Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания |
действия учителя | действия учеников (возможные варианты) |
1-й урок |
I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. | Учитель записывает тему урока, рассказывает детям сказку о девочке Лике и предлагает ответить на вопросы. Жила-была среди кочевых народов девочка по имени Лика. Нравился ей кочевой образ жизни: переезжаешь с места на место, столько красивых растений, диковинных животных увидишь на своём пути. Даже камни везде разные: то встретишь рыжевато-красные с удивительными узорами, то сине-серые гладкие, то прозрачные как стекло. Только вот скучала она по тем местам, да и со временем стирались в памяти увиденные красоты. Тогда решила она вырезать из кожи или из войлока замысловатые узоры, силуэты животных в память о тех краях, где побывала. И так много их накопилось, что они перестали умещаться в её маленькой сумочке, но выбрасывать их она никак не хотела. 1. – Как попробуете помочь Лике? – Что сделать с вырезанными фигурками? 2. – Вспомните, как называется такая техника. 3. – Скажите, а в современном мире используют аппликацию? 2 1 2 | 1. Дети предлагают разные варианты, но учитель подводит их в диалоге к тому, что можно наклеить фигурки на стены жилища (юрты или кибитки), на одежду, обувь и т.д. Скорее всего, дети сами об этом скажут. 2. – Аппликация (в случае затруднения учитель обращает внимание детей на определение в учебнике, с. 10). 3. Дети предлагают разные варианты: – да; нет; только на уроках изо и т.д. | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
II. Формулирование проблемы. III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Актуализация знаний. | – Молодцы, но вы не всё назвали. Какой у вас возникает по поводу этого вопрос? 1 1 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 10. – Рассмотрите страницу и скажите, как использовали технику аппликации художники? – Рассмотрите работу Анри Матисса и ответьте на вопросы на с. 10. 1 3 1 2 2 | Где и как ещё можно использовать аппликацию? Возможен другой вариант проблемного вопроса. 1. Дети рассматривают страницу, отвечают (возможные варианты ответов): – создавали силуэты, как, например, Елизавета Кругликова; создавали панно, как А. Матисс. Рассматривают картину, отвечают на вопросы. |
2. Учитель предлагает открыть учебник на с. 10–11 и сравнить две работы Матисса. – Рассмотрите работы Матисса на с. 10–11 и сравните их: – Какое настроение передал художник в этих работах? – Какие цвета использовал для этого в одном панно, какие в другом? – Как Матисс использовал тёплые и холодные цвета? – Какие детали использовал Матисс? 1 3 1 2 2 | 2. Дети рассматривают панно, отвечают. |
3. Учитель предлагает выполнить задания 1–2 на с. 4 в Рабочей тетради. 1 2 | 3. Выполняют. |
IV. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. 2 3 | – Технику аппликации можно использовать при создании портретов, пейзажей, декоративных панно, украшений и др. Возможны и другие варианты ответов. |
V. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает выполнить задание 3 на с. 5 в Рабочей тетради. 1 4 2 | Выполняют. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. 5 3 Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму: – Что тебе нужно было сделать? – Какие цвета ты использовал? – Ты спроектировал свой цветок самостоятельно или воспользовался образцом в тетради? – Когда ты создавал свой цветок, ты использовал сочетания тёплых и холодных цветов? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? 5 1 3 | Выполняют. |
VII. Домашнее задание. | Домашнее задание №1 носит рекомендательный характер и выполняется по желанию. 1. Подумать, как ещё можно использовать технику аппликации сегодня. 2. Принести заготовки «Бабочка» и «Цветок» (можно дома сделать ещё по одной или переделать ту, которая не получилась), цветную бумагу, ножницы, клей. | Записывают. |
2-й урок |
I. Актуализация знаний. | Учитель демонстрирует работы, выполненные в технике аппликации, и предлагает ребятам ответить на вопросы: 2 3 – В какой технике выполнены работы? – Какие цвета использовал художник? – Как мы могли бы сегодня использовать аппликацию? | Отвечают (возможные варианты ответов): – техника аппликации, использован силуэт; – использовали сочетания тёплых и холодных цветов; использовали родственные и дополнительные цвета; – отвечают. | |
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Учитель предлагает ребятам спланировать свою деятельность: 1. – Сначала спланируем ход своей работы. И поучимся мы этому у Анри Матисса. Прочитайте текст на с. 11 учебника и предложите свой план изготовления панно. 3 1 | 1. Дети читают, составляют план, озвучивают его, а учитель записывает на доске наиболее удачные пункты: 1. Приготовить заготовки для панно. 2. Приготовить фон для панно. 3. Разложить заготовки цветов на общем фоне, подбирая их по цветам, обсудить. 4. Приклеить цветы к фону. 5. Разложить бабочки на цветы, обсудить их расположение. 6. Приклеить бабочек. 7. Обсудить работу. |
Учитель предлагает детям договориться о порядке работы: 2. – Теперь договоримся, как мы будем подходить к работе, чтобы не мешать друг другу. Можно выполнять работу по рядам, освободившимся ребятам можно предложить заняться продуктивным заданием. 3 1 | 2. Ребята вместе с учителем договариваются о правилах коллективной работы. |
3. Учитель предлагает рассмотреть ребятам панно «Цветочный луг» на с. 4–5 в Рабочей тетради и выполнить коллективное панно на заранее приготовленной тонированной бумаге. – Цветы можно приклеивать, нанося клей по всей плоскости, а приклеивая бабочек, можно создавать эффект объёма, нанося клей на одну сторону или на середину. 5 2 3 | 3. Выполняют под руководством учителя, руководствуясь планом. |
III. Выражение решения проблемы. | Учитель предлагает детям ответить на вопрос: – Как мы сегодня использовали технику аппликации? 3 | Отвечают. |
IV. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает детям придумать необычное название для коллективного панно (можно в стихотворной форме), лучше работать по группам или в парах. 3 | Выполняют, озвучивают и выбирают лучшее. |
V. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает обсудить ребятам свою работу: что получилось, что нет. 5 1 3 | Обсуждают. | |
VI. Домашнее задание. | – Принести фотографию, которую ты хотел бы оформить в рамку, картон, цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры. | Записывают. | |