Воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения
Ход урока:
- Ребята и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Мы прощаемся с Азбукой.
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой,
Он зовется Азбукой.
- Урок одновременно и радостный и грустный. Почему? Что же изменилось в нашей жизни за это короткое время?
Алина
Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Маша
Изменились наши игры.
Стал серьёзным первый класс
Икс и игрек, икс и игрек
В голове у нас сейчас!
Никита
Ну а в третьих, я Лариске
Сам уже пишу записки!
И бабуля говорит:
Мой внучонок – вундеркинд!
Лена
Сто загадок, сто вопросов
Нам покоя не дают.
Почему мигают звёзды?
Может в гости нас зовут?
Вопросов много и не только у нас у первоклассников, но и у взрослых людей. Где искать ответы на многие из них, чтобы знать все больше и больше? Народная мудрость об этом говорит:
«Кто много читает, тот много знает!»
1 сентября мы отправились в плаванье по стране Знаний, делали открытие за открытием. Путешествие по стране Азбуки мы завершили, а значит мы должны отправится в более долгое путешествие в страну Литература. Много новых героев вы встретите в этой стране. И сказочные герои, которых вы уже знаете, интересуются, а все ли смогут войти в страну Литература. Они приготовили для вас испытания. Готовы к ним?
Угадай сказочного героя.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги к ней понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная шапочка)
Она живет возле леса, прислушивается к разным звукам. Вопросы у нее звуковые.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика нужна врачам, логопедам, музыкантам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение по Азбуке мы начали именно со звуков.
Дима К.
- Мы - не буквы, мы - звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы - не буквы, мы - звуки речи. Произносят и слышат нас!
Разминка:
Сколько гласных звуков в русском языке?
Сколько букв, обозначающих гласные звуки?
Назови парные согласные звуки
Назови буквы, всегда мягких согласных звуков?
Какие звуки в русском языке всегда твердые?
Задание.
Какая буква лишняя?
Ё, И, Я, Е, Ю н, р, к, й, з ц, ч, ж, ш
Красная Шапочка говорит вам ОТЛИЧНО!
2. Угадайте следующего героя.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?.. (Буратино)
Задание.
. В каком из этих слов звуков больше, чем букв.
ЕЛИ МЕЛ
Как правильно записывать звучащую речь? Этому учит ГРАФИКА.
- Вы тоже себя представили волшебниками и нарисовали рисунки «На что похожа буква».
- О каких буквах эти стихи?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Три. Получилась буква? (И)
Палочка, рядом две ровные дужки,
Вот и готовы очки для лягушки (В)
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 (З)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
-Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно знаете и все остальные буквы алфавита.
3. Угадайте героя.
Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон)
ксения
- Дружат гласные с согласной, Составляя вместе слог. МА и ША (а вместе Маша) МИ и ША ( а вместе Миша) К нам явились на урок.
Давид
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
Рада
- Сколько в слове гласных-. Столько и слогов. Это знает каждый из учеников.
Грамматическая арифметика.
БА
+ большой деревянный сосуд = ? (Бабочка)
+ пресноводное животное с клешнями = ? (Барак)
+ приятный полезный напиток = ? (Басок)
+ маленький порез на пальце = ? (Баранка)
-Сколько слогов в этих словах?
Расположите слоги по цветам и прочитайте фразу.
(Мы читаем по слогам)
- Карлсон говорит нам КЛАССНО!
4. Угадайте героя.
Он, конечно, самый главный Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа. (Незнайка)
Андрей
Мы в слове слог ударный
Найдем эле-мен-тар-но.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
- Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало.
- Незнайка нам говорит СУПЕР!
5. Угадайте героя.
С голубыми волосами
И с огромными глазами.
"Зубы чистить! Руки мыть!"
Любит поруководить! (Мальвина)
- Мальвина приготовила задания связанные с орфографией. ОРФОГРАФИЯ – нормы и правила письменной речи. Вам придется подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
Настя Ш. - Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.
Ярослав - Твёрдый знак нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объясненье, И подъезд, и объявленье.
Игра «Камень-вата».
Если учитель читает слово с Ъ - ребята топают, если с Ь – хлопают.
«Азбука» верным другом была для нас. Прощаясь с ней, грустит наш класс. Но долго нам грустить нельзя – Нас ждут открытия, друзья!
Вы прочли её до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий путь
Слогового чтения:
Вам сегодня выдают удостоверения.
Поздравление от родителей.
Приложение
Задание 1.
Какая буква лишняя?
Ё, И, Я, Е, Ю н, р, к, й, з ц, ч, ж, ш
Задание 2.
Грамматическая арифметика.
БА
+ большой деревянный сосуд = ?
+ пресноводное животное с клешнями = ?
+ приятный полезный напиток = ?
+ маленький порез на пальце = ?
-Сколько слогов в этих словах?
Задание 3.
Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало.