Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует. Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха. | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов; 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | Ученик получит возможность формирования: 1. Умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Учебник Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С.Раутиан. | Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс..А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С.Раутиан. | Презентация, предметные картинки, опорные слова |
2. Проверка д/з. 3.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до сих пор не закончилось? Какое свойство воды использовал человек при: изобретении корабля, парового двигателя, гидравлического пресса и домкрата, водопровода, подслащивании пищи, стирки изделий, термометра? Установите взаимосвязи между предметами и свойствами воды. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один – самый большой из всех. Он не солёный и не пресный, у него нет берегов. Кто догадался, о чём речь? (Воздушный океан) Постановка учебной проблемы. Может ли человечество переселиться на другую планету, если жить на земле будет невозможно? Почему? вспомним всё, что мы знаем о воздухе. - Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место? Опыт № 1 (с веером) Опыт № 2. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему? (внутри воздух) Опыт № 3. Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему? Опыт № 4. Наполнить воздухом пакет. Какое ключевое понятие нашего урока? «Мозговой штурм» «Веришь ли ты?» Что воздух – это смесь газов? (+) Что воздушная оболочка Земли – защищает планету? (+) Что воздух имеет форму? (-) Что на воздух можно опереться как на стол? (?) Что ветер может иметь силу, обеспечивающую человека электричеством? (?) Что воздушная оболочка может помочь в сохранении тепла человеческого тела? (?) Что воздух может помочь автомобилю преодолеть расстояние? (?) - На какие вопросы мы ответы уже знаем? Определите ключевые слова того, что повторили. – Что о воздухе мы не знаем? Какова цель урока? Тема? «Как человек использует свойства воздуха?» | Установливают взаимосвязи между предметами и свойствами воды. Наблюдают и делают вывод: Вывод: мы чувствуем прикосновение, хотя веер нас не касался. Значит между веером и лицом есть какое-то тело. Вывод: Вода в стакан не попадает, ей мешает воздух, находящийся в стакане. Вывод: открытое пространство позволило воздушному пузырю покинуть стакан. Пакет становится объемным, и мы можем, почувствовать каким упругим становится воздух при сжатии. Воздух Заполняют таблицу «Веришь ли ты?» Начало составления кластера. Составляют план урока открытия нового План урока: Повторить что такое воздух, из чего он состоит? Определить, какими свойствами обладает воздуха? Как человек использует свойства воздуха? | *понимание взаимосвязи | *Выявлять сущность, особенности объектов; *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. *Находить ответы на вопросы в иллюстрации. *Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. Совместное открытие знаний 4.1. Работа в группах с учебником. 4.2.Составление кластера. | Практическая часть. № 1 (ветряное колесо) Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. - Что такое ветер? № 2 (фонарь) Бумажная салфетка держится над лампой. – Что мы наблюдаем? – Почему салфетка поднимается? – Какова температура воздуха над лампой? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. № 3 (самолетик) – А на воздух опереться можно? – При каких условиях? -Где применяется это свойство воздуха? Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью. № 4 (варежки) – Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.) – Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.) № 5 (шприц) – Почему мы не можем сдвинуть поршень? Какой можно сделать вывод? Учитель обобщает ответы детей. Практическая работа в группах. Сегодня на уроке мы совершаем открытия, которые вы должны зафиксировать в дневниках. Инструкция: Подготовить ответы по вопросам карточек. Выслушать выступления ребят и сделать записи в Дневнике открытий. Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.) Завершим заполнение таблицы. | Наблюдают, делают первоначальные выводы. Ветер Её удерживает горячий воздух Самолет летит, опираясь на воздух В закрытом пространстве тело нагревается Воздух не сжимается Представитель группы дает монологический ответ по схеме. Все заполняют дневник открытий | Познакомить со свойствами воздуха, проиллюстрировать на опытах. | *Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. *Ориентироваться на развороте учебника. *Выявлять сущность, особенности объектов; *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. *Находить ответы на вопросы в иллюстрации. *Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. *На основе анализа объектов делать выводы. * Обобщать и классифицировать по признакам |
5. Применение нового знания. 5.1. Работа в рабочей тетради | Работа в тетради. 2. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства). 4. Рефлексия Напиши, какие свойства воздуха используют с. 34 тетради № 2. -Оцените работу в парах по алгоритму. - Обобщение изученного на уроке | Самооценка | Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует. Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха. | *Развивать умение слушать и понимать других. *Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. * Оформлять свои мысли в устной форме. *Умение работать в паре. *Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |