, о прошлом нашей Родины? (Из фильмов, энциклопедий, книг и т. д.)
— Какие виды речи мы знаем? (Устную и письменную.)
— Кто создал устную речь?
— А кто создал письменную речь? Что вы об этом знаете? (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
В.Крупин «Первый букварь»
Цели: дать учащимся представление о том, когда появились первые русские учебники, «Букварь; воспитывать гордость за свою страну; поддерживать интерес к истории страны; развивать умение рассуждать, вести диалог, чётко отвечать на вопросы.
Обучение УУД: умение участвовать в коллективном проекте; продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Пропедевтика: монолог и диалог.
Ход урока:
I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний. Игра «Назовите птиц».
Вспомните птиц, в названиях которых по две буквы о, а в одном – даже три о.
_ о _ о _
_ о _ о _ _
_ о _ о _ _
_ о _ о _ _ _
_ о _ о _ _ _
_ _ _ о _ о _ о _ _
(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, жаворонок). Работа по учебнику: с. 98-99. Чтение учителем текста «Первый букварь». 1. Разбор текста. Вопросы: – Кто написал и напечатал первый букварь? – Как называют Ивана Федорова? – Чем заканчивался первый букварь? – О чем говорит первая заповедь из букваря? ФизкультминуткаРабота по презентации.— Сколько было букв в кириллице? А сколько букв в русской азбуке? Сколько из них гласных? согласных? Сколько букв, не обозначающих звуки? — На какие две группы можно разделить все гласные буквы? (На буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков.)— Какие буквы и в каких случаях обозначают два звука? — На какие группы можно разделить согласные буквы? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и нешипящие, всегда твердые, всегда мягкие.) Первый печатный учебник русской грамоты состоял из двух частей. Большая часть была посвящена изучению букв и слогов, меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту. Знакомила эта книга и с цифрами. Чтение наименований букв азбуки. 2. Сравнить с современным алфавитом. (Что общего и какие различия?) Чтение текста учениками («цепочкой). — Когда был напечатан первый букварь для русских людей? Кого называют первопечатником? Что означает слово «первопечатник»? А где сейчас печатают книги? У кого дома есть компьютер? Можно ли на нем напечатать книгу? Как строятся все буквари и азбуки? Найдите ответ в тексте и прочитайте вслух. Как мы с вайи называем буквы алфавита? Как раньше их называли? Чем заканчивался русский букварь? (Учащиеся читают текст по цепочке.) Как вы думаете, каково было назначение букваря? Букварь дает начало для самостоятельного чтения книг.
Я — букварь, учу читать, Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо, И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда.
III. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?
Урок – путешествие «Там на неведомых дорожках» урок литературного чтения по сказкам А. С. Пушкина.
Задачи: познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учит сравнивать стихотворения и сказки; дать представление о литературных сказках; совершенствовать навыки чтения; расширять читательский опыт; приучать запоминать название произведения и имя автора; дать представление об особенностях пушкинской поэзии. Обучение УУД: умение строить ассоциативные ряды; отвечать на вопросы по тексту и оценивать результаты выполнения задания; выделять при выполнении задания новую полезную информацию; делить текст на части. Пропедевтика: Россия в первой половине ХIХ в.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Звучит музыка Штрауса «Сказки Венского леса». –Все мы, взрослые, родом из детства – вспоминаем своё детство, как волшебный сон. Наверное, вам родители говорили: «Как бы я хотела сейчас оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой как ты». Счастливы те дети, у кого есть бабушки, которые, с любовью, перед сном рассказывают сказки.
Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где ещё, как не здесь, можно видеть бочку плывущую по волнам океана, золотую рыбку, исполняющую желания, волшебное зеркальце? Мы любим сказки со счастливым концом, но не все такие. Через сказки мы познаём жизнь. Все мы с детства знакомы со сказками А. С. Пушкина. Ещё совсем маленьким вам рассказывали «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке». Вы уносились в тридевятое царство вместе с героями сказок А. С. Пушкина. Прекрасен мир сказок! 3.Объявление темы и результатов урока. -Сегодня наш урок будет необычным. Этот урок – путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать мы будем по станциям на маленьком паровозике и останавливаться «Там на неведомых дорожках». Будьте активны и внимательны. За каждый правильный ответ вам будут вручаться жетоны. В конце урока подведём итоги, определим победителя. Ребята, отправляемся в путешествие! 1 станция: «Узнавай-ка». О жизни и творчестве поэта. А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок. - Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина знаете вы? Дети называют сказки2 станция: «Прочитай-ка». — Давайте прочитаем отрывок, а затем вы скажете, из какой он сказки. Дети читают текст на с. 93 «Азбуки». — Из какой сказки этот отрывок? О чем вы нем говорится? — С кем беседовал жених? — Сейчас мы еще раз прочитаем отрывок, а вы подумайте, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. — Прочитайте отрывок по ролям. 3 станция «Посмотри-ка». Просмотр отрывков из мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».Продолжаем наше путешествие и следующая остановка…. 4 станция «Угадай-ка» Ребята, сейчас вас ждёт викторина по сказкам Пушкина. Викторина называется «Там на неведомых дорожках».1 задание: угадать сказку по рисункам, среди рисунков найти лишнюю сказку.2 задание: отгадать название сказки.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна.
Пошёл, сел у берега моря, там он стал верёвку крутить Да конец её в море мочить…
Отгадать персонаж и из какой сказки. Кто это такая разнаряженная? В дорогой собольей душегрейке, жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выплывает будто пава, А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
Между тем росла, росла, поднялась – и расцвела. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. 5 станция: «Нарисуй-ка». Конкурс рисунков по сказкам А. С. Пушкина. Ребята работают под музыку по произведениям русских композиторов. Подведение итогов урока
Молодцы! Закончилось наше путешествие. Мы говорим А. С. Пушкину и его книгам «До скорого свидания!»Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте не только его сказки, но и стихи о дружбе, о природе, о любви к родине, его повести, поэмы и романы.
УрокЛ.Н.Толстой и К.Д.Ушинский Рассказы для детей.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого и К.Д Ушинского; дать представление о том, что такое быль; учить сравнивать произведения писателей (Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский), находить в них общее, определять тематику; воспитывать стремление к доброте, честности, порядочности, отзывчивости; совершенствовать навыки чтения.; обобщать читательский опыт; учить кратко характеризовать героев произведений, сравнивать быль с рассказом; отрабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать доброе отношение к людям, чувство дружбы, сопереживания.
Обучение УУД: умение находить в тексте ключевые слова слова-ориентиры; пересказывать текст с опорой на ключевые слова; составлять текст по изучаемой теме; строить ассоциативные ряды; умение соотносить свои поступки и поступки литературных героев; проводить литературоведческий анализ текста; составлять собственный текст.
Ходурока
I. Включение в учебную деятельность
— О каком поэте мы говорили на предыдущем уроке?
— Когда он жил?
— В чем заключается особенность творчества А. С. Пушкин.!'
II. Развитие речевого аппарата
III. Постановка целей и определение темы урока
IV. Работа по теме урока
Лев Николаевич прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событии В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.
— Какую книгу-учебник Л.Н. Толстой написал для детой («Азбуку».)
В «Азбуке» Л.Н. Толстого много занимательных рассказов .Среди них есть и были. Быль — это маленький рассказ, в котором говорится о том, что было на самом деле.
— Прочитайте тексты на с. 94 «Азбуки».
— Почему мама отобрала коня?
— Почему девочка гордилась своей сумкой?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте с доски слова: глупый, слабый, бесполезный, лживый, плохой.
— Подберите к ним антонимы.
Мы познакомились с творчеством Льва Николаевича Толстого.
— Чему нас учат его произведения? Сегодня мы познакомимся с произведениями ещё одного автора.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) был по образованию юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике — науке о воспитании детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки. Поэтому он составил книги для детей: «Детский мир», «Родное слово».
— Мы уже читали статью К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Кто помнит, о чем в ней говорилось?
— Как вы понимаете выражение «одна у человека родная мать — одна у него и Родина»?
— Откройте «Азбуку» на с. 95. Прочитайте текст о К.Д. Ушинском.
— Что общего у Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского? (Они написали учебники, по которым дети обучались грамоте.)
— Посмотрите на названия текстов на с. 95. Что вы заметили? (Названия текстов — пословицы?)
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжениеработыпотемеурока
— А теперь познакомимся с текстами. После их прочтения вы должны будете ответить на вопрос о том, почему именно эти пословицы автор выбрал для названия текстов. (Нужно помогать друг другу, учиться вежливому отношению друг с другом, уметь быть дружелюбными и тактичными)
VII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
Тема. В.В. Бианки. Первая охота.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В..B. Бианки; совершенствовать навыки чтения; расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
Обучение УУД: умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию. Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг.
Находить на выставке нужную книгу.Рассказывать об этой книге (название, тема, герои).
Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?
II. Развитие речевого аппарата
« Поём гласные»
Чтение слогов.
« Прочитай скороговорку»
Составление слов из слогов.
III. Актуализация знаний
- Назовите автора и произведение.
1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!» (К.И. Чуковский «Путаница».)
2 Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К.И. Чуковский «Мойдодыр».)
IV- Постановка целей и определение темы урока
На доске портреты писателей: Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на доске.
Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на доске. (Виталий Витальевич Бианки).
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова.(слайд
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)
- Распределите их на равные четыре группы.
(В первую группу можно отнести слова медведь, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза - это названия цветов.)
- Придумайте какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
- Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).
- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (слайд ).
Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
Поисковая деятельность
1)Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки "Первая охота"
щекон
баобчак
муйвера
щеякар
2)Придумайте вопросы к тексту.
3)Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
Повторное чтение рассказа детьми и его анализ.
Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).
Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)
- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
- Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило :
- Оказывается, что:
Рекомендации учителя уч-ся .
1. Придумать загадки о тех, кто живет в лесу.
2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.
Тема. М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.
Цели.
Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с автором произведений, его творчеством; используя приемы ТРКМЧП, учить вдумчивому чтению; формировать навыки чтения;
Развивающие: создать условия для развития интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей, содействовать развитию познавательной активности учащихся;
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, бережного отношения к природе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Слышите, звенит звонок!
Говорит: начнем урок!
Чтобы время не терять,
Начинаем мы читать!
Чтобы мы работали дружно и весело, подарите соседу по парте солнечный лучик.
II. Вызов
1. Речевая разминка
- Март – первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку. Слайд.
- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (5 раз).
-Звенит капель. Слайд.
дон – динь - день - чтение с усилением голоса; чтение с увеличением темпа.
- Март хоть чуть и плакса, с сожалением
Но хитрец большой: загадочно
Глаз один в слезинках, грустно
А в лучах другой. радостно
2. Введение в тему.
- Ребята, вспомните, кто автор рассказа «Первая охота»? О чем писал Виталий Бианки?
Сегодня мы отправимся в гости к писателю, который тоже писал о природе.
III.Осмысление
Сообщение о Михаиле Пришвине. Слайд.
Работа над текстом «Предмайское утро» (прием «чтение c остановками - инсерт»). Слайд.
- О каком времени года будет идти речь? Послушайте рассказ.
Чтение текста учителем.
-Подтвердилось наше предположение?
- Сейчас мы прочитаем текст парами и сделаем пометки. Слайд.
V - уже знал
+ - новое
? – есть вопросы
- Какой цвет шоколадный?
- Что значит «март – свет, апрель – вода, май – цвет»?
- Какие весенние запахи можно почувствовать?
-Что такое зеленя? Обратимся за помощью к Мудрой Сове. Слайд.
ЗЕЛЕНЯ´ - молодые всходы хлебов (преимущественно озими).
Физпауза.
Мы пришли сегодня в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Как Михаил Пришвин изображает весну?
Работа над текстом «Глоток молока» (прием « чтение с остановками», «дерево предсказаний»). Слайд.
Лада заболела…
1 остановка. Как вы думаете, кто такая Лада?
Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась…
2 остановка. Как вы думаете, будет ли Лада пить молоко?
Какие предположения оказались верными? Почему собака выпила молоко? Слайд.
Какой должен быть хозяин животного?
Гимнастика для глаз.
«Мячики». Двигать глазами вверх – вниз.
«Часики». Двигать глазами влево – вправо.
«Жмурки». Крепко закрываем глаза, открываем.
«Кукла». Хлопаем глазками как куклы.
«Буратино». Представьте, что вы – Буратино, нос у вас растет. Глазами следите за длиной носа.
4. Пересказ текста «Глоток молока».
IV. Рефлексия.
О чем пишет М. Пришвин? Если вам понравились рассказы М.Пришвина, в библиотеке вы найдете его книги. Слайд. На каком уроке мы изучаем природу? Как человек должен относиться к природе? Как вы можете беречь природу?
Если вам было интересно на уроке, возьмите листок с улыбкой.
Если вам было не очень интересно – другой лист. Давайте приблизим весеннее тепло, распустим на дереве листочки. Спасибо за работу. Мне было с вами приятно и легко общаться, я дарю вам весеннее солнышко. Слайд.
Урок окончен. До свидания.
Приложение Предмайское утро… Всё зеленеет – трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно: март – свет, апрель – вода, май – цвет. Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные…
Урок С.Я.Маршак
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством .Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать ародные и авторские сказки, сказки в прозе и в стихах; форми-[иать понятие о добре и зле, дружбе, ловкости, уме и глупости.
Обучение УУД: умение участвовать в коллективном проекте; роявлять творческую инициативу.
Пропедевтика: понятие «литературный жанр».
Ход урока
. Включение в учебную деятельность
— С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке?
— О чем или о ком говорится в его произведениях?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
— Перечислите различия между литературными и народными сказками. ^
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) родился в Воронеже. Писательскую деятельность он начал очень рано. Много лет учился в Англии, поэтому произведения Д. Радари для детей переводил с удовольствием. Имя Маршака стало синонимом хорошей детской книжки.
— Прочитаем о С.Я. Маршаке на с. 100 «Азбуки».
— Кому из вас родители или воспитатели читали перечисленные произведения С.Я. Маршака?
— У вас на столах лежат карточки со строчками из «Веселой азбуки» С.Я. Маршака. Давайте прочитаем по цепочке, начиная с буквы А.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Гриб растет среди дорожки
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка — тоже.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, —
То-то теплое местечко!
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
Юнга — будущий матрос
Южных рыбок нам привез
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— А вы знаете буквы на память?
— Если бы вам предложили придумать название к книге с этой веселой азбукой, как бы вы ее назвали? (Ответы детей.) Сам автор назвал ее «Про все на свете».
— Послушайте стихотворение «Угомон» («Азбука», с. 100—101). О чем рассказывает автор в стихотворении?
— Могла ли в действительности произойти эта история? (Да.) (Повторное чтение стихотворения.)
— Перескажите это стихотворение кратко.
— Послушайте стихотворение «Дважды два» («Азбука», с. 101).
— Кто знает, что такое таблица умножения?
— Сколько будет дважды два?
— Какие арифметические действия с числами мы с вами уже изучили? *
В математике существуют еще умножение и деление.
— Послушайте «Сказку об умном мышонке» С.Я. Маршака.
В это время по дорожке
\Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
— Кого встретил мышонок на дорожке?
— Что предложили мышонку ежи?
— Почему мышонок не принял предложение ежей?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение?
(Здесь уместна беседа на 1—2 минуты об осторожности при общении с незнакомыми людьми.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
ТЕМА УРОКА: А. Л. Барто «Помощница», «Зайка».
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
познакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «Помощница»,
расширить представление детей о творчестве А.Л. Барто; совершенствовать навык чтения;
Развивающие:
развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, научить читать стихотворения выразительно, формировать умение понимать настроение автора; учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл; способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству;
Воспитательные:
воспитывать в детях трудолюбие, аккуратность, добрые чувства.
1. На прошлом уроке мы познакомились с рассказом М. М.Пришвина.
Чтение. Вывод. Чему учит этот рассказ?
Чтобы хорошо читать, нужно тренироваться.
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.
2. Тренировочные упражнения.
1) Чтение слогов, слов.
БА – ЛЕ – РИ – НА ПО – Э – ТЕС – СА СТИ –ХИ
МА – ЯК НАЙ – ТИ ЧЕ – ЛО – ВЕ – КА
Агния Львовна хотела стать балериной, училась в хореографическом училище. Но очень любила писать стихи. Вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разбросанных по белому свету войной.
- У каждого человека есть друзья детства, друзья юности, друзья старости. А есть друзья, которые идут с человеком по всей жизни. Хорошо, если таким другом станет для вас Агния Львовна Барто. Она очень любила детей, верила в них, писала для ребят весёлые стихи.
В стихах А. Барто каждый из вас может увидеть самого себя или своих друзей.
Я была бы очень рада, если бы стихи А. Л. Барто помогли каждому из вас в вашей жизни стать лучше, добрее и нести это добро людям.
2) Расшифруйте слова (ключ к шифру).
2-ой ряд 1-ый ряд
3 8 9 5 2 1 5 10 7 6 8 7
М Я Ч И К Л О Ш А Д К А
3 1 5 2 3 5 1 2 6
С Л О Н М И Ш К А
4 7 9 8 7 4 10 9 7 2
З А Й К А мощ ПО ца ни Б Ы Ч О К
- Какое слово лишнее?
- Что объединяет все остальные слова? («Игрушки») Давайте вспомним ваше ранне6е детство? (Стихи рассказать).
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с новым произведением.
1) Чтение стихотворения.
- Понравилось ли стихотворение? Какой вы представляете Таню? (Обмен мнениями).
-Какие дела успела выполнить Таня за день?
-Как вы думаете , в каком возрасте для ребенка перечисленные дела важны?
- Почему вы так думаете?
Отработка техники чтения.
2) Прочитайте стихотворение самостоятельно.
7. Словарная работа. Объяснить лексическое значение слов.
8.Работа над содержанием.
Ответить на вопросы:
-Какие дела были у Тани?
-Как и кому она помогала?
-От чего она так устала?
-Что обещала сделать завтра?
-Почему стихотворение называется « Помощница»?
-Как относится автор к героине?
9. Выборочное чтение.
10. Устное рисование картин.
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
11. Выразительное чтение (по ролям).
-А как вы помогаете дома маме, папе, бабушке, как Танюша?
Обобщение: да, вы люди у нас уже взрослые и дела у вас, конечно, серьезные.
12.Физкультминутка для глаз.
13. « Читальный зал». Выставка книг.
- Назовите книги, которые вы видите на выставке.
-Есть ли среди них знакомые вам книги?
-Сегодня почитаем стихи А. Л. Барто.
-Самостоятельное чтение (в парах). На столах у детей книжки- игрушки.
В каждой книжке карточка (стихотворение А. Л. Барто).
-О чём? О ком вы прочитали? (Обмен мнениями).
14. Обобщение.
Стихи А. Л. Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. О том, как радуются люди, когда видят ваши хорошие дела. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много, они ждут вас, только надо быть очень внимательными и чуткими.
Ваш труд принесёт большую радость всем людям. Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро.
-Чему учат нас стихи А. Л. Барто? ( Учат честности, чести, душевной щедрости, доброты, сердечности).
-Кто из вас порадуется за кого-то из ребят?
-Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно?
Я хотела, чтобы на душе у вас был праздник от того, что мы соприкоснулись с творчеством А.Л. Барто.
15. Я благодарю вас за урок и рекомендую прочитать стихи А. Л. Барто. Дома нарисуйте свои любимые игрушки.
16. Итог урока.
Урок-телепередача "С. Михалков «Котята»". 1-й класс
Форма: Урок-телепередача литературного чтения в 1 классе
Задачи : познакомить детей с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать навык чтения; расширять и активизировать словарный запас детей; развивать память, воображение; воспитывать: чувство товарищества, взаимопомощи, интерес к творчеству С.В.Михалкова, любовь к книге, к чтению, уважение к труду автора, бережное отношение к животным.
Обучение УУД: умение составлять план действий; определять уровень усвоения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Включение в учебную деятельность: Цель: Организовать учащихся к работе, проверить готовность к уроку. – Приходилось ли вам слушать произведения Сергея Владимировича Михалкова? - Кто охраняет покой мирного населения от грабителей, бандитов и других правонарушителей? - А кто знает, как давно милиция была переименована в полицию? С.В.Михалков написал произведение «Дядя Стёпа». Кто уже знаком с этим произведением? II. Вступительная беседа Цель: подготовка к усвоению учебного материала. «Добрый день”, – я всем сказала. “Добрый день”, – ответим мы. Как две ниточки связали теплоты и доброты. (Слайд1) Как вы уже догадались, вы попали на урок-телепередачу «В мире животных». Мы поговорим сегодня о домашних животных, в частности я вас познакомлю с домашним животным, о котором написаны рассказы и стихи, помещенные на страницах книг. Ты представь себе на миг, Ты хотел развеять скуку, Как бы жили мы без книг? На вопрос найти ответ. Что бы делал ученик, Протянул за книжкой руку, Если не было бы книг, А ее на полке нет! Если б все исчезло разом, Нет, нельзя себе представить, Что писалось для детей: Чтоб такой момент возник, От волшебных добрых сказок, И, тебя могли оставить До веселых повестей... Все герои детских книг.
Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Таких людей называют писателями. III. Погружение в ситуацию урока Цель: Сообщить тему и цели урока. У. Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.. (слайд 2) – Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями. Он очень хорошо знает и понимает детей. В передаче мы начнем путешествие по стране, которую сам писатель назвал "Державой Детства". Мордочка усатая, Часто умывается, Шубка полосатая, А с водой не знается. (кошка) (слайд 3) У. Сегодня мы будем вести разговор о кошках, прочитаем стихотворение Михалкова, написанное о котятах. IV. Речевая разминка Цель: подготовить к чтению произведений.. Дети читают хором. (слайд 4) Учитель вызывает нескольких учеников. Они проговаривают строки вслух. Тише, мыши! Кот на крыше! А котята ещё выше! V. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика Цель: перенос в показ характеристик, раскрывающих отдельные черты животных в их облике или повадках: - Сейчас мы попробуем изобразить этих котят. Выйдите из-за парт. Покажите, какие котята маленькие. Присядьте, колени обхватите руками. Котята медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх. Покажите, как котята подпрыгивают. Прыжки на месте. Покажите, как котята бегают. Бег на месте. Сейчас котята будут мяукать. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Мяу». VI. Работа над новым материалом Цель: подготовка учащихся к восприятию стихотворения. -Итак, я хочу вам прочитать стихотворение о котятах. Сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята» Учитель читает отрывок из стихотворения (слайд 5) - О ком говорится в этом тексте? Прочитаем этот текст вместе хором. Сколько было котят? Как их звали? Посмотрите на этих котят (Слайд6) Откройте “Русскую азбуку” на стр. 106. Прочитайте текст до конца. VII. Работа над выразительностью чтения Цель: развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально – эмоциональное развитие; -Сейчас мы будем учиться читать это стихотворение выразительно. Учитель читает стихотворение по частям. На доске (слайд 7) -А теперь попробуйте сами прочитать это стихотворение, передавая голосом чувства героев. Старайтесь не мешать соседу по парте во время чтения. Учитель предлагает нескольким ученикам прочесть стихотворение вслух. После обсуждения учитель оценивает работу, дает рекомендации. Физминутка. Цель: снять утомление после чтения. Зарядка для глазVIII. Работа над новым материалом (продолжение). Цель: проверка понимания новых знаний. -Кошки- загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее других. Подумайте и вспомните, что умеет делать кошка? (По ответам учеников учитель заполняет схему. Слайд 9)
ловит мышей;
предсказывают погоду;
выступает в цирке;
защищает своего хозяина.
IX. Дифференцированное задание Цель: развивать умение организовать себя при индивидуальной работе. 1. Любители 1-го ряда готовятся прочесть стихотворение выразительно Любители кошек 2 группы выполнят задание: Найдите в тексте и зачитайте, как выглядели котята. А теперь мы все вместе расскажем об этих весёлых котятах по картинкам, используя слова из текста (белый котёнок, смелый, умный, шумный)
2. Работа по карточкам. любители кошек приготовили интересные сообщения.
ХI. Итог урока
Цель: Анализировать выполнение поставленных задач.
1. Воспитательный момент.
Цель: Развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, способность к состраданию, сочувствию.
Наше время в эфире истекло. И в заключении я хочу сказать: когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты до конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их! Спасибо участникам нашей программы за подготовку , выступления, составленные рассказы о жизни домашних животных .
До свидания! До новых встреч в эфире (слайд 11).
Урок Б.В. Заходер
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.В. Заходера; учить чувствовать юмор стихотворения, сравнивать стихи по интонации.
Обучение УУД: умение выражать свое мнение о произведении; оценивать содержание литературного произведения, поступки его героев.
Пропедевтика: перевод литературного произведения.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Чем мы занимались на предыдущем уроке?
— Что вы запомнили о СВ. Михалкове?
II. Развитие речевого аппарата
III. Постановка целей и определение темы урока
IV. Работа по теме урока
Любое хорошее стихотворение открывает перед читателем что-то новое, необычное, порой сказочное в самых привычных вещах и явлениях, легко запоминается и звучит как музыка.
— Прочитайте стихотворение «Два и три» на с. 107 «Азбуки».
— Почему мальчик может собой гордиться? (Он научился считать почти до десяти.)
— О чем затеял шутливый спор сын с отцом?
— И чем закончился дележ?
— Кто читал о Винни-Пухе?
Книгу английского писателя А. Милна «Винни-Пух» на русский язык перевел Б.В. Заходер.
— Послушайте одну из пыхтелок Винни-Пуха.
Я стоял на носу
И держал на весу
Задние лапки и все остальное...
Цирковой акробат
Был бы этому рад,
Но Медведь — это дело иное!
И потом я свалился,
А сам притворился,
Как будто решил
Отдохнуть среди дня!
И, лежа на пузе,
Я вспомнил о музе,
Но она позабыла поэта (меня).
Что делать...
Уж если,
Устроившись в кресле,
И то не всегда мы владеем стихом, —
Что же может вам спеть
Несчастный Медведь,
На которого кресло уселось верхом.
V. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
Урок В.Д. Берестов
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Д. Берестова; развивать воображение; поддерживать стремление к самостоятельному чтению художественной литературы. Обучение УУД: умение находить нужную книгу среди других книг (на выставке, в библиотеке); определять настроение поэтического произведения; осуществлять самоконтроль на основе коллективно выработанных критериев оценивания учебной деятельности.
Пропедевтика: отношение к близким. Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
II. Развитие речевого аппарата
III. Актуализация знаний
— «Как хорошо уметь читать!» Продолжите это стихотворение хором. Если вы не помните его наизусть, можно подсмотреть текст на с. 83 учебника. Кто автор этого стихотворения?
IV. Постановка целей и определение темы урока
V. Работа по теме урока
Прелесть самостоятельного чтения В.Д. Берестов понял очень рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей».
По специальности В.Д. Берестов был археологом, а стихи стал писать, когда у него появилась дочка.
— Прочитайте текст о В.Д. Берестове на с. 108 «Азбуки».
А еще Валентин Берестов переводит на русский язык сочинения других авторов. Сегодня мы поближе познакомимся с его произведениями.
— Прочитайте стихотворение «Песья песня» на с. 108. — О ком оно?
— Почему луны не оказалось на небе? (Скрылась за тучами.)
— С какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Отработка выразительного чтения.)
— Прочитаем стихотворение «Прощание с другом». — Что вы знаете о ежах?
— Как назывался рассказ о еже, который мы недавно читали?
— Кто его автор? — Почему еж ушел в лес? (Повторное чтение.)
— Почему дикие звери не хотят жить в неволе?
— Как автор стихотворения относится к ежу?
— Докажите это, прочитав строки из стихотворения.
— Почему мы решили, что автор написал о себе? («Я его провожаю в слезах...».)
— Вызывает ли это стихотворение грусть?
— Прочитайте стихотворение «Любили тебя...». (Текст записан на доске.)
Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, * За то, что ты — сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
— Для кого написано это стихотворение? — О чем оно? — Как мы его озаглавим?
— За что взрослые любят детей?
— Прочитайте последние две строки. Как вы их понимаете?
Взрослые любят детей всегда, даже когда огорчены их поступками. И наказывают не для того, чтобы сделать ребенку больно, а с целью воспитания и предостережения от плохих поступков в будущем.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте задания на с. 109 «Азбуки», выполните их. Тот, кто сможет решить все поставленные перед ним задачи,
может считать, что «Азбуку» освоил прекрасно и готов к освоению русского языка.
Если вы не можете справиться с заданием, не стесняйтесь, просите помощи у учителя или одноклассников. Друзья всегда готовы прийти вам на помощь.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— В произведениях В.Д. Берестова постоянно прослеживается мысль: «Как приятно научиться чему-то новому». Что нового вы узнали? Чему научились?