kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по Окружающему миру для 4 класса.

Цель урока: формировать представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности на Руси.

Задачи урока:

1.Образовательная: раскрыть содержание понятий: кириллица, летопись, киноварь, охра, красная строка. Дать представления о рукописных книгах древней Руси, используя самостоятельную работу с текстом учебника.

2.Развивающая: развивать историческую речь, словесно-логическое мышление произвольное и непроизвольное    внимание.

3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книгам, трудолюбие, любовь к своей Родине на примере Кирилла и Мефодия и Нестора – летописца.

Тип урока: урок  «Редакция».

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал,

Литература: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из книжной сокровищницы Др.Руси»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель урока: формировать представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности на Руси.

Задачи урока:

1.Образовательная: раскрыть содержание понятий: кириллица, летопись, киноварь, охра, красная строка. Дать представления о рукописных книгах древней Руси, используя самостоятельную работу с текстом учебника.

2.Развивающая: развивать историческую речь, словесно-логическое мышление произвольное и непроизвольное внимание.

3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книгам, трудолюбие, любовь к своей Родине на примере Кирилла и Мефодия и Нестора – летописца.

Тип урока: урок «Редакция».

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал,

Литература: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,

Ход урока


1.Организационно-мотивационный этап (1-3 мин.)

Задачи: Создать положительный настой учащихся, на предстоящую деятельность

Проверить готовность детей к уроку

Показать, как будет оцениваться их деятельность (приём стимулирования)

Здравствуйте, ребята садитесь!

Ну- ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Лишь оценку пять.


Как вы думаете, ребята, от кого зависит успех нашего занятия?

(Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас).

б) "Лесенка успеха"

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, успеха и удачи.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок – «Урок Редакция».

Ребята, вы все сотрудники редакции.

А кто из вас может сказать, что такое редакция?

Д. Учреждение, где все занимаются своими делами.

А словарь Ожегова даёт такое определение: Группа работников, редактирующих какое-н. Издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати.

Работа в редакции будет строиться по такому плану .

Начинаем с планёрки, на которой обсуждается план работы на день, ставятся задачи перед сотрудниками, давайте, и мы это сделаем. Давайте вместе выясним тему урока.

- Кто из вас знает историю возникновения книги?

Д.Книги возникли давно, их писали от руки.


А подробно мы узнаем о возникновении книг на нашем необычном занятии.

- Ребята, может кто-то уже сможет сформулировать тему нашего урока?

Д.Как возникли книги, история книги и т.д.


Молодцы! А тема урока звучит следующим образом «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Сокровищница это - хранение, сосредоточение чего-нибудь очень ценного.

Работать мы будем по плану.

Посмотрите на план и скажите, чтобы вы, хотели узнать на уроке

Д. Как писали на Руси, чем писали, как выглядели рукописные книги.

Но главный вопрос урока, какое значение в жизни людей имеет письменность? На этот вопрос мы будем отвечать в течение всего урока.

2.«Работа в отделах»

«Планерка» закончилась, переходим к следующему этапу «Работа в отделах». В нашей редакции работает 5 отделов:

1 отдел писем,

2 отдел 1 информационный ,

3 отдел 2 информационный отдел,

4 отдел 1 проблемный отдел,

5 отдел 2 проблемный отдел.

Ребята, к нам в редакцию пришло письмо, в котором читатели просят на странице газеты поместить определение таких понятий: посадник, вече. На этот вопрос отвечает отдел писем.1 – й Проблемный отдел вам необходимо подготовить ответ на вопрос « Какие особенности управления были в городе Новгороде?».2 проблемный отдел готовит ответ на вопрос: «Назовите замечательные архитектурные постройки в городе Киеве».

А информационные отделы готовят рассказ о городе Киеве, каждый отдел должен представить одного сотрудника для ответа.

на это задание вам даётся 1 минута.

3. «Производственное совещание».

Переходим к третьему этапу «Производственное совещание», на котором вы должны доложить о своей работе в отделах. За полный правильный отчёт отдел будет получать жетоны. Если вы будите нарушать дисциплину, на вас наложен штраф, будьте внимательны при отчёте отделов. Итак, слово представляется отделу писем, какие определения понятий вы поместили на страницах газеты?

Правы вы или нет, давайте посмотрим на . Молодцы, отдел писем, ваша информация будет полезна для читателей.

Перейдём к следующему отделу, 1 проблемный отдел какой ответ на вопрос« Какие особенности управления были в городе Новгороде?» у вас получился?

Правы вы или нет, давайте посмотрим на слайд.

2 проблемный отдел, какой ответ на вопрос» Назовите замечательные архитектурные постройки в городе Киеве» у вас получился? Правы вы или нет, давайте посмотрим на слайд.

Переходим к информационным отделам, что же они нам приготовили ? - Расскажите о г. Киеве.

Тот, кто ответил более полным ответом и получает жетон.

4. «Работа за своим столом».

Молодцы! Все отделы справились с отчетом, и мы все вместе переходим к следующему этапу «Работа за своим столом».

Каждый отдел должен внимательно просмотреть телепередачу, которую мы подготовили…, ваша задача после прослушания заполнить таблицу, которая находится у каждого из отдела лежит на парте.

Телепередача «Хочу знать»

Ведущий: здравствуйте, уважаемые телезрители в эфире телепередача «Хочу знать». И я её ведущая ….Тема нашей передачи «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий». Про жизнь Кирилла и Мефодия нам расскажет наш гость ученица 4а класса ….

Ученик: Здравствуйте!

Ведущий: наших телезрителей интересует такой вопрос, где родились Кирилл и Мефодий?

Ученик: Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни.

Ведущий: Чем занимались Кирилл и Мефодий?

Ученик: Кирилл изучал богословие и преподавал философию Мефодий, был

правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи.

Ведущий: Кто предложил создать славянскую азбуку?

Ученик: Брат Кирилл решил составить славянскую азбуку.

Ведущий: А почему он решил, её составить?

Ученик: Потому-то латинские и греческие буквы не могли передать всех особенностей славянской речи.

Ведущий: Как называется созданная братьями азбука?

Ученик: Кириллица. (Слайд).

Ведущий: Спасибо за внимание. До скорых встреч!


А теперь проверим, как наши отделы справились с выполнением заданий.

Откуда родом Кирилл и Мефодий?


На этот вопрос нам ответит отдел писем. Проблемные отделы у вас такой ответ? Информационные и проблемные отделы, а у вас такие ответы? Молодцы! На 2 вопрос, Чем занимались Кирилл и Мефодий?

отвечает 1 информационный отдел.

Письменный, информационный и проблемный отделы у вас такой же ответ?

На 3 вопрос Кто предложил создать славянскую азбуку?

отвечает 1 проблемный отдел. Письменный, информационный и проблемный отделы у вас такой же ответ?

На 4 вопрос. А почему он решил, её составить?

отвечает 2 информационный отдел. Письменный, информационный и проблемный отделы у вас такой же ответ?

На 5 вопрос. Как называется созданная братьями азбука?

отвечает 2 проблемный отдел. Письменный, информационный и проблемный отделы у вас такой же ответ?

Вы дали правильные ответы и получаете по 1 жетон.

Ребята, давайте сделаем с вами вывод: какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в создании письменности?

Д. Создали первую славянскую азбуку.


Сотрудники, не кажется ли вам, что мы засиделись в редакции? Давайте немножко отдохнём.

5.Командировка «Выбери сам».

А теперь вам предлагается отправиться в командировку и собрать нужную информацию. Для этого вы выбираете одно из заданий , которое находится в конверте.( в конверте) Чтобы ответить на все вопросы вы должны использовать текст учебника. с. 56-57

1.Прочитайте и составьте рассказ о Древних рукописных книгах на основе текста учебника

2. Выясните, почему мы говорим «Красная строка».

3. Что означает выражение « Прочитать книгу от доски до доски»?

4. Что такое пергамент и киноварь?

5. Что такое летопись? Самая известная летопись Древней Руси? Кто её написал?

Время на подготовку 4минуты.

А теперь прошу отчитаться о проделанной работе в командировке. Слово предоставляется отделам,

  1. Первые отчитываются те, которые собирали информацию о рукописных книгах.

  2. Следующий отдел дает отчет по вопросу, что означает выражение прочитать книгу от доски до доски? А остальные слушают, а потом объясняют это выражение.

  3. Хорошо, слушаем отчёт следующего отдела по проблеме, что означает выражение «писать с красной строки».

  4. Ждем отчет о проделанной работе по вопросу летопись.

  5. Отчет последнего отдела о пергаменте киноваре.

Все отделы молодцы . Рабочий день в редакции подходит к концу, давайте подведем итоги. Какое значение в жизни человека имеет письменность?

Д. в жизни человека имеет письменность большое значение, т. к с помощью письменности накопленные знания передаются от одного поколения к другому.

Д.Благодаря письменности передавались знания, узнаём о важнейших событиях в жизни людей , используя письменность люди могли писать друг другу письма, что позволяло общаться на расстоянии.

6. Творческая работа.

А сейчас мы с вами перенесемся в те времена, когда не было ручек и книг, а писали перьями для каждого отдела творческое задание.

1 отдел писем «Украсит букву» используя растительный узор.

2 отдел 1 проблемный напишет текст гусиным пером на папирусе.

3 отдел 2 проблемный гусиным пером на папирусе.

4 отдел 1 информационный напишет текст пером плакатным.

5 отдел 2 информационный попробует пером написать на пергаменте. (телячьей коже).

- Все отделы справились с заданием, получают жетоны.

И вот мы с вами и собрали свою небольшую книжку.

Подведём итоги.

Сегодня мы побывали в роли корреспондентов и собрали нужную информацию для наших читателей

Рабочий день завершается и в нашей редакции, подведем итоги.

-Подсчитайте жетоны в отделах.

Сколько жетонов у отдела писем,

-1 Информационного отдела?

2 информационного отдела?

1 проблемного отдела?

2 проблемного отдела?

А теперь оцените работу индивидуально

«Закончи предложения»:

- Сегодня на уроке я узнал ……..

- На уроке мне было интересно, потому что………..

- Трудности были при………

-поставил бы себе оценку….

- А теперь давайте поставим отметки самым активным, внимательным.

Спасибо за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из книжной сокровищницы Древней Руси

Автор: Иванчук Наталья Фёдоровна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок окружающего мира по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "202458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429258919"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация " Из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "102612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402535918"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока окружающего мира  "Из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "163444"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422473702"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси. ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_iz_knizhnoi_sokrovishchnitsy_drevnei_rus"
    ["file_id"] => string(6) "491576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545186407"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация  к уроку окружающего мира на тему  "Из книжной сокровищницы древней Руси""
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "250635"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447094448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства