kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»:

Максимова Анна Святославовна

ТЕМА :  «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Цель: сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;

   Задачи:  образовательная : дать представление о летописях как исторических  документах;    учить делать выводы, обобщать;

  • развивающая: развивать речь, память, внимание, воображения, умения давать полные ответы на вопросы.
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь  к книге, уважения к людям, которые их создали, привлечение детей к регулярному посещению библиотеки.

      Оборудование: карточки, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А. Плешаков,     презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси», карточки

                                             Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- работа по карточкам;

  1. Сообщение темы и цели урока

      - вводное слово учителя;

  1. Изучение нового материала

- сообщения учащихся;

- сообщение учителя;

- решение проблемной ситуации

  1. Физминутка
  2. Закрепление материала
  3. Итог урока

-ответы на вопросы;

- работа по карточкам.

  1. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси" »

Учитель ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»:

Максимова Анна Святославовна



ТЕМА : «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Цель: сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;

Задачи: образовательная : дать представление о летописях как исторических документах; учить делать выводы, обобщать;

  • развивающая: развивать речь, память, внимание, воображения, умения давать полные ответы на вопросы.

  • воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь  к книге, уважения к людям, которые их создали, привлечение детей к регулярному посещению библиотеки.

Оборудование: карточки, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А. Плешаков, презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси», карточки

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

- работа по карточкам;

  1. Сообщение темы и цели урока

- вводное слово учителя;

  1. Изучение нового материала

- сообщения учащихся;

- сообщение учителя;

- решение проблемной ситуации

  1. Физминутка

  2. Закрепление материала

  3. Итог урока

-ответы на вопросы;

- работа по карточкам.

  1. Домашнее задание



Тип урока: изучение нового материала



Ход урока

I. Организационный момент. Включение в учебную деятельность

«Вот опять звенит звонок –
Приглашает на урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать».

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

– Сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10–11 веков Киеве и Новгороде.

1. Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1. Что такое кремль ? Новгородский Кремль. Слайд 1

Карточка 2 Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев? СЛАЙД 2-3
Карточка 3. На чём и чем писали новгородцы?

III. Сообщение темы

1. Вводное слово учителя

-Мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать.

И сегодня тема нашего урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси» Слайд 4

На уроке мы познакомимся с историей появления письменности и вы узнаете историю создания первых книг.

IV. Изучение нового материала.

– Ребята, вы знаете, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства. Впрочем, давайте начнем по порядку. 

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? СЛАЙД 5

24 мая отмечается день славянской письменности. В этот день мы с благодарностью вспоминаем братьев Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку. До IX века на Руси не было своей азбуки. СЛАЙД 6

24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? СЛАЙД 7-11

Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в македонском городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, имея военное звание, он был правителем в одном из славянских княжеств. Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по – русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. По окончании учения был назначен хранителем библиотеки, затем он стал учителем философии в Высшей константинопольской школе.

СЛАЙД 12 Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

СЛАЙД 13

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла – Кириллицей.

СЛАЙД 14 Вот в 863 году Кирилл с помощью брата и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие. До сих пор мы пользуемся кириллицей, только в измененном виде. Недаром братья- монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.

СЛАЙД 15-16-Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

Первые буквы кириллицы в IX веке – это «аз» и «буки».

Вот почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв кириллицы). С помощью глаголицы можно было записать устную речь. Глаголица была создана Кириллом и Мефодием

- Ребята, а вы хотите узнать, когда появились печатные книги и кто их написал?

- У разных народов книги изготовлялись из различных материалов и разнообразного вида.

- Так в Египте писали на папирусе. , СЛАЙД 17

- В Греции на пергаменте, СЛАЙД 18 В древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы.

- В Древнем Вавилоне на глиняных дощечках. , СЛАЙД 19

- В Древней Руси писали на бересте, о чем свидетельствуют раскопки археологов. Значит, какой можно сделать вывод? (На Руси появилась письменность позже, чем в других государствах.) , СЛАЙД 20

- Книг требовалось тысячи. Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее. Им стала бумага. Родиной бумаги был Китай. 

СЛАЙД 21 - Создатель книги - писец - должен был обладать четким и красивым почерком.

- Книга была произведением искусства. - Эти книги стоили очень дорого, ими дорожили. Во время пожара их выносили из дома первыми. Часто, чтобы спасти книги, их, как ни странно, бросали в колодцы. Находясь, некоторое время в воде, книги не портились, благодаря своим толстым переплетам и плотным застежкам. В последствии, их надо было вынуть и немного просушить края листов. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это более пятисот лет назад.

СЛАЙД 22В 11веке в Киево-Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет».

Это была не просто летопись. Нестор , описывет историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов

В свой труд Нестор включил только сведения о ранних периодах русской истории. Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.

Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий. , СЛАЙД 23


- Люди писали от руки, это было не удобно?


, СЛАЙД 24  Первый печатный станок на Руси изобрел Иван Федоров. Иван Федоров был опытным переплетчиком, столяром и переписчиком. За час на печатном станке можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Федоров составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

, СЛАЙД 25 Первой книгой, которую напечатал первопечатник Иван Федоров, был «Апостол» на славянском языке. Набор первой страницы книги он начал в апреле 1563 г. На это ушел почти год. И 1 марта 1564 г. «Апостол» был напечатан.



- Со временем создавались книги, по которым учили детей. Первую школу для детей организовал князь Владимир в Киеве. Детей начинали учить в 6-7 лет, так же, как и вас сейчас. 

- Вы видете с каким трудом человечество пришло к книгопечатанию, с какими трудностями люди сталкивались.

- Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какое множество людей приложило свой труд к её созданию.





V. Физминутка

VI. Закрепление материала.

1. Работа с учебником. (стр.55-57). Ответить на вопросы с. 58 Проверь себя.



VII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно понравилось на уроке?

Какое настроение после урока ?

VIII. Домашнее задание.

Стр. 52, 55-58, пересказывать, ответить на задания в учебнике

Найти и запомнить пословицы о книге.

.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающего мира по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Автор: Максимова Анна Святославовна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация " Из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "102612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402535918"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация  к уроку окружающего мира на тему  "Из книжной сокровищницы древней Руси""
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "250635"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447094448"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по окружающему миру по теме "из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "237794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444397003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства