Просмотр содержимого документа
«Изучение исторического материала в курсе "Окружающий мир" 4 класс»
Учебный предмет "Окружающий мир" в начальной школе в целом и каждый его модуль (естествознание с экологией, социология, история, ОБЖ, элементы информатики и экономики) имеют огромное значение в развитии личности младшего школьника. Освоение знаний об окружающем мире и способов оперирования этими знаниями развивают эрудицию, мировоззрение, мышление, речь, волю, чувства, воображение, творческие и исследовательские способности, наблюдательность, экологическую, санитарно-гигиеническую и информационную культуру, навыки учебного труда, различные теоретические и практические способы деятельности, в том числе познавательной деятельности, способствует успешной адаптации к окружающей среде. Учебный предмет "Окружающий мир" выполняет важную пропедевтическую функцию. Он готовит учащихся к изучению в школе ряда естествоведческих и обществоведческих курсов. Эта подготовка идёт как по линии содержания, так и по линии развития личностных качеств и навыков учебного труда. Среди них такие специфические умения, как умение работать с научным текстом, передавать свои мысли в связном рассказе, уметь наблюдать окружающие объекты и явления, выполнять практические работы, ставить простейшие опыты, пользоваться лабораторным оборудованием, брать нужную информацию из окружающего мира, литературных источников, работать со словарями, справочниками, использовать Интернет.
В Государственном стандарте (2004 год) подчеркивается, что учебный предмет "Окружающий мир" (человек, природа, общество), изучаемый с 1-го по 4-й класс, является интегрированным.
Интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также в процесс, ведущий к этому состоянию. Применительно к процессу изучения предмета "Окружающий мир" это означает, что содержание этой учебной дисциплины должно не только включать все разделы (объекты) изучения, но и элементы, обеспечивающие целостное восприятие детьми окружающего мира.
Всё содержание предмета разграничено в соответствии с основными объектами изучения: младший школьник, родной край, Земля как планета жизни.
В современных учебных программах целесообразность интегрированного подхода к изучению предмета отмечается на уровне учебных задач: " установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни" (Н.Ф.Виноградова и др.), "на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков).
В 2011 учебном году начальные классы начнут работать по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта учебного предмета "Окружающий мир" является раздел "Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования".
Эти требования таковы:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Сегодня действующие программы в УМК уже во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена в программе и УМК "Окружающий мир" образовательной системы "Школа России". Там же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников.
Наибольшие трудности для интеграции в курсе "Окружающий мир" представляют уроки истории.
Исторический подход нашёл отражение в учебнике А.А.Плешакова "Мир глазами историка" (4-й класс). Целостность курса предмета не нарушается при изучении истории, потому что историческое развитие рассматривается в сочетании с развитием отношений человека с природой, развитием научного знания о природе и человеке.
Предлагаю разработку урока "Окружающего мира" на историческую тему в четвёртом классе УМК "Школа России" по программе А.Плешакова.
Жизнь древних славян.
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; учить делать сравнения и выводы; развивать воображение, внимание, наблюдательность, познавательный интерес; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение работать в паре; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова "Окружающий мир", 4-й класс, программа Microsoft Offise PowerPoint для работы на компьютере, конверты с заданиями для работы в парах, листы бумаги А4 для выполнения мини-проектов, таблички со словами "географ", "историк", "археолог", "теолог", "дизайнер".
Ученики заранее распределены по парам так, что задания будут выполнять по материалу, который они прослушают в течение урока. Задача у этих пар: хорошо слушать преподносимый материал, чтобы потом выполнить мини-проект.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада встрече с вами, Приятно ваше общество, друзья! Ответы ваши вы готовьте сами, Их с интересом буду слушать я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно включайся в работу, дружок.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы перенесёмся с вами на много веков назад. Тема нашего урока: (слайд №1) "Жизнь древних славян". Цель урока: (слайд №2) узнать, кто такие славяне, чем они занимались, как жили, как одевались, во что верили, как отдыхали и веселились, можем ли мы назвать себя славянами; в конце урока вы в парах выполните небольшие проекты по теме урока.
В работе участвуют: географ, археолог, историки, теологи, дизайнер одежды (слайд №3).
3. Работа по теме урока.
Учитель: первым о славянах нам расскажет "географ".
Слайд №4 -расселение славянских племён (карта)
Ученик- "географ": "Повесть временных лет" - первая русская летопись - перечисляет восточнославянские племенные союзы и рассказывает, на каких землях они жили.
Поляне сидели по обоим берегам среднего Днепра вокруг "матери городов русских" - Киева. На правом берегу Горыни и Припяти жили древляне. К северо-востоку от Днепра располагались владения племенного союза Север. Северяне жили по реке Десне и её притокам. Хорваты селились по склонам Карпатских гор. Радимичам принадлежали земли на верхнем Днепре, Соже и Десне, а на восток от них по рекам Москве и Оке до верховьев Дона жили вятичи. Северными соседями потомков вятичей и радимичей являлись кривичи, жившие у истоков рек Москвы, Днепра, Ловати, Великой. Ильменские словене ушли дальше всех на север и основали Новгород.
Учитель: Учёный Герасимов по найденным черепам смог воссоздать представителей некоторых племён (слайд №5) - вятичка, радимич, полянин. Подумайте и ответьте на вопрос: как теперь называются потомки древних славян? (Ответы учеников). Кроме этого, археологам удалось произвести раскопки древних поселений славян. Каким было жилище славян, поведает "археолог".
Слайд №6 - изба древних славян.
Ученик-"археолог": Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Посёлок огорожен частоколом. Жилища почти до половины уходили в землю. Видны соломенные крыши домов. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот, землянки для хранения зерна и других запасов. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Окошки от холода прикрывали досками, соломой, ветками.
Учитель: сравните, пожалуйста, современные здания с древними избами. (Ответы учеников). Продолжим наше путешествие во времени. О занятиях древних славян расскажут историки.
Слайды №7-8-занятия славян.
Ученик - "историк": Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям людьми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес
был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками, рыболовами, бортниками (собирателями мёда диких пчёл). Охотники с собаками, вооружившись луком и стрелами, копьём и рогатиной, идут на охоту. Самое простое - взять лису или зайца из капкана, птицу из силков. А вот добыть медведя может только очень сильный и ловкий.
Тяжёлым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Потом деревья сушили и сжигали - так удобряли землю. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхлённую деревянной сохой. Сеяли чаще всего просо, но были известны и другие злаки - пшеница, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа. Через несколько лет приходилось заново готовить новое поле, а, значит, вырубать новый участок леса.
Много работы у кузнеца и его сына. Только они умеют плавить железо и делать топоры, мечи, копья, наконечники для стрел, острые косы и серпы. Все уважают кузнеца, но и немного побаиваются: ведь почти никто не знает секретов его мастерства.
Слайды №9-10 - орудия труда, оружие и предметы домашнего обихода. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Многие из них занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.
Учитель: Деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Волю богов доносили до людей волхвы.
Слайд №11 - волхвы. Кто знает, какой исторический момент изображён на картине Васнецова В.? (Дети отвечают).
Славяне поклонялись сразу нескольким богам, поэтому их верования назывались языческими.
Слайд №12 - языческие божества:
Перун - бог молнии и грома.
Сварог - бог света и неба.
Даждьбог - бог солнца.
Сварожич - бог огня.
Ярило - бог урожая.
Стрибог - бог ветра.
Славяне постоянно задабривали богов, приносили им жертвы.
Ученик - "теолог": Славяне считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. А вот чёрные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьёт дубиной - гремит гром, стрелами-молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун - он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному Богу - Солнцу - посвящали несколько праздников. Первый - в декабре, когда день перестаёт убывать. Второй - Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Слайд №13 - Масленица. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили в сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины - символ Солнца. Самый большой праздник - Иванов день или Иван Купала. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает.
Физкультурная пауза. Что славяне делали в ночь на Ивана Купалу?
- прыжки на двух ногах;
- приседания;
- хороводы;
- потягивания (молили богов).
Ученик - "теолог" (2-ой): Родной, привычный мир славяне населяли самыми фантастическими существами.
Слайды №16-19 - языческие духи и верования. Баба Яга - образ лесной старухи - волшебницы. Она считалась у славян хозяйкой зверей и покровительницей мира мёртвых. Леший жил в лесу и был его хозяином. Его поведение в лесу впрямую зависело от поведения в лесу самого человека, от его отношения к природе.
Кощей Бессмертный - злой дух, покровитель мира мёртвых, справиться с которым было под силу немногим героям. Кикимора жила в доме, с ней обычно связывались несчастья и плохие события в жизни обитателей.
Дом славян был населён большим количеством духов: в бане жил банник, который следил за порядком в ней. Славяне оставляли ему воды, мыла. Скотник присматривал за скотом, овинник охранял зерно.
Водяной был злым духом и олицетворял собой водную стихию. Нельзя было его злить, так как он мог наслать наводнения.
Учитель: Можем ли мы сейчас услышать что - либо об этих духах? (Ответы детей).
А теперь слово предоставляется "дизайнеру". Он расскажет нам, какую одежду носили славяне, какие у них были украшения.
Ученик - "дизайнер": Жители славянского посёлка - стройные светловолосые люди. Женщины одеты в сарафаны и кофточки. Сарафаны украшены цветной вышивкой из шерстяных и льняных ниток. Вышивкой украшали рукава кофточек, передники. Одежда у девочек скромнее, но тоже расшита разными узорами. Головными уборами были кокошники с тщательно вышитыми узорами и расшиты бусами и разноцветными лентами. При раскопках древних курганов найдены предметы одежды славян с разнообразной вышивкой. На них видны сказочные птицы, люди, животные, растения. Мужчины одеты в широкие рубахи и штаны из грубого холста. На ногах лапти.
Прошло много времени, более 12 веков, но у потомков славян - русских, украинцев, белорусов - национальная одежда мало изменилась: вышитая рубашка и сарафан у женщин, рубаха и штаны у мужчин. Цвет - триколор: белый, синий, красный.
Учитель: Подведем итог урока. Что нового узнали на уроке? Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? (Ответы детей). Для закрепления изученного материала выполните небольшую работу в парах. У каждой пары своё задание в конверте. Если кто-то затрудняется, материал можно найти в учебнике "Окружающий мир" А.Плешакова, часть 2, 4кл. с.34-39.
Слайд №25 - итоги урока и задания для выполнения общего мини - проекта:
А) занятия славян;
Б) одежда славян;
В) верования славян;
Г) племена славян;
Д) праздники славян.
Дети выполняют задания. Затем мини - проекты вывешиваются и обсуждаются.
Учитель: Молодцы! Хорошо поработали. А теперь - сюрприз! Слайд №26 - группа "Надежда" в современных русских костюмах (в ней поет учитель класса).
Домашнее задание: подумать, чем могли заниматься дети восточных славян.
Учебная дисциплина "Окружающий мир" решает задачи по организации познавательной деятельности учащихся. Роль учителя складывается из нескольких составляющих преподавания этого предмета: создание целостной системы мира, обучение учащихся процессу творчества, развития каждого, согласно его интересам и индивидуальности. Поэтому нам, учителям, необходимо постоянно учиться вместе с нашими учениками, быть первооткрывателями, исследователями, творцами.
Использованная литература.
Аквилева Г.Н. Практическая направленность преподавания методики предмета "окружающий мир" в педагогическом вузе, профессор, Московский городской пединститут, "Начальная школа" №10, 2008 год.
Миронов А.В. Как преподавать курс "Окружающий мир", профессор, Набережночелнинский пединститут, "Начальная школа" №5, 2008 год.
Миронов А.В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества, профессор, Набережночелнинский государственный университет, "Начальная школа" №6, 2010 год.
Федеральный Государственный образовательный стандарт, Москва, 2009 год.
Мария Семёнова "Мы - славяне", Санкт - Петербург, Группа "Азбука - Классика", 2010год.
Наталья Майорова "Русская история", Москва, "Белый город", 2004 год.