Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять".
Коммуникативные: поддержать диалог, вступать в дискуссию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть отрывки из сказки К.И. Чуковского «Путаница»
2-3 ученика читают наизусть.
Регулятивные: оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно
Актуализация знаний
Ребята, скажите, из каких сказок эти слова? Спрашиваю тех, кто поднимет руку.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд. ("Тараканище".)
А потом позвонил Крокодил и со слезами просил:
Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой: ("Мойдодыр"), (слайд 2)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством К.И. Чуковского, прочитаем сказку "Федорино горе".
Учащиеся отгадывают из каких сказок эти слова.
Коммуникативные: поддержать диалог, вступать в дискуссию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Регулятивные: оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
Вы наверное, не знаете, что Чуковский Корней Иванович был критиком, литераторам, а сказочником стал совершенно случайно? Случилось это так.
Его маленькая дочка Мурочка капризничала, не хотела умываться, её отец Корней Иванович вышел из кабинета и сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появилась сказка "Мойдодыр".
А когда надо было уложить дочку спать, Корней Иванович рассказывал ей весёлые сказки, которые сочинял тут же.
Например:
Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку гулять:
Появилась сказка "Бармалей", (слайд 3)
Позднее все придуманные сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать.
Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. Если бы он был жив, то в 2015 году ему исполнилось бы 133 года.
Учащиеся слушают рассказ учителя о жизни автора.
Познавательные: Учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные: поддержать диалог, вступать в дискуссию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Регулятивные: оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Работа над новым материалом
Сегодня познакомимся со сказкой "Федорино горе", (слайд 6)
-Посмотрите на иллюстрацию, и скажите о чем будет эта сказка?
Откройте учебники на с.13
Целевой вопрос: Почему от Федоры убежали вещи?
- Чтение сказки (учителем)
Ответ на целевой вопрос.
Словарная работа: тараторит, кочерга, кадушка, расфуфырить хвост, сито, корыто, растопырила глаза, побежали во всю прыть, ушат, прусаки.(слайд 7-
- Проверка понимания содержания сказки.
- Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?
- Что было смешно?
- А что грустно?
- Жалко ли вам Федору? Почему?
- Найдите и прочитайте строки, в которых содержится ответ на вопрос: почему Федору постигло горе?
- Обратите внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
- С какими героями познакомились в этой сказке?
- Назовите их?
- Подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники и т.д. в живые существа?
- Зачитываем слова: почему вещи отказались вернуться?
- Кто помогал Федоре ловитиь вещи?
- Почему вещи решили вернуться?
- Как отблагодарила Федору посуда за то, что она их вымыла?
- Какая была Федора, в начале сказки? (слайд 7)
- Какое отчество у Федоры?
- Почему его мы узнаем в конце?
- В конце сказки, какой стала? (слайд 8)
- Как автор относится к Федоре? (слайд 9)
- Прочитайте пословицы, (слайд 10)
- Какая пословица подходит к этой сказке?
- Почему ты думаешь, что эта пословица подходит к этой сказке?
Учащиеся слушают сказку К.И. Чуковского «Федорино горе»
Учащиеся отвечают на вопросы по прочитанному произведению.
Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: поддержать диалог, вступать в дискуссию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Регулятивные: оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Итоги урока
- С каким произведением мы познакомились на уроке? (слайд )
- Назовите автора.
- Обратите внимание на выставку по произведениям этого замечательного писателя.
Учащиеся отвечают на вопросы. Просмотр книг К.И.Чуковского.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные: оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно
Домашнее задание
- Выразительное чтение сказки "Федорино горе", (слайд )
- Оформить обложку сказки "Федорино горе".
Спасибо всем, вы хорошо работали на уроке!
Объявление оценок.