kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как человек использует воздух

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.  

Цели и задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о воздухе: его составе и  свойствах;

- рассмотреть примеры использования человеко воздуха.Метапредметные:

- развивать умение наблюдать, проводить опыты,   наблюдать за ходом и результатами опыта;     выводы и умозаключения;

- развивать интерес к предмету;

- создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

- развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

- воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

-  формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах,  в группах;

-  воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

-  воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

 Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

 Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

 Педагогические технологии:

 - деятельностный метд обучения;

 - объяснительно – иллюстративного обучения;

 - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

 -ИКТ - технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.»  А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как человек использует воздух »

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

- рассмотреть примеры использования человеко воздуха.


.Метапредметные:

- развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

- развивать интерес к предмету;

- создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

- развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

- воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.


Личностные:

- формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь


Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

- деятельностный метд обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).


Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.


Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!


- Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):


- Как называется водная оболочка земли?

- Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

- Назовите основные свойства воды.

- Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

- Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

- Где человек использует выталкивающее свойство воды?

- Какое свойство воды используется при стирке ?

- Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

- Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

- Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.


Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод


2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)


- Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

- Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.


Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.


- Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

- Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

- Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы


3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)


- Вспоминаем то, что знаем:

- Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

- Что такое воздух? (смесь газов)

- Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

- Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

- Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

- Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

- Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

- Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)


- Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.


Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

- Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) - почувствовали

- При движении, воздух – осязаем.


Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

- Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

- Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)


Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.


- Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.


- Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)


- Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса - уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

- таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.


-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

- Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

- Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

- Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)


- Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

( при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжимается)


Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица


- Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) - таблица

- Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила ) – таблица


- Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов


Опыт 3.


Бросить листик бумаги в воду.

- Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица


- Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

- Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

- Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

- Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.


- Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?


- Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица


- Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?


- Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.


- Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) - таблица


- Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:


Опыт 4. (проводит ребенок у доски)


Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.


(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)


- Такое свойство называется – упругость – таблица.


- Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) - таблица

- Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.


К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.


- Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.


Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.


- Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики


Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)


5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.

(2 минуты)


- Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

- если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

- если бы воздухе не было углекислого газа?

- если бы воздух был более плотным, чем есть?

- если бы в воздухе не было кислород?


- Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

- Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)


Работа в тетради (при наличии времени)

- Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

- Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

- Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета


6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)


Работа в тетради. Стр. 34. № 2

- Напишите какие свойства воздуха используют


Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода


Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)


7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)


Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

- Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

- Какие свойства воздуха запомнили?

- Кто доволен уроком и собой на уроке?

- У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? - внимательно поработать дома

- Кто очень доволен и уроком и собой?


Спасибо за урок. Спасибо за внимание.




Или блиц-опрос:


- Что такое воздух?

- Какие газы входят в состав воздуха

- Имеет ли воздух определенную форму и объем

- Как называется воздушная оболочка земли

- Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

- Что делает воздух при нагревании

- Почему не падают самолеты. Вертолеты

- Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

- Какой газ используют при производстве газировки

- Сколько человек может прожить без воздуха

- Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться


Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.


Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

- Следовательно?...(воздух имеет вес, массу)

- Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

- Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.









Личностные:

осознанное

отношение

к учению
































Познавательные:

- сравнение

- синтез

- структуриро

-вание знаний

- выдвижение

гипотез










Познават-е:

- постановка

проблемы

- выдвижение

гипотез




Регулятивные:

-целеполагание

- планирование

- знаково-

символическое

моделирование


Познавательные:

- структуриро-

вание знаний

- выдвижение

гипотез

















Познавательные:

- структуриро-

вание знаний





































































Регулятивные:

- контроль

- оценка

- коррекция

- волевая

саморегуляция











































Коммуника-

тивные:

- выражать

свои мысли

в партнерстве










Регулятивные:

- волевая

саморегуляция

- самооценка


Познавательные:

- рефлексия

познавательного

процесса













Регулятивные:

- волевая

Саморегуляция

- контроль,

- самооценка














Познавательные:

- рефлексия

познавательного

процесса





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как человек использует воздух

Автор: Макарова Елена Владимировна

Дата: 23.08.2015

Номер свидетельства: 226450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока окружающего мира "Как человек использует свойства воздуха" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-kak-chieloviek-ispol-zuiet-svoistva-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "128466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415520960"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок окружающего мира "Как человек использует свойства воздуха" 4 класс (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(96) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-kak-chieloviek-ispol-zuiet-svoistva-vozdukha-4-klass-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "208175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430748701"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок познания мира в 4 классе "Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха""
    ["seo_title"] => string(96) "urokpoznaniiamirav4klassievieshchiestvazaghriazniaiushchiievozdukhochishchieniieiokhranavozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "267384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450365782"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Вода. Свойства воды». "
    ["seo_title"] => string(20) "voda-svoistva-vody-1"
    ["file_id"] => string(6) "188443"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426680066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: "Вода в жизни человека и растений". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-v-zhizni-chielovieka-i-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "217051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433227568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства