1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты) Проверка домашнего задания. Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира. Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем! - Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода) -Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально): - Как называется водная оболочка земли? - Какую роль играет вода в жизни живых организмов? - Назовите основные свойства воды. - Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек? - Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе? - Где человек использует выталкивающее свойство воды? - Какое свойство воды используется при стирке ? - Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв? - Какое свойство воды используется в паровом двигателе? - Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе. Индивидуально на карточках: Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования. Текучесть Паровой двигатель Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции Расширяется при нагревании Изобретение кораблей Растворитель Водопровод 2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока. Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты) - Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух) - Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока. Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха. - Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ? - Каковы будут цели урока? Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование. 2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком. - Какой предложите план работы над темой? 1) Вспоминаем то, что знаем 2) Опыты, наблюдения – сводная таблица 3) Выводы 3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут) - Вспоминаем то, что знаем: - Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера) - Что такое воздух? (смесь газов) - Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему? - Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха) - Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород) - Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок) - Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей). - Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха) - Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве. Опыт 1. Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение) - Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) - почувствовали - При движении, воздух – осязаем. Опыт 2. Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой. - Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол) - Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды) Опыт 3. Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух. - Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем. - Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха) - Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе? (ветер надувает паруса - уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии) - таблица Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком. -Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые. - Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх) - Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому. - Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения) - Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? ( при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжимается) Опыт 2. Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке. На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается. Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица - Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) - таблица - Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх? (выталкивающая сила ) – таблица - Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов Опыт 3. Бросить листик бумаги в воду. - Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды? (воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица - Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях? (увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость) - Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена. - Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью) - Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство. - Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты? - Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока? (воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица - Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела? - Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи. - Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна) (двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) - таблица - Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и провести для этого такой опыт: Опыт 4. (проводит ребенок у доски) Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод. (Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.) - Такое свойство называется – упругость – таблица. - Где можно использовать упругость накачанного воздуха? ( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) - таблица - Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась. К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав. - Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха. Работа в группах. Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности. - Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха? Азот – азотные удобрения Кислород – используют для сварки Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку Водородом наполняют воздушные шарики Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха? (силу ветра, свойства и состав воздуха) 5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний. (2 минуты) - Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим? - если бы воздух не перемещался, не было бы ветра? - если бы воздухе не было углекислого газа? - если бы воздух был более плотным, чем есть? - если бы в воздухе не было кислород? - Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта? - Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи) Работа в тетради (при наличии времени) - Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения: - Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) – парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары - Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты) Работа в тетради. Стр. 34. № 2 - Напишите какие свойства воздуха используют Вертолет | плотность | Двойное остекление | низкая теплопроводность | Растение | наличие в воздухе углекислого газа | Ракета | плотность | Надувной матрац | упругость | Костёр | наличие в воздухе кислорода | Проверьте свою работу по эталону. У кого получилось без ошибок? У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома) 7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты) Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух) Достигли ли цели? Докажите: - Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха) - Какие свойства воздуха запомнили? - Кто доволен уроком и собой на уроке? - У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? - внимательно поработать дома - Кто очень доволен и уроком и собой? Спасибо за урок. Спасибо за внимание. Или блиц-опрос: - Что такое воздух? - Какие газы входят в состав воздуха - Имеет ли воздух определенную форму и объем - Как называется воздушная оболочка земли - Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям - Что делает воздух при нагревании - Почему не падают самолеты. Вертолеты - Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах - Какой газ используют при производстве газировки - Сколько человек может прожить без воздуха - Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться Опыт 6. Воздух имеет вес, массу. Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил) - Следовательно?...(воздух имеет вес, массу) - Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю. - Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми. |