- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
(Чтобы было интереснее потом).
- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.
стр. 13.
Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется?
Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?
Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
(появляется 6 чашка на ней надпись «ОБРАЗ ФЕДОРЫ»)
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась .Посуда вернулась.)
-Какую песню пела Федора? (прочитать)
-Что сказала Федора, когда все решили вернуться к ней? (прочитать)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
(появляется 7 чашка на ней надпись «ИЛЛЮСТРАЦИИ»)
-Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (художник)
(Всё блестит, сверкает, всё в порядке. Федора моет посуду. Всё нарисовано светлыми красками)
(появляется 8 чашка на ней надпись «ТЕСТ»)
Цель: провести проверку по теме урока.
-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Работа в группах.
И сказала скалка:
«Мне… Федору жалко»
И сказала чашка:
«Ах, … она бедняжка»
И сказали блюдца:
«Надо бы…вернуться»
И сказали утюги:
«Мы… Федоре не враги»
Тест (индивидуальная работа –самопроверка)
(сигнальные карточки А,Б,В)
1.Как звали главную героиню сказки?
А)Мария Николаевна
Б)Федора Егоровна
В)Елизавета Васильевна
2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А)Корова
Б)Коза
В)Свинья
3.Как кто скакали тарелки?
А)как зайцы
Б)как белки
В) как кенгуру
4.Кто остался в доме у Федоры?
А)кошки
Б)тараканы
В)попугай
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А)читала стихи
Б)пела тихую песню
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А)на столе с белой скатертью
Б)на подоконнике
В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
(появляется 9 чашка на ней надпись «ИТОГ»)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Кто виноват в Федорином горе?
-Поняла ли Федора свою ошибку?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у вас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у вас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.
Пословицы
«Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто»
«Где труд, там и счастье»
-Какая пословица подходит к началу сказки, а какая к концу?