Для урока я приготовила пословицы.Прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все правила каллиграфии.
Взял книгу в руки – не заскучаешь.
Мы будем много знать, если мало будем спать.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
Сделали дело – гуляем смело!
- Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок.
III. Словарная работа. Картинный диктант.
- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов. (Слайды 3,4,5)
Оцените работу товарища.
Горох, лестница, автобус, город, огурец, лопата.
IV. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
- Что объединяет все эти слова?
- Что вы знаете об имени существительном? Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
- Как изменяются имена существительные? (По числам (ед., мн.ч), по падежам, бывают мужского рода, женского рода, среднего рода).
- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте узнать, о какой части речи в ней говориться. Только, пожалуйста, не выкрикивайте, если догадались. Умейте дослушать до конца.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Всё расскажет нам… ( глагол)
А сейчас вернёмся к нашим словарным словам и подберём к ним подходящие по смыслу глаголы.
- Что обозначает глагол? обозначает действие предмета.
- На какие вопросы отвечает? Что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает? что делал?, что сделал? Что будет делать?
- Каким членом предложения бывает? Сказуемым.
В ходе беседы заполняется таблица. (Слайд 6)
- Как изменяются глаголы?
- Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока.
V. Самоопределение к деятельности. (Слайд 7 )
– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица)
– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы)
– Что изменилось в записи слов? (Окончание)
– Почему? (На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.)
- Составьте нераспространенное предложение к левой части слайда. (Птица летит)
- Составьте нераспространенное предложение к правой части слайда. (Птицы летят)
Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? (Окончание –изменяемая часть слова))
- Почему? (летит - обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа),
летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают? – это форма мн. числа)
– Запишите эти предложения.
- От какой части речи вы задаете вопрос? (от имени существительного)
Подпишите часть речи – сущ.
- Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?
( число глаголов зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан)
VI. Тема и цель урока.
Сформулируйте тему урока. Изменение глагола по числам.
Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?
Для ответа используйте слова (слайд 8):
-Будем учиться определять…..
-Будем учиться изменять……
- Находить…….
(Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа)
В ходе беседы заполняется таблица. (Слайд 9)
VII. Физкультминутка. (Слайд 10)
А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)
Припекло, припекло.
И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)
Разлило, разлило.
Ручейки по улице (Бег на носочках.)
Все журчат и журчат.
Журавли курлыкают.
И летят, и летят.
(Идут, высоко поднимая колени, взмахивают руками)
- Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке? (о весне)
- Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?
Дни стали длиннее, ночи короче. Солнце светит ярче. Появились проталинки. На деревьях набухли почки и вот – вот распустятся. Прилетели перелетные птицы. Птицы звонче поют.
- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?
- Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст. (Слайд 11)
Ручеёк по улице
Всё журчит и журчит.
Журавль курлыкает,
И летит, и летит.
Обобщение: глагол изменяется по числам.
Оцените свою работу
VIII. Первичное закрепление. (Слайд 12)
На карточках записаны столбики слов:
девочка
девочки
подснежник
подснежник
цветут
собирает
собирают
цветёт
Из двух столбиков подберите, составьте и запишите пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов. (Слайд 13)
девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.),
девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.),
подснежник (сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.),
подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.).
Работа с каждой парой слов. (Кто?) девочка (что делает?) собирает. Можно сказать девочка собирают?
Глаголы «собирает» и „собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются? («собирает» — ед.ч., «собирают» — во мн.ч.).
Как определили, в каком числе стоит глагол? (Посмотрели на число существительного).
Глагол «собирает» изменяется по числам? (Да).
- Итак, глаголы изменяются по числам? (Да).
Это значит, что у глагола есть форма единственного и множественного числа.
- Как правильно определить число глагола?
Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе.
Работа по учебнику.
-Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.79.
-Какие ещё новые вопросы, вы прочитали к глаголам единственного и множественного числа?
( что сделает? что делал?- ед.ч. что сделают? что делали?- мн.ч)
- Теперь вернёмся к нашему затруднению. Как изменяются глаголы?
Глаголы изменяются по числам: ед.ч. и мн.ч.
IX. Закрепление.
Работа с учебником.
-А сейчас выполним упражнение 547. Самостоятельная работа.
- Сколько предложений в тексте?
- Прочитайте, спишите предложения и определите число глаголов.
-А сейчас выполним задание по карточке.
Задание 1. Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.
1. Играют, смотрят, пишет, рисуют.
2. Поливает, цветут, растут, пахнут.
( Глаголы ед. ч , все остальные стоят во мн. ч.)
Оцените свою работу
Задание 2. (Слайд 15)
Ребята у вас на партах лежат карточки. Распределите глаголы на две группы и запишите в тетрадь.
Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!
Задание 3.
Угадайте предметы по их действию.
Сияет, светит, греет. Что? (солнце)
Бегают, прыгают, лают. Кто? (собаки)
Течёт, журчит, льётся. Что? (вода)
Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.
X. Итог урока.
- Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?
XI. Домашнее задание.
Правило на с.79, упражнение 550.
XII. Рефлексия.
- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом.
Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей красный листочек.
Вывод по рефлексии.
- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.
– Природа весной просыпается и набирает сил, а вы на уроках набираете знания!